Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:05, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста как наиболее эффективное условие воспитания экологической культуры.
Для достижения поставленной цели проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной проблеме исследования.
2. Определить эффективность игровой деятельности в процессе воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………..….…3
Глава I. Необходимость воспитания экологической культуры…..………….6
I.1.Понятие об игре………………………………………………………………9
I.2. Игра- как средство формирования личности дошкольника……..………11
Глава II. Классификация игр…………………………………………………14
II.1. Сюжетно-ролевые игры…………………………………………….....15
II.2. Игры с правилами…………………………………………….…….….16
Практическая работа
Глава III. Экспериментальное исследование процесса воспитания экологической культуры у дошкольников……………………………………21
III.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у
старших дошкольников………………………………………………………21
III.2. Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………….39
Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.
Приложение 4
«Похож — не похож»
Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож — не похож».
Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами, учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».
Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
Примеры загадок, придуманных детьми.
«Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит» (божья коровка и майский жук),
«Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк),Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия.
Приложение 5
«Отвечай быстро»
Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.
Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.
«Зеленый» — говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч «Лист», — отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч соседу. «Небо»,— отвечает ребенок и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», — и бросает мяч. «Стол», — отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», — отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». — «Ложка». И т. д. В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», — отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.
Приложение 6
Таблица 1.
Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.
Фамилия,Имя ребенка |
Отношение к миру природы |
Знания о животном мире |
Знания о растительном мире |
Итого баллов | ||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
|||
1 |
Алексеева Софья |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
7 |
2 |
Лушин Тимур |
2 |
С |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
3 |
Вихров Влад |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
4 |
Майборода Никита |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
5 |
Шульга Анастасия |
1 |
Н |
2 |
С |
1 |
Н |
4 |
6 |
Степанов Миша |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
7 |
7 |
Капнина Света |
1 |
Н |
2 |
С |
1 |
С |
4 |
8 |
Ожгибесова Анна |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
5 |
9 |
Рудометкин Дима |
2 |
С |
1 |
Н |
2 |
С |
5 |
10 |
Пичейкина Катя |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
7 |
11 |
Лямин Данил |
2 |
С |
1 |
Н |
2 |
С |
5 |
Средний балл по группе |
1,81 |
Н |
1,91 |
С |
1,90 |
С |
5,62 |
Приложение 7
Таблица 2.
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе.
Фамилия,Имя ребенка |
Отношение к миру природы |
Знания о животном мире |
Знания о растительном мире |
Итого баллов | ||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
|||
1 |
Бережная Настя |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
2 |
Аржанова Ангелина |
1 |
Н |
2 |
С |
2 |
С |
5 |
3 |
Василенко Богдан |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
4 |
Демидов Стас |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
5 |
Кучмеева Лиса |
3 |
В |
2 |
С |
2 |
С |
7 |
6 |
Дударев Дима |
2 |
С |
1 |
Н |
2 |
С |
5 |
7 |
Шкирдова Настя |
3 |
В |
2 |
С |
3 |
В |
8 |
8 |
Свиридов Женя |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
9 |
Позиненко Паша |
1 |
Н |
2 |
С |
2 |
С |
5 |
10 |
Дьяченко Софья |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
11 |
Ермолаев Кирилл |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
Средний балл по группе |
2,18 |
С |
2,09 |
С |
2,27 |
С |
6,54 |
Приложение 8
Таблица 3.
Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.
Фамилия,Имя ребенка |
Отношение к миру природы |
Знания о животном мире |
Знания о растительном мире |
Итого баллов | ||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
|||
1 |
Алексеева Софья |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
2 |
Лушин Тимур |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
3 |
Вихров Влад |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С |
7 |
4 |
Майборода Никита |
3 |
В |
3 |
В |
2 |
С |
8 |
5 |
Шульга Анастасия |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
6 |
Степанов Миша |
3 |
В |
2 |
С |
3 |
В |
8 |
7 |
Капнина Света |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С |
7 |
8 |
Ожгибесова Анна |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С |
7 |
9 |
Рудометкин Дима |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С |
7 |
10 |
Пичейкина Катя |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
11 |
Лямин Данил |
3 |
В |
3 |
В |
2 |
С |
8 |
Средний балл по группе |
2,54 |
с |
2,81 |
В |
2,36 |
С |
7,71 |
Приложение 9
Таблица 4.
Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Фамилия,Имя ребенка |
Отношение к миру природы |
Знания о животном мире |
Знания о растительном мире |
Итого баллов | ||||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
|||
1 |
Бережная Настя |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
2 |
Аржанова Ангелина |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
3 |
Василенко Богдан |
2 |
С |
3 |
В |
2 |
С |
7 |
4 |
Демидов Стас |
2 |
С |
2 |
С |
3 |
В |
6 |
5 |
Кучмеева Лиса |
3 |
В |
3 |
В |
2 |
С |
8 |
6 |
Дударев Дима |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
7 |
Шкирдова Настя |
3 |
В |
2 |
С |
3 |
В |
8 |
8 |
Свиридов Женя |
2 |
Н |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
9 |
Позиненко Паша |
2 |
С |
2 |
С |
2 |
С |
6 |
10 |
Дьяченко Софья |
2 |
С |
2 |
С |
3 |
В |
7 |
11 |
Ермолаев Кирилл |
3 |
В |
3 |
В |
3 |
В |
9 |
Средний балл по группе |
2,36 |
С |
2,36 |
С |
2,45 |
С |
7,17 |