Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:06, курсовая работа
Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников 10
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников 16
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции 16
2.2. Методика проведения игр с младшими школьниками 20
2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе 25
Заключение 30
Список литературы 32
Под методом воспитания понимается такой способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, в котором происходит достижение наиболее эффективных результатов воспитания и развития. Методы воспитания, а также формы организации деятельности выступают как единое воспитательное явление. Также методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников.
Деятельность школьников организуется в рамках двух направлений - коллективного и индивидуального. В рамках двух указанных направлений методы воспитания подразделяются на две функциональные группы:
1. Методы, направленные на воспитание коллективной жизни детей, включающие единые педагогические требования, методы и формы самоуправления совместной деятельностью, традиции, игры, а также перспективы
2. Методы индивидуального
Для того чтобы помочь детям разобраться в сути нравственных понятий, сформировать у них установки на нравственно-устойчивое поведение, необходимо проводить часы общения. В процессе нравственного просвещения при проведении часов общения акцентируется внимание на эмоциональном стимулировании. Для пробуждения интереса детей к вопросам нравственного воспитания, активизации их чувств, помимо проблемно-поисковых, используются игровые, соревновательные и эмоционально-образные стимулы (классификация М.Г. Яновской) [20:24-33]. Каждый час общения может быть представлен технологической цепочкой, состоящей из следующих звеньев: включение детей в авторский сказочный сюжет, работа над понятиями в виде словарных игр и упражнений, решение этических ситуаций, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов и видеофильмов, этические игры, песенный тренинг по нравственной тематике, рефлексия.
Особо привлекательными для детей являются этические игры. Известно, что игра как эмоциональный стимул имеет неоценимое значение в нравственном воспитании младших школьников. Она обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, побуждает их к совершению моральных поступков. Участвуя в этической игре, ребенок интенсивнее овладевает правилами и нормами поведения в обществе, приобретает умения и навыки позитивных взаимоотношений с людьми, совершенствует свои моральные качества.
Цель этических игр состоит в том, чтобы углубить понятия детей о нравственных качествах («Какое качество загадано», «Любимое качество», «Волшебницы»), развивать способность к сопереживанию, формировать установки доброго отношения к окружающим людям («Скажи ослику Иа добрые слова», «Волшебный фонарик»), учить быть в мире с собой и другими людьми («Ласковое имя», «Мне нравится в тебе, что...»).
В комплексе эмоциональных стимулов особое место занимает песенный этический тренинг. Песни о дружбе, чуткости, доброте («Если добрый ты», «Пропала собака») являются эффективным средством нравственного развития младших школьников. Вызывая яркие образы, они стимулируют мыслительную деятельность учащихся, рождают чувственные переживания. Каждая песня - это маленькая этическая ситуация, при решении которой можно задуматься о поступках окружающих людей, представить себя на месте героев музыкального произведения и, анализируя их поступки, сделать свой нравственный выбор. Все эти звенья связаны между собой логическим сюжетом, имеют четкую направленность на позитивный результат.
В процессе нравственного воспитания младших школьников рекомендуется использовать следующие организационные формы: массовые (праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки и др.), групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках и др.), индивидуальные (общественные поручения (дежурный, санитар, журналист и др.), индивидуальные задания (индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах и др.)
Для более глубокого осознания и осмысления нравственных норм и установок дети должны быть включены в общественно-полезную деятельность.
Применение эмоциональных стимулов разного вида - игровых, проблемно-поисковых, эмоционально-образных - обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к совершению нравственных поступков[5:24-33].
Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Учитывая это, важно усилить взаимосвязь игры и труда, который на ступени среднего дошкольного возраста качественно изменяется. Важно, чтобы игра становилась в возможной мере подготовкой к труду. Между тем условные трудовые действия в игре часто свернуты (как будто помыли посуду, как будто покормили собачку и пр.). В этом случае игра не оказывает положительного влияния па формирование трудовых навыков. Только в такой игре, где происходит подлинное слияние трудового процесса, изображаемого детьми, и цели, поставленной в ней, происходит воспитание трудовой направленности ребенка. Поэтому-то так высоко мы ценим взаимосвязь игры и труда, где игра задает действие, а в процессе труда оно реализуется [18:143].
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - средство познания действительности. Она рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка,
которая изменяется и развертыв
3) социально заданный ребенку
и усвоенный им вид
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества [19:178-180].
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в I классе и приемом работы в последующих классах.
Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов [9:66].
В практике работы школы иногда смешивают дидактическую игру и упражнение. По всей вероятности, это происходит из-за общности учебных задач, которые решаются данными методиками. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.
Использование дидактических игр в качестве средств обучения младших школьников определяется рядом причин:
1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения школьников в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение в нее первоклассников идет медленно;
3) наличие возрастных особенностей учащихся, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления и влияние дидактических игр на развитие у учащихся этих психических процессов;
4) недостаточная сформированность познавательной мотивации, несоответствие мотивов и содержания учебной деятельности, сложности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей [17:49].
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, подведение итогов, результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составлять из букв слова, отрабатываются навыки счета.
Дидактическая игра, кроме познавательных задач, имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия - это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ученика, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности и поведением учащихся. Правила влияют и на решение дидактической задачи: незаметно ограничивают действия школьников, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов осуществляется сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого учащегося, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
- наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;
- выразительность проведения игры;
- включение педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой [17:157].
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно-печатные;
- словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью ученики знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению...), что важно для развития отвлеченного, логического мышления.
К настольно-печатным играм относят парные картинки, различные виды лото, домино, при использовании которых решаются различные развивающие задачи. Например, в ходе подбора картинок по общему признаку формируется умение осуществлять классификацию. Здесь от учеников требуются умения обобщать, устанавливать связи между предметами.
Соединение разрезных картинок направлено на развитие умения составлять целое из отдельных частей, а описание, рассказ по картинке с показом действий, движений нацелено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх школьники учатся (опираясь на имеющиеся представления о предметах) использовать приобретенные ранее знания в ходе установления новых связей или в новых обстоятельствах. Учащиеся самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают предметы по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях [9:157].
Информация о работе Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников