Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:05, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………..….…3
Глава I. Необходимость воспитания экологической культуры…..………….6
I.1.Понятие об игре………………………………………………………………9
I.2. Игра- как средство формирования личности дошкольника……..………11
Глава II. Классификация игр…………………………………………………14
II.1. Сюжетно-ролевые игры…………………………………………….....15
II.2. Игры с правилами…………………………………………….…….….16
Практическая работа
Глава III. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников……………………………………21
III.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у
старших дошкольников………………………………………………………21
III.2. Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может знать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (4-3 балла).
Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. Не знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально не выражает свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.
Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в Таблице 1, Таблице 2.
1. Дошкольники экспериментальной группы в целом показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе, а дети контрольной группы показали средний уровень сформированности соответственно 5,62 и 6,54 балла.
2. Уровень знания дошкольников
о мире животных в
3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 1,90 и 2,27 баллов
4. Уровень отношения к миру природы в экспериментальной группе ниже, чем у дошкольников контрольной группы, соответственно 1,81 и 2,18 балла.
Наиболее затруднительным в обеих группах оказался вопрос об особенностях жизни животных и растений в разное время года. Дети не имеют представления об изменениях, которые происходят с живым природным миром в природе. Лишь некоторые воспитанники сказали, что летом на деревьях есть листья, а зимой они голые. Более глубоких познаний об изменениях в живой природе дети не показали.
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме (Приложение 10, Рис.1)
III.2. Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний.
Целью формирующего педагогического
эксперимента явился выбор условий для
наиболее эффективного способа формирования
уровня экологических знаний о живой природе
у старших дошкольников. При разработке
условий мы опирались на следующие источники:
программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998),
"Юный эколог" (С.Н. Николаева, 1999),
" Программа
экологического воспитания
"Семицветик" (В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова, 1997);
Т.к в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если постоянно использовать различные формы наглядности. На занятиях мы использовали демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, технические средства обучения- слайды, диафильмы, видеофильмы. Использовали и различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал был использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.
В работе были использованы демонстрационные картины, на которых представлены экзотические, малоизвестные животные (коала, дикобраз, джейран) в крупном масштабе и со своими детенышами.
Как раздаточный материал использовались и наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. С детьми мы проводили дидактические игры, упражнения, создавали проблемные ситуации. Например, одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-15 карточками, и предлагалось разложить их в два ряда: в один - домашних, а в другой - диких, животных; или: выбрать животных (летающих, живущих в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать); сделать ряды из растительноядных и хищников, птиц и насекомых и т.д.
Создавали и проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирали животных, которые могут в ней жить, а потом объясняли, почему они сделали такой выбор. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным объектам. Конспект занятия на тему: "Как растут растения" ( Приложение 11). Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов «Вода. Состояние воды. Цветной лед.» (Приложение 12), наблюдений. В процессе обучения обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при посадке растений (Приложение 13), при очистке территории от снега, в подкармливании птиц.
Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по созданию условий для формирования у детей экспериментальной группы динамических представлений об изменениях в живой природе, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом.
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности созданных нами условий и проведенных мероприятий по повышению уровня экологических знаний.
Контрольный эксперимент проводился с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3 и 4.
Анализ результатов диагностики в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности
2. Значительно возрос уровень
сформированности
3. Данные (Приложение 10 рис. 2) показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.
Заключение
Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу. Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Список литературы.
Приложение
Приложение 1
Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей дошкольного возраста.
«Что где растет»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о растениях, развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Игровые правила: Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.
Игровые действия: Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.
Ход игры: Играющие получают по большой карте с разными пейзажами, маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.
Приложение 2
«Зоологическое домино»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о диких и домашних животных, воспитывать сообразительность, внимание.
Игровые правила: Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.
Игровые действия: Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.
Ход игры: На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки расположены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек он считается победившим в игре.
Приложение 3
«Природа и человек»
Дидактическая задача: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила: Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия: Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.