Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Содержание

Вступление 2

РАЗДЕЛ I Теоретическая предпосылка развития игры.
Общая характеристика

Значение игры в формировании личности 6
Игра – творческий процесс 12
«Природа» игры 16
Психологическая характеристика игровой деятельности 19
Проблемы и игра 22
Развивающие игры и их условия 26

РАЗДЕЛ II Проявление предметной и игровой деятельности

Предметная деятельность и игра 32
Игра в художественно-творческой
деятельности 40
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе 45
Научный анализ игровой деятельности 48
Классификация игр 51
Игрушка и ее значение в игровом процессе 59
РАЗДЕЛ III Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей 62
Описание эффективности использования игр в процессе обучения 66
Выводы 71
Список использованной литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

аня.docx

— 96.31 Кб (Скачать файл)

Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют  бегать и прыгать. Используя эти  умения, можно организовывать новые  игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и  прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут  их поймать).

Вполне возможно, что  развивающие игры окажутся увлекательными для всех дошкольников, не зависимо от возраста. Как мы уже сказали, выбор игры определяется не календарным  возрастом, а этапом их психологического развития.

Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней мере три типа детей, которые по разному себя ведут  во время любой деятельности, в  том числе в игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень  активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают  любую новую игру и с энтузиазмом  включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся  взять на себя активные роли. Но часто  эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией  собственных возможностей. Для таких  детей наиболее трудными оказываются  правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться  до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный  предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно  для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям  важность соблюдения этих правил и  сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более  робкие, опекаемые, осторожные. Они  обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются  на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать  на себя активную роль, пока он не будет  готов к этому. Наблюдая за игрой  и принимая в ней сначала пассивное  участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом  к игре и через некоторое время  начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным  при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться  вялые, пассивные воспитанники, которые  отстают в развитии от сверстников  и не могут действовать наравне  с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют  не правильно. Такие дети требуют  особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и  нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при  каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается  искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к  игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.

Столь же бессмысленны и  даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Мы уже говорили, что ребенок в  дошкольном возрасте не может учиться  по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем  он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно  возникает в интересной и увлекательной  игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического  повторения каких-то слов или движений недопустимо.

Тем более,  недопустимы  раздраженный тон и грубость в  отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности –  являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И  эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.[п.20; с.156]

 

2.1Предметная деятельность и  игра

 

В раннем возрасте ребенок  открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать  с ними по-человечески.

У ребенка формируется  предметная деятельность. Ее отличие  от простого манипулирования окружающими  предметами, характерного для детей  младенческого возраста, состоит  в том, что действия и способы  обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному  назначению данных предметов в жизни  культурного человека. Полуторагодовалый  – двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует  совершенно иначе, чем шести-восьми месячный ребенок, т.е. активность ребенка  более старшего возраста с этими  предметами носит более осмысленный  характер, соответствующий их общекультурному  назначению.

Представление о большинстве  предметов домашнего обихода, способах их использования дети осваивают  на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма  обусловленные движения ребенка. К  началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех  предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

В отличие от младенца - ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые  вещи. Если младенец, получив их в  руки, начинает просто манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет прежде всего приступает к детальному изучению, и только после этого обращается к использованию предмета в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос "что это?", рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.

С первого полугодия  второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего  обихода, готовит пищу, стирает и  т.д.

 В возрасте около  трех лет многие дети от  полного выполнения действия  начинают переходить к его  символическому изображению.

Благодаря совершенствованию  символической функции, дети не только используют в игре предметы по их прямому  назначению, но и подчиняют функциональное употреблению предмета своим идеям  и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические качества и свойства.

В раннем возрасте возникает  и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая  игра. К концу этого периода  времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения  изобразительной деятельности, в  форме рисования на бумаге.

На втором и третьем  годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что  рисунки детей становятся более  сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять собой все, что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже большее сходство с изображаемым объектом.

На втором году жизни  ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они  представляют собой первые шаги к  символизации, связанной с усвоением  норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием  у ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры предметного  плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование  и ролевая игра. Все виды игр  имеют существенное значение для  развития ребенка определяя его  продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни  практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу  как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают  за волосы, трогают пальцами глаза  и тому подобное. В возрасте около  восемнадцати – двадцати месяцев  у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в  состоянии играть вместе в игры с  правилами. [п. 7; с. 6-7]

Позднее появляется сюжетно  – ролевая игра. Ее возникновение  в жизнедеятельности детей связано  с рядом обстоятельств:

Во-первых, у ребенка  к этому времени должна достичь  высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры;

Во-вторых, у ребенка  должна возникнуть потребность копировать действия взрослых;

В третьих, он должен научиться  взаимодействовать с другими  людьми – детьми и взрослыми - в  игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения  людей с предметами и способы  обращения друг с другом в различных  социальных ситуациях. Тем самым  ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а так же ролевое поведение. Сюжетно-ролевую  игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях [п.12; с. 10-11]

В раннем возрасте у ребенка  начинают складываться сознательно  контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах  творческой деятельности. Связанные  с этим действия мы называем произвольными  по той причине, что они возникают  не под воздействием каких-либо внешних  стимулов в форме реакции на них, а в следствие некоторого внутреннего  замысла, который руководит действиями и движениями ребенка в независимости  от внешних обстоятельств, в которых  они разворачиваются.

Произвольные действия – это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. В начале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных  внешних обстоятельств.

Способность к подражанию лежит в основе двигательного  и интеллектуального развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает  кому – либо взрослые обычно улыбаются  и тем само эмоционально подкрепляют  действия ребенка, хвалят его. Это развивает  у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения.

На третьем году жизни  наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения  через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям  дети подражают чаще, чем другим взрослым.

В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано, оно управляется  определенной целью, которую ребенок  ставит перед собой.

Подражание зависит  от степени уверенности ребенка  в том, справляется ли он с соответствующей  задачей. Дети обычно не имитируют легко  или трудно воспроизводимые действия и сильно огорчаются, если подражание не удается.[п. 25; с. 22]

Игра – основной вид  деятельности дошкольника. Большую  часть своего времени дети этого  возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических до сюжетно –  ролевых игр с правилами. В  старшем дошкольном возрасте можно  встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей  до поступления в школу.

С этим же возрастом связано  начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного  совершенствования игр, труда и  учения. Определенные этапы последовательного  совершенствования игр, труда и  учения детей в этом возрасте можно  проследить, условно разделив в аналитических  целях дошкольное детство на три  периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В  своих предметных и конструкторских  играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые  игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Информация о работе Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста