Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Содержание

Вступление 2

РАЗДЕЛ I Теоретическая предпосылка развития игры.
Общая характеристика

Значение игры в формировании личности 6
Игра – творческий процесс 12
«Природа» игры 16
Психологическая характеристика игровой деятельности 19
Проблемы и игра 22
Развивающие игры и их условия 26

РАЗДЕЛ II Проявление предметной и игровой деятельности

Предметная деятельность и игра 32
Игра в художественно-творческой
деятельности 40
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе 45
Научный анализ игровой деятельности 48
Классификация игр 51
Игрушка и ее значение в игровом процессе 59
РАЗДЕЛ III Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей

Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей 62
Описание эффективности использования игр в процессе обучения 66
Выводы 71
Список использованной литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

аня.docx

— 96.31 Кб (Скачать файл)

Данные поэтому заданию  мы занести в таблицу № 1 [смотри дополнение]

Вторым "заданием", которое  мы предложили детям – игра "Будь внимателен!".

Цель игры – стимулирование внимания, регулирование поведения, выразительность движений.

Дети шагают по кругу. Затем  ведущий произносит какое-либо слово  и дети должны начать выполнять определенные действия: на слове "зайчики" – прыгать, на слове "лошадки" – удорять "копытом" об пол, "раки" – пятиться, "птицы" – бегать раскинув руки в стороны, "аист" – стоять на одной ноге.

Данные по этому заданию  мы занесли в таблицу 2 [смотри дополнение].

Третьим заданием мы предложили детям инсценировать песню "Ходит  арбуз по огороду".

Цель этого  задания: определить уровень развития творческого предстваления у детей, умение выразительно исполнять движения, которые были свойственны данному персонажу. Чтобы дети смогли выплнить это задание мы провели предворительную работу: заранее выучили песню, изготовили наголовники для детей, выбрали кто из детей будет выполнять роль лвлщей. Проанализировали характер песни, какой должен быть каждый из персонажей.

Данные по этому заданию  мы занесли в таблицу 3 [смотри дополнение].

Четвертым заданием которое  мы предложили детям была игра "Доброе слово".

Цель игры – коррекция нежелательных черт характера поведения детей. Развитие познавательной сферы психики. Снижение психического напряжения.

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие:говорящий  смотрит в глаза тому, о ком  говорит.

Данные по этому заданию  мы занесли в таблицу 4 [смотри дополнение].

Пятое задание, которое  мы предложили детям – игра "Назови как можно больше отличий".

Цель игры - закрепление и раширение полученных ранее сведений, развитие воображения, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

Детям предлагают разные пары картинок, но с одинаковым количеством  признаков отличия и в другой столько же. Названные детьми различия фиксируются. При дальнейшем использовании  использовании ограничение времени  поиска до двух- трех минут.

Данные по этому заданию  мы занесли в таблицу 5 [смотри дополнение].

Таким образом мы пришли к выводу, что уровень развития игровых навыков, у детей старшей  группы можно считать хорошим.

Результаты экспериментальной  проверки эффективности использования  упражнений и творческих заданий, как  условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного  возраста. Повторное опрашивание  проводилось в марте 2003 года в  детском саду № 402 г. Днепропетровска, в котором брали участие две  старшие группы: контрольная (16 детей), и экспериментальная (17 детей).

Это опрашивание показало изменения, которые произошли в  процессе творческих способнойтей детей  в экспериментальной групее. Ответы детей контрольной группы совпадают  с данными полученными в ноябре 2002 года.

Анализируя результаты ответов экспериментальной группы на первое задание "Назови как можно  больше отличий" мы выяснили, что  из семнадцати детей, четырнадцать выполнили  с удовольствием задание, находили отличия до десяти признаков не более  чем за три минуты. Только трое детй выполняли залание без энтузиазма.Поэтому  отстали во времени, но с заданием справились.

 

Данные по этому заданию  мы занесли в таблицу № 1(А), 2(А), 3(А), 4(А), 5 (А).

Проанализировав, мы пришли к выводу, что предложенные задания  были выполнены лучше экспериментальной  группой, чем контрольной группой.

Таким образом, данные повторного опрашивания проведенного в марте 2003 года, занесенные в таблицы, которые  приводятся в дополнении и наглядно показывают, что развитие творческих способностей экспериментальной группы, сравнительно с контрольной группой  можно считать отличными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Выводы – все качества, свойства личности формируются в активной деятельностив тех ее различных видах, которые составляют жиизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего  мира, путем активного соучастия  в труде и повседневной жизнедеятельности  людей.

Игровая деятельность ребенка  всегда есть обобщенной, потому что  мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способостей детей старшего дошкольного  возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое  заключается в установлении влиятельных  способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс  в котором используются такие  методы и приемы, которые бы содействовали  лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом  развития творческих способностей детей  мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий.  Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей  и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной  группе благоприятствовало появлению  позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающе-воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.

Список  использованной литературы:

 

  1. Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 1991.
  2. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981.
  3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 1997.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
  5. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981.
  6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
  7. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
  8. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.
  9. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2001.

10. оронова В. Я. Творческие  игры старших дошкольников. М.  Просвещение. 1981

11.Гаспарова Е. М. Дошкольное  воспитание. 1984

12.Зворыгина Е. В. Первые сюжетные  игры малышей. М. Просвещение, 1988.

13.Зик К. Ребенок и его мир.  М. Просвещение 1985

14. Кандибур Г. Р. Развитие  интеллектуальных способностей  у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997г.

15. Коломанский Я. Л., Панько Е.  А. М. Просвещение, 1988

16. Киричук О. В, Романец В.  А. Основы психологии. Киев, Лебедь 1997.

17. Лешли Д. М. Просвещение, 1991

18. Логинова В. И. и др. Дошкольная  педагогика. М. Просвещение.1988

19. Максакова А. И., Тумакова Г.  А. Учите  играя. М. Просвещение, 1983

20. Менджрицкая Д. В. Воспитание  детей в игре. М. Просвещение, 1982.

21. Михайленко И., Короткова И.  Дошкольное воспитание, 1993

22. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001

23. Никитин Б. П. Ступеньки  творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.

24. Новоселова С. Л. , Локуциевская  Г. Г. Принципы постьроения  системы игрушек. Техн. истетика  – 1979.

25. Печора К. Л. и др. Дети  раннего возраста в дошкольных  учреждения. М. Просвещение 1986.

26. Проскура Е. Ф. Развитие  познавательных способностей дошкольника.  Киев 1985.

27. Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство  разивития произвольной образной  памяти у старших дошкольников. 1992

28. Эльконин Д. Б. Психологие  игры М. Просвещение 1987.

29. Яковлева Н. Г. Психологическая  помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера  2002.

 


Информация о работе Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста