Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:06, курсовая работа
Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников 10
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников 16
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции 16
2.2. Методика проведения игр с младшими школьниками 20
2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе 25
Заключение 30
Список литературы 32
- А сейчас проведем игру “
Чтобы вы могли почувствовать необходимость доброжелательного отношения друг к другу, а затем потренироваться в выражении добрых чувств по отношению у другим людям, предлагаю выстроиться в две шеренги лицом друг к другу. Представьте, что вы - моющая машина, через которую пройдет каждый играющий. Задача “машины” - “помыть” того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным и счастливым. Для этого можно похлопать его по плечу, пожать руку, сопровождая свои действия словами похвалы, одобрения. При любом грубом слове машина “ломается”.
- Расскажите о чувствах, которые возникли у вас, когда вы слышали доброжелательные слова.
Третий этап игры. Путешествие за волшебным порошком
(Каждая команда выдвигает
Первое задание
Пришли Гномы в большой темный лес. Наступила ночь. В темноте слышны были странные шумы и шорохи. Какие-то неведомые существа бродили по лесу. Гномы не знали, добрые они или злые, но на всякий случай решили не привлекать к себе внимания. Они замерли (дети по сигналу учителя замирают в тех позах, в которых оказались в этот момент) и не должны были шевелиться, что бы ни случилось. И еще: им нужно было оставаться совершенно спокойными, чтобы никто из существ, населяющих лес, не почувствовал их переживаний. Поэтому вы, Гномы, не должны ни в коем случае изменять выражение своих лиц...
А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они обладают), чтобы справиться с заданием.
(Учитель напоминает детям о
тех рисунках и списках
- А сейчас выполним задание “Контраргументы”
В начале игры вы назвали качества Гномов. Следует привести аргументы: доказать, что эти качества помогут в поисках волшебного порошка, а так же привести контраргументы: доказать, что данные качества могут помешать путешественникам.
- Ребята, такой прием можно
Второе задание
Наступило утро. Гномы отправились дальше. Добрались они до высоких гор. Шли они по узкой тропке над пропастью и повстречали Свирепого Пещерного Медведя, Огромного Коварного Орла, Безобразного Паука и Ядовитую Змею. Сначала Гномы испугались, но эти существа сказали им: “Все боятся нас и видят в нас только ужасное! Может быть, хоть вы скажете, есть ли в нас что-то хорошее?”
Обсудите между собой, какие хорошие качества есть у повстречавшихся вам существ.
(А вам, жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор, надо подумать и сказать, какие качества должны проявить ваши посланцы (из тех, которыми они обладают), чтобы справиться с заданием?
После того как жители Синей, Зеленой, Красной и Желтой гор выскажутся, слово дается Гномам. Они выбирают себе одного из животных и говорят о нем что-нибудь хорошее. Важно, чтобы не были забыты ни Медведь, ни Орел, ни Паук, ни Змея).
- Существа, вызывавшие раньше только ужас и неприязнь, обрадовались, что Гномы сумели разглядеть в них положительные качества и пропустили путешественников.
- На ваших столах лежат
- А сейчас покажите, с какими цветами у вас ассоциируются положительные качества этих сказочных героев. (Использование приема цветописи).
Третье задание
Долго ли, коротко ли были в пути Гномы, оказались они у дворца злого колдуна.
Гномы пробрались в главный зал во дворце Злого Колдуна и увидели, что пакетики с волшебным порошком прикреплены к потолку зала. Достать их почти невозможно. (Пакетики разных цветов на ниточках прикреплены заблаговременно на достаточном расстоянии друг от друга) При этом снять четыре пакетика можно только одновременно, иначе волшебство их исчезнет! Что же делать? ...Но ведь у каждого из Гномов есть Волшебный кристалл. Он потерял способность к превращениям, но с его помощью можно сделать так, чтобы здесь оказались жители царства гномов. Позовите на помощь своих товарищей!
(Гномы зовут на помощь
Четвертое задание
Но рано радовались гномы успеху путешествия! Двери зала захлопнулись. Все гномы почувствовали вдруг, что ноги их будто приклеились к полу. Что же случилось? Дворец ведь был заколдованным. Чтобы похитители не сумели покинуть дворец, Злой Колдун сделал так, чтобы все обиды, которые накопились у гномов друг к другу, стали тяжелыми, как гири, и не позволили им сдвинуться с места. Единственный способ преодолеть колдовство - избавиться от обид.
Упражнение на растворение чувства обиды:
Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на эту сцену человека, который вас обидел. Когда вы ясно увидите образ этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ, а потом пусть он исчезнет.
А теперь поставьте на эту сцену себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Растворяются темные облака накопленной обиды, она уходит…
Открываем глаза. Что чувствовали, ощущали при выполнении этого упражнения?
Сейчас каждый из Гномов получит листок бумаги и ручку. Если вы хотите освободиться от тяжести обид, накопившихся у вас на одноклассников, вам сначала надо написать на листочке слова: “Я обижался (лась) на... потому что...”
(Пока дети пишут, ведущий составляет стулья в круг - спинками внутрь. Стульев должно быть на один -два меньше, чем участников).
- А теперь подойдите к большому
бездонному колодцу, который находится
в зале. Подойдите так, будто на
ногах у вас тяжеленные
(Гномы сминают бумажки и
Вы чувствуете, что тяжесть исчезла? Вы можете подняться на край колодца и встать над своими обидами! Поддержите друг друга, чтобы никто не упал! У вас есть четыре Волшебных кристалла. Пусть Гномы-посланцы встанут рядом и соединят кристаллы вместе. Теперь вы можете превратить эти кристаллы во что угодно. Но прежде договоритесь, во что вы хотите их превратить, не допуская возвращения обид и cсор.
(Дети стоят на стульях и поддерживают друг друга. Они могут, например, превратить кристаллы в самолет или воздушном шар и вместе вернуться в свои царства. Возможно, им захочется построить общий дворец).
Выход из игровой ситуации
Снимите атрибуты, сядьте в общий круг, скажите друг другу: “Я не гном, я человек, ученик (ученица) четвертого класса…”.
- Какое из заданий игры оказалось самым сложным?
- Изменился ли каждый Гном в процессе путешествия? Почему?
- Изменилось ли у жителей
каждого царства гномов
- Можно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало?
- Покажите карточки с тем цветом, который характеризует ваше настроение во время игры: радостное - красный,
приятное - желтый,
спокойное - зеленый,
грустное - синий,
мрачное - черный.
Информация о работе Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников