Умаление значения
роли русского народа и русской
культуры истории России как
ее движущих сил, искажение
побудительных мотивов в военной
истории России, преднамеренная
фальсификация логики и итогов
Великой Отечественной войны
1941 – 1945 гг., игнорирование экономического
прорыва России в период советской
истории, дегероизация истории
русского народа, игнорирование
освободительной миссии русского
народа и народов России по
отношению к славянским народам
балканских стран (освобождения
от турецкого ига), по отношению
к народам Европы в 1812 –
1814 гг. и в 1941 – 1945 гг. Является
проявлением скрытой русофобии
в школьном историческом образовании
России. Близкие явления наблюдаются
и в преподавании русской литературы.
Имеется множество
фактов, что историческое образование
находится в центре образовательной
политики всех стран, главной
целью которого является патриотическое
воспитание, формирование исторического
достоинства нации. Например, в
США подвергаются цензуре все
учебники по истории.
И именно в России
в процессе реформы появились
школьные учебники по истории
России, носящие явный антирусский
и антисоветский характер, фальсифицирующие
характер и героику созидания в советский
период и в годы Великой Отечественной
войны (1941-1945 гг.).
Возвращению историческому
образованию в России функции
патриотического воспитания, воспитания
национальной гордости, укорененности
в национальных культуре и
традициях, чувств достоинства,
продолжения общего исторического
дела предыдущих поколений —
важнейшее доктринальное положение,
сопрягаемое с национальной идеей
России. «Счастливы те, кто несет
в себе национальную культуру,
кто чувствует себя частицей
своего народа» [19, с. 81].
Россия — общинная
цивилизация, в которой свойство
общинности, соборности, коллективизма
является фундаментальным историко-социогенетическим,
обусловленным логикой историко-духовного
развития русского народа и
всего единства народов России
на евразийском континенте.
Поэтому коллективные,
общинные формы бытия российского
общества, общее дело по Н. Ф.
Федорову являются важнейшими
измерениями русской идеи и
национальной идеи России. Именно
в этой общинной логике развития
Россия отвергла капиталистический
путь развития в 1917 году и
открыла миру путь к социалистическому
устроению жизни общества. Именно
коллективистическое измерение
российской духовности породило
педагогическую систему А. С.
Макаренко, не имеющую себе
равных в ХХ веке.
Национальная идея
России требует возврата к
коллективистскому воспитанию в
российской школе на базе принципа
«труда — заботы». При этом
коллективизм приобретает новое
содержание, в котором духовность
личности, ее самоопределение, ее
свобода не подавляются, а наоборот
получают истинное свое раскрытие,
поскольку только через служение
своему народу, обществу, человечеству,
в отношениях товарищества, дружбы,
сотрудничества, творчества и самораскрытие
личности приобретают истинную
масштабность и социально-историческую
значимость. «Народ. Род. За этим
словами стоит вся таинственная
предыстория Рода... В роде скрывается,
таится и проявляется сущность
человека. Конкретный индивид ничто,
он получает свое звучание
только в роду... Каждый человек
— определенная частичка рода
и он в той мере человек,
в какой он несет в себе
эту частицу» (В. Д. Шадриков) [19,
с. 89].
IV. ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ
4.1 Образование как вид
инвестиций в человеческий капитал
Известно, что в экономических
кругах широко распространена
точка зрения о делении истории
развития человеческого общества
на 3 этапа, идея о трёх цивилизациях:
доиндустриальной, индустриальной
и постиндустриальной. Можно сказать,
что Россия находится на высоком
уровне развития второй стадии.
Но, между тем, и переход к
самой молодой эпохе (постиндустриальной)
не за горами. Основанием этого
служат всё отчётливее проявляющиеся
в нашей стране признаки последней.
Это и переход лидирующей роли от
материального производства к сфере услуг,
и обозначение информации и знания в качестве
основных ресурсов. Именно они и являются
основными факторами развития экономики
(это подтверждается на примерах развитых
стран), то есть наблюдаются очевидные
тенденции резкого роста значения человеческого
капитала, человеческого потенциала в
экономике.
При этом важность
материального производства нисколько
не уменьшается, напротив, промышленность
должна служить некой основой
экономики. А для её развития
необходимо развивать и совершенствовать
образование, ввиду сложнейших
технологий производства. И если
наше государство стремится не
отставать в развитии от передовых
стран, то модернизация экономики
невозможна без должного внимания
к науке и образованию.
Прежде чем говорить
об образовании в России в
настоящее время, необходимо показать,
какую роль оно играет в
формировании человеческого капитала.
Под человеческим капиталом в
экономической теории понимается
мера воплощения в человеке
способности приносить доход
(как врождённые способности и
таланты, физическую силу и
здоровье, так и приобретённые
в течение жизни знания, навыки
и опыт). А все затраты, которые
несёт человек во время своей
жизни с целью увеличить уровень
текущего потребления, не только
способствуют последнему, но и
предполагают увеличение дохода
в будущем, то есть являются
долгосрочными вложениями (инвестициями).
Они делаются всю жизнь и
в числе наиболее важных выделяют
расходы на образование. Несомненно,
они выгодны для индивида, так
как от этих вложений напрямую
зависит его будущий доход.
В своей же работе я рассматриваю
аспект инвестиций исключительно
со стороны государства. Насколько
же долгосрочные вложения в образование
населения резонны для него? Действительно
ли они так необходимы?
Во всех передовых
государствах развитие образования
является важнейшей задачей социальной
политики страны. А что же в
России? К сожалению, до 2005 года
подобного внимания к этой
сфере не было: ни в отношении
разработки каких-либо программ
модернизации системы образования,
ни в отношении решения проблемы
обеспечения кадрами. А ведь
именно образованные, а, следовательно,
обеспеченные люди по статистике
гораздо менее склонны к совершению
преступления (хотя, конечно, при
этом также важно решить проблему
трудоустройства). Более того, страна
не может активно развиваться
с безграмотным населением. Здесь
всё дело в очень быстро
меняющихся, совершенствующихся технологиях
производства. Чтобы идти в ногу
со временем, нужно быстро учиться,
повышать свою квалификацию, что
невозможно с отсутствием качественного
образования в стране. И, наконец,
любое государство стремится
утвердить в обществе определённые
приоритеты и ценности, что также
сделать куда проще с грамотным
населением. Решение всех данных
проблем на самом высоком уровне
даёт стране объективные преимущества
для дальнейшего роста экономики.
К настоящему времени
сложились объективные причины
реформирования системы нашего
образования. По оценке ректора
МГУ В. Садовничего, за 1992-2004 гг.
наша наука сократилась примерно
вдвое: из неё ушли около
миллиона научных сотрудников,
многие из которых успешно
теперь работают на благо уже
не нашей страны. Подобная ситуация
и в высшей школе. Хоть в
Росси и было открыто 3200 государственных
и негосударственных ВУЗов, но
преподавателей больше не стало.
В свою очередь эти проблемы тесно
связаны с проблемами средней школы. Не
секрет, что сейчас ученики, чтобы поступить
в интересующий их ВУЗ, должны заниматься
репетиторством или на различных курсах,
так как школа не обеспечивает необходимого
уровня знаний. Падает качество учебников,
молодые перспективные преподаватели
покидают школу из-за низкой заработной
платы, материально-техническая база оставляет
желать лучшего.
Несмотря на это,
среди специалистов существует
две крайние позиции: одни считают,
что наше образование – лучшее
в мире, другие – что безнадёжно
отставшее. Я считаю, что истина,
как обычно ей свойственно,
находится посредине. Действительно,
наше высшее образование по-прежнему
востребовано, в том числе и
за рубежом. Но надо ли бояться
его модернизации? Ведь поиск
новых, более эффективных методов
работы необходим не потому, что
старые плохи, а потому, что
могут существовать и другие,
более совершенные. Таким образом,
можно согласиться, что наша
система образования нуждается
в модернизации, только вот вопрос
– в какой.
4.2 Двухуровневая система
образования и рынок труда
Для решения вышеперечисленных
проблем наше правительство в
прошлом году разработало ряд
программ, связанных с инвестициями
в человеческий капитал. Среди
них национальный проект «Образование».
В чём же заключается реформирование
нашей образовательной системы?
Во-первых, планируется унификация
российских стандартов с европейскими
(вступление в так называемый
Болонский процесс, что означает
в перспективе дипломы международного
стандарта, то есть единое европейское
образовательное пространство). Во-вторых,
государство намерено продлить обучение
в школе до двенадцати лет, а также повсеместно
ввести единый госэкзамен (что, собственно,
уже происходит). Остро также стоит вопрос
о переходе на двухступенчатую систему
подготовки специалистов (бакалавр –
магистр). Некоторые выступают против
повсеместного введения этой системы,
например, в инженерном направлении. Оно
в настоящее время становится всё более
сложным, и для подготовки по многим специальностям
четыре года представляются явно не достаточными.
Кроме того, весьма сомнительно, что работодатель
посчитает обучение на уровне бакалавра
достаточным для выполнения ответственной
работы.
Любые изменения в
системе образования должны следовать
из потребностей рынка труда,
причём квалифицированного. Спрос
и предложение на нём традиционно
описываются через понятие профессии,
что подразумевает высокую степень
специализации работников.
Традиционный взгляд
на устройство сферы квалифицированного
труда исходит из того, что
здесь действует жесткое разделение
труда, и труд этот организован
на основе жестко закрепленных
профессий. Другими словами, человек
приобретает специальное высшее
образование, получает определенную
профессию (специальность) и затем
занимает в организации должность,
соответствующую имеющейся у
него профессии (специальности).
Согласно этой точке зрения, работа
не по профессии, ее смена,
повторное приобретение высшего
образования являются событиями
редкими, представляют собой скорее
исключения, нежели правило.
Происходящие сегодня
в России и в мире быстрые
изменения рынка труда и системы
образования поставили все эти
постулаты под сомнение. Значительно
вырос темп изменений отраслевой
структуры экономики, технологии,
содержания труда на рабочих
местах. И если раньше было
вполне обычным продолжать свою
трудовую деятельность по одной
единственной профессии, то теперь
типичной стала внутри - и межпрофессиональная
мобильность, постоянное повышение
квалификации, а иногда и переучивание
в рамках непрерывного образования.
В связи с этим
возник новый взгляд на профессиональное
образование, больше соответствующий
гибкому и мобильному современному
обществу. Он исходит из того,
что существует множество рабочих
мест, специальные знания и навыки,
для занятия которых не столь
важны, и потому для эффективного
выполнения квалифицированной работы
часто достаточно общего высшего
образования, формирующего у будущего
работника такие универсальные
деловые способности, как высокая
обучаемость, гибкость, адаптивность
и т.п. Специальные же знания
и навыки легко приобретаются
в процессе обучения непосредственно
на рабочем месте или в ходе
дополнительного образования.
Этот подход (его называют
дженералистским, от английского general
– общий) соответствует уже утвердившейся
в России рыночной экономической системе.
Подготовка специалистов, четко ориентированных
на занятие определенных рабочих мест
предполагает наличие процедуры государственного
заказа и механизма распределения выпускников
по предприятиям, что практиковалось в
СССР. В рыночной же экономике, где выпускник
системы профессионального образования
свободен в поиске работы, ему желательно
иметь как можно более широкий диапазон
возможностей, и понятно, что чем шире,
универсальнее его подготовка, тем большими
шансами трудоустройства он будет обладать.
Данный подход соответствует
и сильно изменившейся за последнее
десятилетие отраслевой структуре
российского рынка труда: российская
экономика за последние пятнадцать
лет превратилась в экономику
услуг (данный сектор становится ведущим),
в сфере услуг занято сегодня
около 60% всех работников. Особенность
же занятости в секторе услуг
как раз и состоит в большой
доле неспециализированного, хотя и
квалифицированного, труда и некоторых
универсальных профессиональных навыков,
присущих широкому спектру профессий
обслуживания. Преобладают рабочие
места, которые требуют скорее не
образования, а общей культуры. К
их числу относятся, например, умение
общаться с клиентом, ориентировать
свою деятельность на его индивидуальные
потребности, умение гибко перестраиваться
и обучаться в ходе взаимодействия
с клиентом и т.п. Это такие
профессии в сфере сервиса, как
линейные менеджеры, специалисты по
продажам, коммивояжеры, продавцы, турагенты,
секретари, офис-менеджеры. Следовательно,
сама структура изменившегося российского
рынка труда заставляет тех, кто
хочет прогнозировать его потребности,
брать на вооружение дженералистский
подход к профессиональной квалификации.
Система профессионального
образования, как уже отмечалось,
не может не реагировать на
вызовы, идущие со стороны меняющегося
спроса на труд. Человеческий
капитал подвержен моральному
износу, то есть быстро устаревает,
поэтому в западных странах
постепенно утверждается многоуровневая
модель высшего образования. В
рамках этой модели на первой
ступени обучения (бакалавриат) приоритетным
является передача человеку обобщенного,
универсального человеческого капитала
(так называемое общее обучение), т.е. обучение
его знаниям, навыкам и способностям (и
прежде всего способности к дальнейшему
учению), которые могут быть применены
на разных рабочих местах. Такие знания
устаревают медленно, и в результате продуктивность
труда индивида возрастает независимо
от места его работы. Специализация же
осуществляется на последующих этапах
высшего образования, на третьем-четвёртом
курсе студенты сдают экзамены на программу
второго уровня: специалиста или в магистратуру.
Для подготовки специалиста достаточно
одного года, для магистра – 2. При этом
из ВУЗов по-прежнему выходят профессионалы,
готовые работать по конкретной специальности:
инженер, врач, юрист. А бакалавры могут
рассчитывать на те рабочие места, куда
сейчас в России идут выпускники непрофильных
ВУЗов, и их профессионализм будет пополняться
в процессе работы. В 1999г. эта модель была
принята в качестве ориентира европейскими
странами, начавшими в рамках Болонского
процесса движение к единому европейскому
пространству в сфере высшего образования.
Это пространство, по замыслу, должно сформироваться
к 2010г. В сентябре 2003г. под Болонской конвенцией
поставила свою подпись и Россия.