Игра как средство формирования языковых навыков у младших школьников на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 02:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрытие механизма, стимулирующего влияния игровой деятельности, а также его роль в освоении английского языка и в формировании мотивации у младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. дать характеристику возрастным и психологическим особенностям младших школьников;
2. дать определение понятию «познавательный интерес», определить его структуру;
3. рассмотреть сущность игры как психологического явления;
4. классифицировать игры на уроках английского языка в начальной школе.

Содержание

Введение 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные и психологические особенности младших школьников 6
1.2. Понятие «познавательный интерес», его структура 12
2 ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1 Сущность игры как психологического явления 18
2.2 Основные цели использования игры на уроках английского языка 23
2.3 Классификация игр на уроках английского языка 27
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

91аия курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Ребёнок от рождения наделен определенными, генетически закрепленными функциями, силами, возможностями. Они тесно взаимосвязаны с игровой деятельностью. Внутренние силы, функции таят в себе импульсы к действию. Этот момент переживается ребёнком больше всего как потребность в игре. «Хочу играть!» в действительности означает, что функциональные силы направляют ребёнка к «свободной деятельности означает, что эта группа функций в данный момент исчерпала свою «энергию» и требует временного отдыха.

Самое интересное развитие многих функций происходит до 7-9 лет жизни ребёнка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребёнка, его отношение к действительности, к людям.

Шестилетний ребенок, например я. В силу функциональной тенденции не может жить без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить  малыша в другую - значит затормозить интенсивное развитие и всестороннее раскрытие его задатков.

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия. 

 

2.2 Основные цели использования  игры на уроках английского  языка

 

Профессиональность учителя проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность процесса обучения учеников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Чутко  выделяет целый спектр целевых ориентаций:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных, эстетических  позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности,

- социализирующие: приобщение к  нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Общие задачи игровой деятельности, исходя из изученного материала, могут быть следующими:

- развитие коммуникативных качеств  у детей в игре (актуальность  которого не требует лишней аргументации);

- развитие воображения как основы  творческой деятельности;

- развитие у детей образной  памяти, внимания, речи;

- формирование в процессе игр  нестандартного мышления;

- развитие координации и мелкой  моторики;

- организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;

- исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как  нормативные требования к организации  игры детей [14].

Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.

Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым [20]. Авторы обозначили достаточно обширный перечень принципов игры, который не требует негативной критики. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для учителей начальных классов:

- активность - основой принцип игровой  деятельности, выражающий активное  проявление физических, интеллектуальных  сил, начиная с подготовки к  игре, в процессе и в ходе  обсуждения ее результатов;

- открытость и доступность игры  означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть  проста и понятна;

- динамичность выражает значение  и влияние фактора времени  в игре. Продолжительность игры  значима для возраста детей  и уровня их подготовленности;

- наглядность игры означает, что  все игровые действия должны  быть открыты в реальных и  ирреальных (кино, театр, компьютерные  игры) проявлениях той или иной  действительности, что значительно  усиливает познавательный интерес;

- занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;

- принцип индивидуальности отражает  сугубо личное отношение к  игре, где развиваются личностные  качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;

- коллективность же отражает  совместный характер взаимосвязанной  и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских  взаимоотношений, учит мыслить и  действовать сообща;

- целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;

- самодеятельностъ и самостоятельность  игрока в игре -- это один из  главных принципов, имеет функцию  управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

- состязательность и соревнование  в игре. Без соревнования нет  игры. Дидактическая ценность этого  принципа очевидна, т.к. побуждает  к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;

- результативность отражает осознание  итогов игровых действий, как  продуктивную творческую деятельность  игрока и команды;

- достоверность и повторяемость  игры проявляется в том, что  почти все они имеют в своей  основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;

- принцип проблемности в игре  выражает логико-психологические  закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра -- «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;

- информация для игры в самом  простом виде отражает сильное  душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др [20].

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.

Итак, игры способствуют выполнению следующих задач:

- создание психологической готовности  детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости  многократного повторения ими  языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе  нужного речевого варианта.

В структуре ролевой игры мы выделяем такие  компоненты : роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности учителя при организации ролевой игры. Для того, чтобы проникнуть в сферу интересов учащихся, нужно создать личностный мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составить задания к ролевым играм. Ведь ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

 

2.3 Классификация игр на  уроках английского языка   

 

М. Ф. Стронин в книге «Обучающие игры на уроках английского языка», предлагает следующие  категории игр на уроках английского языка:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры;

   Методическая типология  игр разнообразна так же как  и их предназначение. В данной  работе находим необходимым выделить  языковые и речевые игры, которые можно использовать на уроках английского языка в младших классах [21].

Языковые игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей.

Языковые игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

Фонетические игры.

Цели:

- тренировать учащихся в произношении  английских звуков;

- научить учащихся громко и  отчётливо читать стихотворения;

-  разучивать стихотворения  с целью их воспроизведения  по ролям.

 

Орфографические игры.

Цели:

-        упражняться  в написании английских слов.

Часть игр рассчитана на тренировку памяти, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов (можно использовать при проверки домашнего задания).

 

Лексические игры.

Цели:

- тренировать учащихся в употреблении  лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную  деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию  учащихся;

- познакомить учащихся с сочетаемостью  слов.

 

Грамматические игры.

Цели:

- научить учащихся употреблению  речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию  для употребления данного речевого  образца;

- развить речевую творческую  активность учащихся.

При этом следует отметить, что в основном обучающие игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д. какую бы направленность ни имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам.

Речевые игры также  важны в процессе обучения иностранным языкам. Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в её рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению.

Цели:

- научить учащихся понимать  смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке  информации;

- развивать слуховую реакцию, слуховую  память, речевую реакцию в процессе коммуникации;

- научить учащихся умению выражать  мысли в их логической последовательности.

 

Языковые игры:

Фонетические игры:

Цель: постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

1)   Playing Airplane. [v]

- Вы когда-нибудь играли в  «самолётик»? Наверное, вы расправляли  руки, словно крылья, слегка наклонялись  вперёд – и вот вы уже  летите. Маленькие англичане тоже  любят играть в эту игру. Но  вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в «английский» самолётик:

The plane is travelling up in the sky

vvv – vvv – vvv.

Moving so fast and ever so high

vvv – vvv – vvv.

Over the land and over the sea

vvv – vvv – vvv

But we always come back in time for tea

vvv – vvv – vvv.

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

2)      Go, my little pony, go! [ou]

- Вы когда- нибудь видели пони? Конечно же, да. В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:

Go, my little pony, go!

Go! Go! Go!

Go, my little pony, go!

Go! Go! Go!

Gallop, pony, gallop, go!

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки.

3)    Monkey Talk. [ð]

- Мне кажется, что вы все очень  хорошо можете изображать маленьких  обезьянок – как они строят  рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: «They, they, they», а учёная обезьянка разговаривает как поэт: «Thee, Thee, Thee»:

Информация о работе Игра как средство формирования языковых навыков у младших школьников на уроках английского языка