Игра – форма организации коллектива детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний момент на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса, переизбытка информации, возрастает роль коммуникативных способностей отдельного человека, способности работать в команде. Данные способности наиболее эффективно развиваются в дошкольном возрасте.
Естественно, что все это не могло не отразиться на насущных задачах дошкольного образования. Постепенно стала наблюдаться тенденция перехода от информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, широкого использования самостоятельной работы дошкольников.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теоретические аспекты организации игры
1.2. Сплоченность детского коллектива как педагогическая проблема
1.3. Формы организации обучения испособы организации коллективной работы дошкольников
1.4. Игровые формы обучения дошкольников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Организация и описание экспериментального исследования
2.2.Результаты и выводы экспериментального исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Игра-форма организации - копия.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Для подлинно развитого детского коллектива характерна общность целей и адекватных мотивов содержательной совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенная организация и связи.

Отношения между школьниками I-II классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К III-IV классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.

Воспитательные возможности детского коллектива определяются: 1) содержанием деятельности детей; 2) тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом деятельности, и 3) системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.

Детский коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Каждый ребенок - член этого коллектива, и школьнику необходимо реально участвовать в выборе целей коллективной деятельности, их практическом осуществлении, в создании общественного мнения. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность определяется не давлением, вынуждающим ребенка подчиняться определенным жестким требованиям, а побуждению детей к всестороннему раскрытию их творческой активности, самодеятельности. Создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств.

В младшем школьном возрасте взаимоотношения со сверстниками строятся на основе установленных правил поведения для детей этого возраста. Новая ситуация социального развития личности, обусловленная поступлением ребенка в школу, требует адаптации к ней. Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки, в основном, зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель - наиболее референтный для этого возраста взрослый.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

В.А.Богданов и В.Е.Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом эксперементальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.

В.В.Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.

В качестве характеристик сплоченности А.В.Петровский предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение [21].

Показатели сплоченности коллектива:

1. Ценностно-ориентационное  единство - это сближение оценок  в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам  совместной деятельности.

2. Адекватность возложения  ответственности за результаты  совместной деятельности - носят  в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива  в общее дело в независимости  от конечного успеха или неудачи  совместной деятельности.

Сплоченность - это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии. У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.

Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение ролей между членами коллектива, неверное распределение материальных и моральных стимулов, в т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.

На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов. Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.

Благоприятный моральный климат коллектива - непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий - вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность сплоченности коллектива. Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью [20].

Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой.

Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство мнений и поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива.

Основные составными элементы сплоченности - сработанность членов коллектива, их ответственность и обязанность друг перед другом, согласованность действий и взаимопомощь в процессе труда.

В процессе сплочения коллектива происходит формирование единства интересов, норм поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения.

Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства.

Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Кута Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе.

Психологическое состояние своей защищенности, чувство, что с группой ничего не случится, обеспечивают лидеры, пользующиеся уважением и непререкаемым авторитетом. При твердой уверенности в правильности действий лидера все усилия членов группы интегрируются и направляются на творческое выполнение отданных им распоряжений» [20].

Таким образом, не каждая группа людей является коллективом, у него есть свои особенности. Каждый школьник проявляет себя по-разному, находясь в коллективе сверстников. Многие известные педагоги и учёные изучали коллектив, его отличия и признаки, стадии формирования и развития. Каждый ученый определил свои особенности и стадии развития. Сплочённость - это важнейшая характеристика коллектива. Показателями сплоченности коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности. Она характеризуется наличием общей цели, сотрудничеством, единство мнений, интересов, поведения. Благоприятный моральный климат коллектива одно из условий формирования коллектива.

 

1.3. Формы организации  обучения и способы организации  коллективной работы дошкольников

 

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.

Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Таким образом, форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса.

В развитие понятия «форма организации обучения» своими работами внес определенный вклад А. Н. Звягин [11]. Им было обосновано различие между понятиями «форма организации учебных занятий» и «форма организации учебной работы». К вилам последней были отнесены общегрупповые, бригадные и индивидуальные работы. Причем поскольку процесс обучения является одним из аспектов деятельности, то отсюда следует, что «организация учебных занятий включает в себя организацию учебной работы в качестве одного из своих компонентов» [11].

При выделении отдельных форм организации обучения за основу автором берется тот или иной признак, который и определяет подход к классификации форм. Им рассматриваются три группы форм организации обучения. В качестве критериев выступают число участвующих (один из внешних признаков учебного занятия по А. Н. Звягину - «состав учащихся в обучении»), основная дидактическая цель (внутренний признак). А также выделяется третья Parma форм организации обучения в зависимости от комплекса признаков, в которую входят «конкретные организационные формы обучения» (по И.Х Журавлеву) [11]. Первая группа форм включает в себя коллективную (имеет место участие всего класса или группы классов), групповую (участвуют бригады и звенья) и индивидуальную (участвует один ученик и учитель) формы организации обучения. Достоинством данной концепции, с нашей точки зрения, является то, что явно указываются критерии для различения отдельных систем форм организации обучения. В частности, для различения группового, индивидуального и коллективного вида обучения берется за критерий количество участвующих в обучении.

Педагог М. Д. Виноградова используя термин «вид организации занятий», также выделяют три вида: общеклассное (фронтальное), групповое и индивидуальное занятие. В этом подходе фронтальным занятием называется такое занятие, при котором все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу, при групповом занятии отдельные группы учащихся могут выполнять различные задания, при индивидуальных же занятиях учащиеся самостоятельно выполняют работу [4, С. 122-123].

Эстонский преподаватель Х. И. Лейметс [16], уделявший в своих исследованиях большое внимание использованию групповой работы на уроках. критерием для классификации форм учебной работы берет характер взаимодействия между учителем и учащимися; а также между самими учащимися, что представляется нам наиболее правильным. Исходя из этого критерия, выделяются три формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. Кроме того, сначала Х. Й. Лейметс выделял в качестве отдельной формы еще и дифференцированную групповую работу, но позже она рассматривается им уже как отдельный вид групповой работы, что представляется нам более правильным с теоретической точки зрения [16].

При фронтальной работе воздействие педагога носит более или менее равномерный характер, осуществляется на весь класс, а взаимодействие между учащимися ограничено и возможно только с позволения и по инициативе учителя. При индивидуальной работе контакты между учащимися вовсе не предусмотрены. При групповой работе учащиеся разделены на отдельные группы, постоянного прямого контакта с учителем во время работы в группе нет, он осуществляется только при необходимости. Для нее характерно также тесное сотрудничество между членами группы. Если группами выполняются одинаковые задания, то осуществляется единая групповая работа, если же задания разных групп существенно различаются, то говорят о дифференцированной групповой работе (16, С. 14-15].

По мнению данного автора, «существует достаточно оснований для выделения еще одной формы обучения - коллективной, которая является, по сути фронтальной, но следует за групповой» работой, когда группы учащихся рассказывают всему классу о своих результатах. Тогда, в отличие от обычной фронтальной работы изменяется характер взаимодействия между учащимися в классе: значительно увеличивается возможность непосредственного контакта между учащимися, большую роль начинает играть взаимооценивание и взаимоконтроль [16, С 15].

Еще одним достаточно обоснованным подходом к трактовке формы обучения в современной педагогике является подход И. М. Чередов [33, С. 238]. Рассматривая форму обучения как конструкцию отрезка процесса обучения со своими целями, этапами, методами [33, С.42].

А.Г. Цукерман подразделяет их на общие и конкретные. И далее для конкретных форм используется термин «форма организации обучения», а для общих - «форма учебной работы». Первые определяются как «конструкции отдельных звеньев процесса обучения или их совокупности» [34].

Вередов И. М. выделяет девять форм учебной работы: фронтальная, парная, звеньевая, бригадная, кооперированно-групповая, дифференцированно-групповая (последние пять можно рассматривать как разновидности групповой работы), индивидуальная и индивидуализированная (особый случай индивидуальной) и не являющаяся основной, одна дополнительная форме работы - индивидуализированно-групповая. Но сути выделяются три основные общие формы обучения - фронтальная, групповая и индивидуальная [6].

Информация о работе Игра – форма организации коллектива детей