Игра - как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….…3
Глава I. Необходимость воспитания экологической культуры…..………….6
I.1.Понятие об игре………………………………………………………………9
I.2. Игра- как средство формирования личности дошкольника……..………11
Глава II. Классификация игр…………………………………………………14
II.1. Сюжетно-ролевые игры…………………………………………….....15
II.2. Игры с правилами…………………………………………….…….….16
Практическая работа
Глава III. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников……………………………………21
III.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у
старших дошкольников………………………………………………………21
III.2. Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

                                  

 

 

 

 

Приложение 4

«Похож — не похож»

Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы  по описанию.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож — не похож».

Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами, учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры  загадок,   придуманных  детьми.

«Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит» (божья коровка и майский жук),

«Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк),Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия.

                                     

Приложение 5                        

«Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать  и отвечать.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» — говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч  «Лист», — отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч соседу. «Небо»,— отвечает ребенок и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», — и бросает мяч. «Стол», — отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», — отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». — «Ложка». И т. д. В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Приложение 6

Таблица 1.

Результаты констатирующего эксперимента  в экспериментальной группе.

 

 

Фамилия,Имя ребенка

Отношение к миру природы

Знания о животном мире

Знания о растительном мире

Итого баллов

   

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

 

1

Алексеева Софья

2

С

2

С

2

С

7

2

Лушин Тимур

2

С

3

В

3

В

9

3

Вихров Влад

2

С

2

С

2

С

6

4

Майборода Никита

2

С

2

С

2

С

6

5

Шульга Анастасия

1

Н

2

С

1

Н

4

6

Степанов Миша

2

С

2

С

2

С

7

7

Капнина Света

1

Н

2

С

1

С

4

8

Ожгибесова Анна

2

С

2

С

2

С

5

9

Рудометкин Дима

2

С

1

Н

2

С

5

10

Пичейкина Катя

2

С

2

С

2

С

7

11

Лямин Данил

2

С

1

Н

2

С

5

 

Средний балл по группе

1,81

Н

1,91

С

1,90

С

5,62


Приложение 7

Таблица 2.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе.

 

 

Фамилия,Имя ребенка

Отношение  к миру природы

Знания о животном мире

Знания о растительном мире

Итого баллов

   

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

 

1

Бережная Настя

3

В

3

В

3

В

9

2

Аржанова Ангелина

1

Н

2

С

2

С

5

3

Василенко Богдан

2

С

2

С

2

С

6

4

Демидов Стас

2

С

2

С

2

С

6

5

Кучмеева Лиса

3

В

2

С

2

С

7

6

Дударев Дима

2

С

1

Н

2

С

5

7

Шкирдова Настя

3

В

2

С

3

В

8

8

Свиридов  Женя

2

С

2

С

2

С

6

9

Позиненко Паша

1

Н

2

С

2

С

5

10

Дьяченко Софья

2

С

2

С

2

С

6

11

Ермолаев Кирилл

3

В

3

В

3

В

9

 

Средний балл по группе

2,18

С

2,09

С

2,27

С

6,54


Приложение 8

Таблица 3.

Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.

 

Фамилия,Имя ребенка

Отношение к миру природы

Знания о животном мире

Знания о растительном мире

Итого баллов

   

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

 

1

Алексеева Софья

3

В

3

В

3

В

9

2

Лушин Тимур

3

В

3

В

3

В

9

3

Вихров Влад

2

С

3

В

2

С

7

4

Майборода Никита

3

В

3

В

2

С

8

5

Шульга Анастасия

2

С

2

С

2

С

6

6

Степанов Миша

3

В

2

С

3

В

8

7

Капнина Света

2

С

3

В

2

С

7

8

Ожгибесова Анна

2

С

3

В

2

С

7

9

Рудометкин Дима

2

С

3

В

2

С

7

10

Пичейкина Катя

3

В

3

В

3

В

9

11

Лямин Данил

3

В

3

В

2

С

8

 

Средний балл по группе

2,54

с

2,81

В

2,36

С

7,71


 

Приложение 9

Таблица 4.

Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.

 

Фамилия,Имя ребенка

Отношение к миру природы

Знания о животном мире

Знания о растительном мире

Итого баллов

   

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

 

1

Бережная Настя

3

В

3

В

3

В

9

2

Аржанова Ангелина

2

С

2

С

2

С

6

3

Василенко Богдан

2

С

3

В

2

С

7

4

Демидов Стас

2

С

2

С

3

В

6

5

Кучмеева Лиса

3

В

3

В

2

С

8

6

Дударев Дима

2

С

2

С

2

С

6

7

Шкирдова Настя

3

В

2

С

3

В

8

8

Свиридов  Женя

2

Н

2

С

2

С

6

9

Позиненко Паша

2

С

2

С

2

С

6

10

Дьяченко Софья

2

С

2

С

3

В

7

11

Ермолаев Кирилл

3

В

3

В

3

В

9

 

Средний балл по группе

2,36

С

2,36

С

2,45

С

7,17

Информация о работе Игра - как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста