Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных направлений работы учителя-предметника по формированию у школьников умений и навыков домашней учебной работы.
Для достижения цели нами решены в ходе написания курсовой работы следующие задачи:
1.Изучение литературы по теме исследования.
2.Анализ существенных понятий домашний учебный труд школьников
3.Определение путей, методов и приемов работы учителей по формированию домашней учебной работы
4.Разработка практических рекомендаций для студентов-практикантов и учителей общеобразовательных школ по организации работы с учащимися над домашними заданиями с учащимися

Вложенные файлы: 1 файл

курсачччччччч светы.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

1.2Общая характеристика  видов домашних заданий

 

Итак, рассмотрев основные аспекты  домашней работы учащихся, возникает  необходимость проанализировать более  подробно виды домашних заданий, применяемых  в педагогике.

И здесь, прежде всего, необходимо отметить, что, безусловно, задания на дом должны быть разнообразны, носить как воспроизводящий, так и творческий характер. Упражнения данных типов должны находиться во взаимосвязи или чередоваться. Нельзя отдавать предпочтение только одному, конкретному виду. Комбинирование же их будет способствовать развитию творческой активности учащихся. При этом желательно повышать уровень самостоятельности  выполнения и творчества от задания  к заданию, от урока к уроку[6].

С целью дифференцированного подхода  могут быть предложены домашние задания, разные по степени трудности, или  представлен выбор, что позволяет  избежать авторитарности в процессе обучения. Право выбора дает возможность  проявиться наклонностям ученика, его  интересам. Так, одни будут списывать  задание, другие - искать некие примеры  в литературе, третьи - делать доклад на заданную тему, четвертые - писать сочинение. Учащиеся при этом самостоятельно решают, какой уровень выбрать для  себя: работу по образцу, работу частично поискового характера или высший уровень самостоятельности мышления - поисковую деятельность, осуществляющуюся, например, при написании ими сочинения.

Итак, какие виды домашних заданий  может использовать учитель на современном  этапе. И здесь существую различные  классификации видов домашних заданий. Так применяются следующие виды домашних заданий.

К урокам изучения нового материала:

  • заучивание материала учебника и его пересказ;
  • доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей,знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
  • сбор материалов из дополнительных источников.
  1. К урокам обобщения:
  • ответы на специально поставленные вопросы учителя;
  • подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
  • самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
  • выделение в тексте основного и второстепенного материала;
  • самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
  • подборка дополнительного материала по теме.

3.  К урокам обучения применять  знания:

  • практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);
  • решение задач, аналогичных классным;
  • решение задач нестандартных;
  • решение задач с меж предметными связями;
  • самостоятельное составление задач;
  • самостоятельное изучение несложного материала;
  • работа над ошибками.

4.  К урокам контроля и  проверки знаний:

  • письменные ответы на вопросы;
  • домашняя контрольная работа;
  • решение нестандартных задач.

Наряду с определение видов  домашних заданий, следует также  охарактеризовать способы задачи домашних заданий. К ним относятся:

1. Выполнение домашнего задания  по заданному образцу. На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему  (слабому ученику).

2. Самостоятельное изучение материала учебника. Составление плана ответа, определение главного в изучаемом материале. При ответе у доски учащийся может пользоваться планом.

3.  Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

4.  Добровольно выбранные домашние задания («Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …»).

5. Карточки для слабых учащихся:

  • с пропусками, которые нужно заполнить;
  • с ошибками, которые нужно исправить;
  • с неоконченными решениями.

6. На доске чертеж:

  • составить и решить задачу, аналогичную классной (среднимученикам);
  • решить задачу по данным чертежа (она аналогична  классной) (слабым ученикам);
  • составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам).

8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

9. Самостоятельная работа по  применению усвоенных знаний  в новых ситуациях или по  исправлению ошибок, допущенных  в контрольной работе[6].

Итак: на уроке надо учить школьников методам и технике учения; на дом  давать задания, при выполнении которых  учащиеся сознательно применяют  эти методы; развивать умение учеников обращаться со вспомогательными учебными материалами.

Домашние задания тоже можно  по мере необходимости дифференцировать.

О необходимости индивидуального  подхода говорилось и постоянно  говорится во всех педагогических журналах, на педсоветах и т.д. Развитие индивидуальности каждого школьника - требование, в  реализации которого домашнему заданию  отводится особая роль. Об этом уже  шла речь, но поскольку дифференцированные домашние задания до сих пор встречаются  в наших школах скорее как исключение, рассмотрим более детально даннуюпроблему.

Говоря об оптимальном развитии каждого школьника, мы имеем в виду необходимость:

- использовать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика;

- выявлять особо одарённых учеников и целенаправленно развивать их способности.

Именно домашнее задание позволяет  успешней использовать индивидуальные способности и учитывать склонности каждого ученика. Принимать во внимание особые интересы слабоуспевающих и  малоактивных учащихся, использовать эти интересы, развивать связанные  с ними знания и способности с  помощью целенаправленных домашних заданий - вот что необходимо для  того, чтобы разорвать заколдованный  круг: слабый ответ - негативная оценка - неудача - дезинтерес. Индивидуальная работа с учениками при выборе домашнего задания предусматривает  дифференцированный подход, обращение  к конкретному школьнику, знание его особенностей, слабых и, в первую очередь, сильных сторон. В этом суть: не заострять внимание на возможных  недостатках, так как они и  так постоянно подчёркиваются. Дифференцированные домашние задания удовлетворяют  потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в  знаниях. Для хорошо успевающих и  одарённых школьников такие задания  способствуют развитию их способностей, углублению их знаний.

Дифференцированные домашние задания  решают и другую важную задачу. Они  могут и должны раскрыть перед  школьниками преимущества коллективной деятельности. Группы учащихся должны быть гетерогенными, т.е. охватывать «сильных»  и «слабых», активных и менее активных учеников.

Индивидуальные домашние задания  позволяют испытать чувство успеха тем школьникам, которые слабо  успевают по математике. Такие задания  даёт им возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым  делая более позитивным отношение  ребят к обучению в школе [14].

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная  их система даёт возможность неуверенным  ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развивать свои интересы до глубокой увлечённости, и тех  и других научить самостоятельному познанию.

При подготовке домашнего задания  каждый учитель должен выяснить, требует  ли оно участия всех учащихся. Если нет - уместно дифференцировать задание.

Дифференциация проявляется ещё  и в том, что вместо обязательных заданий отдельные ученики получают советы для выполнения добровольно  выбранной ими домашней работы. Если пробудить интерес учащихся к  проблеме, то даже сложное домашнее задание (например, в 6 классе найти, сколько  диагоналей содержит десятиугольник!) может быть поставлено в качестве добровольного, и это скорее мобилизует силы школьников, чем обременительное «обязательное задание». Особенно часто в старших классах я применяю выборочные домашние задания, которые позволяли лучше учитывать интересы и склонности, а также различные возможности каждого отдельного ученика. Но добровольность не должна вести к тому, чтобы учащиеся совсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их развития, «отказывались» от них, поскольку «задание ведь добровольное!». Добровольность задания предполагает не меньший, а больший вклад в развитие личности. Надо изучить воспитательные возможности добровольного домашнего задания и использовать его для повышения эффективности преподавательской и воспитательной деятельности. И особенно важно связать качество выполнения добровольного домашнего задания с результативностью всего урока и успешностью обучения всего классного коллектива. Если домашнее задание является интересным и личностно значимым, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. В этом и заключается педагогическая ценность добровольного домашнего задания[8].

Таким образом, подводя итог рассмотрению различных видов домашних заданий, следует подчеркнуть, что разнообразные  домашние задания, кроме традиционных списать, подчеркнуть, «вставить пропущенные  буквы», смогут вызвать и развить  интерес у учащихся как к самим  домашним заданиям, так и к предмету. 

Глава 2. Основные направления  работы учителей-предметников по формированию умений и навыков домашней учебной  работы

 

2.1 Формирование у учащихся умений  и навыков домашней

учебной работы

 

Большое многообразие и  сложность правил домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения  изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д.

Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе опытно- экспериментальных  данных, полученных исследователями. Как  известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет  формирование у учащихся соответствующих  потребностей и мотивов, которые  бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники  почувствовали необходимость в  овладении знаниями и проявили интерес  к практическому усвоению правил рациональной организации умственного  труда. Учитывая это, серьезное внимание отводится на определение целей  предстоящей работы. В классах  необходимо провести совместные собрания учащихся и родителей, и перед  ними поставить определенные задачи, например, в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила умственного  труда в процессе домашней работы и на этой основе улучшал свою успеваемость. Эту задачу можно облечь в яркую  форму. Так, во многих классах она  может проводиться под девизом: «Учиться на совесть», «За прочные  знания» и др.

Значительное место в  воспитательной работе занимает проведение содержательных разъяснительных бесед  с учащимися и родителями на темы: «О долге и обязанностях школьников в учении», «Общие правила выполнения домашних заданий», «О значении режима дня для успешного учения», «Приемы  воспроизведения изучаемого материала  как условие его усвоения»  и т.д. Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и интересной, перед учащимися и родителями могут выступить учителя, классные руководители, директора школ в их заместители. На тему об улучшении домашней работы оформлялись стенды, рекомендуется  выпускать бюллетени-молнии [12].

Много внимания должно уделяться  воспитательной работе с активом. Мы считали, что, прежде всего активисты  должны включиться в работу по овладению  культурой умственного труда  повышению качества домашней учебной  работы с тем, чтобы создать впору  в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом предполагает групповые  и индивидуальные беседы.

Особое значение имеют  встречи директоров школ с активистами. Они помогают лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в повышении  успеваемости.

Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит  от ее системы и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много  задач - это может внести некоторую  неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение конкретные вопросы: о  роли актива в укреплении дисциплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о  преодолении подсказок и списывания домашних заданий и т.д. - и определять, как активисты должны их решать. Полезно также каждую неделю проводить  с активистами «летучки» по подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов.

Информация о работе Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения