Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных направлений работы учителя-предметника по формированию у школьников умений и навыков домашней учебной работы.
Для достижения цели нами решены в ходе написания курсовой работы следующие задачи:
1.Изучение литературы по теме исследования.
2.Анализ существенных понятий домашний учебный труд школьников
3.Определение путей, методов и приемов работы учителей по формированию домашней учебной работы
4.Разработка практических рекомендаций для студентов-практикантов и учителей общеобразовательных школ по организации работы с учащимися над домашними заданиями с учащимися

Вложенные файлы: 1 файл

курсачччччччч светы.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или  нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей  в школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного  самоконтроля, тем лучше. Родители часто  допускают ошибку, беря на себя большую  часть контроля над выполнением  домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё  время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему  этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок  не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет  самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, мы обучаем их пользоваться памятками.

Ну и в заключении  хотелось бы назвать формулу «Трёх У»:

Уверенность = Успех = Удовольствие.

Ребёнок готов заниматься любым  учебным предметом:

- если ему понятна суть работы;

- если он видит позитивный  результат, который положительно  оценивается окружающими; 

- если, справившись с трудным  заданием, он испытывает удовлетворение.

Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к  преодолению трудностей, учит планировать  время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия  для углубления знаний, развития способностей и интересов, одним словом, является результатом успешной учёбы в  школе.

Заканчивая разговор о проблеме домашнего задания, хочется  отметить актуальность данной темы, отметить, что  домашние задания школьников были и  остаются в поле зрения прогрессивных  учителей, которые смысл обучения видят не только в многознании. Разработка системы домашних заданий, отвечающей сегодняшним целям образования и современным школьникам, очень актуальна. Домашнее задание по нормам СанПиН составляет 4,5 года, что заставляет задуматься всех о разумном его использовании! Такой ресурс времени непозволительно использовать бесцельно, поэтому решение всех обозначенных выше проблем и вопросов объективно необходимо [12]. 

 

Заключение

Таким образом, подводя итог нашей курсовой работе, следует обратить внимание на то, что домашняя учебная работа учащихся организуется с учетом выполнения следующих основных условий:

  • наличия у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания цели работы - условие это обеспечивается сочетанием домашних заданий с учебной работой на уроках, постановкой этих заданий в проблемном плане и в связи с жизнью с практикой;
  • воспитания ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий путем осуществления педагогического руководства и контроля со стороны учителей родителей школьников; без такого руководства домашняя работа может научить недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей;
  • соблюдения дидактических принципов, прежде всего принципа доступности, т. е. посильности предлагаемых учащимся домашних заданий, строгого выполнения установленных норм времени на их выполнение.

Кроме того, важным средством формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий является разнообразие их видов. Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение доступной научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.). Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов).

В процессе работы над темой исследования нами была изучена литература по теме исследования; проведен анализ существенных понятий домашний учебный труд школьников; определены пути, методы и приемы работы учителей по формированию домашней учебной работы; разработаны практические рекомендации для учеников, а также дифференцированные домашние задания для учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреев,В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности  / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. университета, 1988. - 238 с.

  1. Баранов,С.П. Педагогика / С.П. Баранов, В.А. Сластенин. - М.: Педагогика, 1976. – 286 с.
  2. Зимняя,И.А. Педагогическая психология:Учебник для вузов / И.А.Зимняя - М: Логос, 2003. - 384 с.
  3. Коджаспирова,Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Альфа-пресс, 2000. – 647 с. 
  4. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / под ред. В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 463 с.
  5. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: «Просвещение», 1983. – 356 с.
  6. Подласый,И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 357 с.
  7. Родина,Е.Н.Дифференцированные домашние задания как эффективное средство улучшения здоровья учащихся  / Е.Н. Родина // Праблемы выхавання. – 203. - № 7. - С. 67-68
  8. Селиванов,В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебн. Пособие для студ. высш. и пед. Учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
  9. Харламов,И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
  10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
  11. Шабалина,3.П. Домашняя учебная работа школьников / З.П. Шабалина. - М.: Академия, 1992. – 241 с.

Приложение № 1

 

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ

Памятки для подготовки домашних заданий(для  тех, кто хочет научиться учиться).

Организуй своё рабочее место:

  1. Усилием воли усади себя за письменный стол.
  2. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание, что мы не добавляем слова «лишнего», то есть стол должен быть абсолютно чистым).
  3. Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы.
  4. Чередуй выполнение «трудных», «лёгких», письменных и устных заданий.
  5. Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать) под музыку и продолжай выполнение домашних заданий.
  6. Выполнив домашнюю работу, внимательно собери всё необходимое к следующему учебному дню в портфель.
  7. Обязательно отдохни!

Распределение времени и самоконтроль.

  1. Определи, каким временем ты располагаешь, руководствуясь режимом дня.
  2. Составь план выполнения домашней работы
  3. (см. таблицу).
  4. В соответствии с планом проставь предполагаемое время напротив каждого пункта.
  5. Установи на видном месте будильник. Заведи его на то время, когда ты должен будешь перейти к выполнению следующего задания; продолжай делать то же самое в течение всего времени выполнения работы.
  6. Отметь в таблице реально затраченное время. Соответствует ли оно предполагаемому? Если нет, подумай, что помешало.

 

План моей домашней работы.

п/п

Предмет

Предполагаемое время выполнения задания

Реально затраченное время

1.

     

 

Правила домашней работы:

  1. Увидеть главное  (выделить главную мысль, правило, закон).
  2. Диалог с автором (в ходе чтения ученик как бы беседует с автором, проверяет, совпадают ли его предположения с материалом учебника).
  3. Научиться ставить вопросы ( в ходе чтения в сознании ученика должны рождаться вопросы к тексту).
  4. Составление плана (набрасываем пункты плана; пункт плана- это короткая , в одно предложение, формулировка основного содержания части текста).
  5. Собственно запоминание, самоконтроль ( самоконтроль- необходимое условие и понимания, и запоминания).

Советы деловому человеку «Как работать»:

  1. Входить в работу нужно постепенно. Вначале лучше выполнить работу средней трудности.
  2. Лучше работать  в одно и то же время, при одних и тех же условиях. В привычной последовательности действий.
  3. Работать с напряжением. Но без перенапряжения. Нужно чередовать труд и отдых. Через 45 минут переключаться на другие виды деятельности: физкультуру, домашний труд, слушание музыки и т.д.
  4. «Запомните правило простое: работаете сидя- отдыхайте стоя!» (В. В. Маяковский).
  5. Всегда доводите дело до конца, при встрече с трудностями не теряйтесь, спокойно проанализируйте положение и преодолейте возникшие препятствия.
  6. «Считайте несчастным тот день или тот час, в который вы не  усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию» (Я.А. Каменский).
  7. Не будьте «хронофагом».Это греческое слово означает человека, напрасно растрачивающего время (буквально –«пожиратель времени»).Он способен по минутам растратить день, «просеять» часы как песок сквозь пальцы. Будьте суровы с хронофагом, безжалостно остановите его, выпроводите, запретите «съедать» ваше время

Памятка «Организуй самого себя» (по А.Н. Лутошкину)

  1. Точно определяйте цель своей деятельности.
  2. Сосредоточьте свои усилия на главном.
  3. Придумайте себе стимулы.
  4. Научитесь говорить себе «нет».
  5. Используйте время полностью.
  6. Приступайте к делу сразу же.
  7. Следите за тем, на что вы тратите свободное время.
  8. Старайтесь разнообразить занятия.
  9. Воспитывайте в себе уважение к своему времени.

10.Учитесь слушать.

11.Приобретите привычку к записной  книжке, дневнику.

12.Дали слово - держите; дали  обязательство- выполните.

Работа  с книгой (работа с текстом, пересказ)

1.Выбери материал в книге  по нужной тебе теме.

2. Прочитай внимательно текст.

3. Постарайся сформулировать основную  мысль прочитанного, ответив на  вопрос: о чём текст? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.

4. Придумай своё название к  данному тексту в соответствии  с его основной мыслью.

5. Прочитай текст второй раз  и составь краткий план прочитанного.

6. Перескажи прочитанное, пользуясь  составленным планом.

7. Обрати внимание на правила,  определения, термины, даты, которые  необходимо выучить наизусть. Выпиши  их. Произнеси вслух не менее  3 раз. Постарайся воспроизвести  выученное устно и письменно  через некоторое время.

8. Проверь себя, пересказав текст  кому-нибудь, и восстанови по памяти  план на черновике.

9. Можешь составить опорный конспект.

Как учить  стихотворения.

  1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
  2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чём пишет автор.
  3. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
  4. Обрати внимание на те места. Которые хуже запоминаются.
  5. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
  6. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т.д.
  7. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
  8. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1-2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
  9. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

 

Приложение №2

Дифференцированное  домашнее задание.

Урок 1. Скорость. Единицы скорости.

Цель: познакомить детей со скоростью равномерного движения и срешением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения.

Домашнее задание.

Первый  уровень.

1. Из предложенных единиц выбери  единицы скорости:

км, м, с, час, т, кг, м/с, см, дм, см/ч, ц, га, км/ч.

2. Лебедь может лететь со средней  скоростью 500 м/мин. Какое расстояние  он может пролететь за 1с? Запиши  скорость полёта лебедя в разных  единицах.

3. Найди частное и остаток.  Проверь решение.

Информация о работе Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения