Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных направлений работы учителя-предметника по формированию у школьников умений и навыков домашней учебной работы.
Для достижения цели нами решены в ходе написания курсовой работы следующие задачи:
1.Изучение литературы по теме исследования.
2.Анализ существенных понятий домашний учебный труд школьников
3.Определение путей, методов и приемов работы учителей по формированию домашней учебной работы
4.Разработка практических рекомендаций для студентов-практикантов и учителей общеобразовательных школ по организации работы с учащимися над домашними заданиями с учащимися

Вложенные файлы: 1 файл

курсачччччччч светы.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.

Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают необходимость домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.

Данную проблему изучали в своей деятельности такие знаменитые педагоги как: С.П. Баранов[2], И.А.Зимняя[3], Ю.К. Бабанский[6], И.П. Подласый[7], И.Ф. Харламов[10], З.П. Шабалина[12].

По этому поводу Н. К. Крупская писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знанием, навыками». Таким образом, домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особенно возрастает в настоящее время, когда в задачу школы входит наряду с вооружением учащихся знаниями основ наук формирование у них потребности к постоянному самообразованию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.

В связи с актуальностью проблемы исследования нами определена тема курсовой работы «Формирование умений и навыков домашней учебной работы»

Цель исследования: изучение основных направлений работы учителя-предметника по формированию у школьников умений и навыков домашней учебной работы.

Для достижения цели нами решены в ходе написания курсовой работы следующие задачи:

  1. Изучение литературы по теме исследования.
  2. Анализ существенных понятий домашний учебный труд школьников
  3. Определение путей, методов и приемов работы учителей по формированию домашней учебной работы
  4. Разработка практических рекомендаций для студентов-практикантов и учителей общеобразовательных школ по организации работы с учащимися над домашними заданиями с учащимися

В работе использовались методы педагогического исследования: анализ научно-теоретической и практической литературы по теме исследования; анализ практического педагогического опыта; наблюдение; беседа; тестирование; опрос.

Структура курсовой работы – работа состоит из введения, 3 глав теоретического содержания, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Домашний учебный  труд школьника как форма организации  обучения

1.1 Сущность домашней  учебной работы учащихся, ее основные

аспекты

 

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

Во всех случаях, когда  учитель хочет особенно активно  развивать учебную самостоятельность  учеников, умение рационально учиться, он отдает предпочтение методам самостоятельной  работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя самостоятельную  активность учеников в их применении.

Наиболее характерной  особенностью методов самостоятельной  работы является выполнение учебных  заданий учеником без непосредственного  управления этим процессом со стороны  учителя. Самостоятельная работа может  осуществляться школьниками на уроках путем изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, проведения опытов, наблюдений, трудовых операций и пр. Весьма распространенным видом самостоятельной работы является выполнение домашних заданий (устных, письменных или опытно-экспериментальных).

Домашние задания–это форма  самостоятельной работы учащихся, которая  организуются учителем с целью закрепления  и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи и, безусловно, составная часть процесса обучения.

Уже в XVI в. домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Но, будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание материала и пр. В связи с этим, домашние задания на протяжении XIX-XX вв. были предметом педагогической дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что домашние задания - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения домашних заданий лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. В некоторых учебных заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию домашних заданий, целью которой являлось преодоление перегрузки учащихся [3].

После 1917 г. в условиях единой школы не было обязательных домашних заданий, они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с начала 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоятельного познания, сложившаяся в 30-х гг. методика домашних заданий была пересмотрена. И сегодня, домашние задания рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельных, творческих форм познания.

Таким образом, выполнение домашних заданий  без непосредственного наблюдения учителя-это своеобразный вид самостоятельной  деятельности учащихся. Работа школьника  дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к  ученическому труду. Систематичность  и высокое качество выполнения данной работы обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством долга и ответственности  за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит, мотивацию к выполнению домашних заданий, учитель обеспечивает воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том  числе и для их самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной также и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных  источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать  наиболее рациональные приемы закрепления  материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать  работу, поскольку им приходится ежедневно работать над несколькими учебными предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, которые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование  и т. д.

Особенность домашней работы состоит  и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем  фронтальная работа школьников в  классе, рассчитанная на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель  может не регламентировать задание  жестко, оставляя за учеником право  свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема. учащиеся учебныомашнее задание

Особую значимость приобретают  также опережающие задания, которые  подготавливают учащихся к восприятию нового учебного материала, возбуждают интерес. Материал домашних заданий  в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длительный срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематическую самостоятельную деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы[3]. 

Задания по усвоению и закреплению  нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление  рассказа по данному плану и др. Их цель - включить школьника в более  глубокое осмысление изученного. Среди  заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие  учащихся на использование материала  из разных учебных предметов и  являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Во всех видах домашних заданий  наряду с репродуктивной работой  большое место занимает также  творческая работа школьника. Особенно эффективны те домашние задания, которые  формулируются учителем как познавательные задачи. И здесь, многие учителя строят систему домашних заданий на заданиях «минимум» и заданиях «максимум». При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые - добровольными. На современном этапе  развития школы распространены в  большей степени коллективные формы  домашних заданий.

Безусловно, в условиях большей  свободы и большей самостоятельности  у учащихся при выполнении домашних заданий особенно актуализируются  проблемы, связанные с перегрузкой  школьника.

Следует отметить, что характер, объем, сложность домашних заданий должны быть научно обоснованы. Необходимо также  специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить  их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности.

Так, в 4-8-х классах проводится развернутый  инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если домашние задания отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель  на отдельном примере разбирает  способы его выполнения. Здесь  же целесообразен разбор и наиболее сложных элементов отдельных  домашних заданий. Родителям, в свою очередь, необходимо контролировать регулярность и тщательность выполнения домашней работы, создавать детям благоприятные  условия для подготовки к урокам, оказывать необходимую помощь.

Для учащихся старшего возраста, обладающих опытом самостоятельной работы, рекомендуется  общий инструктаж перед изучением  каждой темы с указанием возможных  вариантов работы, анализом трудностей учебного материала, характеристикой  обязательной и дополнительной литературы, определением границ минимума и максимума  работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений научной организации труда  школьника.

Здесь стоит обратить внимание на то, что такая система руководства  домашней работой дает возможность  школьнику выступать в роли организатора своей познавательной деятельности (учебной и самообразовательной, обязательной и добровольной), объединяя  обучение и самообразование в  единый процесс.

Отличительной чертой контроля за выполнением  домашних заданий является органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс  обучения. В старших классах вводятся новые виды контроля-конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с  учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный  контроль, когда учащимся для самостоятельного выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.

Необходимо отметить, что для  развития методов самостоятельной  работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался  ученик при выполнении домашних заданий  и обсуждать наиболее рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения домашних заданий, но и является одним  из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке домашних заданий участвует весь класс. При  этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять  работу учащихся младших классов  или друг друга.

В свою очередь, при выполнении домашних заданий в школах и классах  продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться учебными кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь должны отводиться наиболее продуктивные для самостоятельной  работы часы. Воспитатель (учитель) может  помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению домашней работы, провести хронометраж  времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и  взаимоконтроль учащихся. Но возникают  и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в  одном помещении, что облегчает  списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, так как затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся [3]. 

Таким образом, подводя итог, следует  отметить, что домашнее задание как вид самостоятельной работы давно существует в школьной практике, и отказываться от него никто не считает целесообразным, так как знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью.

Информация о работе Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения