Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:06, курсовая работа
Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников 10
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников 16
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции 16
2.2. Методика проведения игр с младшими школьниками 20
2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе 25
Заключение 30
Список литературы 32
Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.
В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий: беседа (этическая, нравственная), дискуссия (в 4 классе), встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВНы, театрализация, интерактивные игры, тренинги, читательские конференции, организация и проведение викторин.
Большое значение в воспитательной работе с младшими школьниками имеют викторины. Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: науки, техники, искусства, литературы, музыки. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и в учебной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить внешние и внутренние условия формирования нравственных качеств личности младшего школьника, тесно взаимосвязанные между собой. К внешним условиям мы относим специально организованный процесс обучения и воспитания; коммуникативные условия, структуру деятельности учителя, специальное содержание учебно-воспитательного материала; возможности семейного воспитания; личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию младших школьников готовность учителя и учащегося к формированию нравственных качеств; ориентация на зону ближайшего развития.
Внутренними условиями определяются: личностная самооценка, нравственная рефлексия младших школьников. Основным правилом личностно-ориентированного формирования нравственных качеств младшего школьника определяется индивидуальный подход, исходя из его возрастных особенностей. Воспитательная практика показывает, что непризнание их ведет к педагогически неоправданным, нерезультативным и даже опасным воздействиям на развивающуюся личность. В разные возрастные периоды все характеристики личности ребенка: его физиологические возможности, воспитанность, обучаемость, любознательность, работоспособность, продуктивность и качество работы, характеристики внимания и мышления, мотивы и интересы - значительно меняются, одни ослабевают, другие начинают преобладать.
Учет возрастных особенностей младшего школьника особенно важен в свете направленности работы школы на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Без этого невозможно правильное, научно-обоснованное соотношение усилий всех участников воспитательного процесса и возможностей разных предметов и деятельности в гармоничном формировании разных сторон личности по годам обучения.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Список использованной литературы
М.: Академия, 2004. - 512 с.
М.: Владос,2001.- 208 с.
М.: Просвещение, 1987.- 1583с.
М.: РМГ Мультимедиа, 2001. -1023 с.
М. : Педагогика, 1980. – 388.
Приложение 1
Разработка внеклассного мероприятия
«Нравственное воспитание учащихся начальных классов в игре»
Задачи: обучать детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные; учить не только сочувствию и милосердию, но и уметь находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.
Ход мероприятия:
Дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сюжетно-ролевой игре «Происшествие в царстве гномов». Мы затронем многие человеческие качества, так необходимые в нашей жизни. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.
Подготовительный этап.
(Учитель заранее готовит
Ведущий разбивает класс на четыре группы. Для деления используется следующий эффективный способ. Дети вытягивают один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. Для удобства на каждом столе лежит бумага соответствующего цвета. Так формируются группы, примерно равные по своему составу).
- Сейчас я стану волшебником и превращу вас в Гномов.
Для этого постройтесь в четыре колонны. Каждой группе я даю красный, синий, желтый или зеленый кубик. Ваша задача превратить кубик в какой–либо предмет с помощью пантомимы. В игре участвуют по очереди все участники команды. Игроки той команды, которая быстрее всех справилась с заданием, первыми получают колпачки определенного цвета.
После того как все дети разместились за своими столами, учитель объявляет о начале игры. В этот момент зазвучит сказочная мелодия.
Погружение в игровую ситуацию
- Все участники игры - Гномы. При этом каждый стол представляет свое семейство Гномов, обитателей Желтой, Красной, Зеленой и Синей гор. В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники, мастерские. Там протекает их жизнь. Каждой группе дается задание придумать название своего царства и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся), рассказать о том, какие у них особенности.
(После небольшого обсуждения
группы представляются друг
Первый этап игры
- Итак, начинается наша история. Она касается всех жителей ваших царств, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Прежде, чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим гномом и с тем, какие у него сложились отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свою небольшую историю. Истории отличаются друг от друга: у вас же разные царства, разная жизнь. Познакомьтесь с этими историями, подумайте, в каких историях гном был воспринят как свой, а в каких, как чужой? Нарисуйте своего Гнома, напишите под его портретом те черты характера, которыми Гном обладает.
Первая история
Жили-были в огромной Желтой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, и ничего не пытался изменить...
Вторая история
Жили-были в огромной Красной горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Красной горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном оказался очень веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы...
Третья история
Жили-были в огромной Синей горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Синей горы приютить его. Те согласились. В большой и дружной семье гномов все считали пришлого Гнома своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи... Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов...
Четвертая история
Жили-были в огромной Зеленой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Зеленой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном очень хотел подружиться с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались избегать общения. Он казался им каким-то не таким...
Второй этап игры. Происшествие в царстве гномов
Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище - Волшебный кристалл (Учитель кладет на стол каждой команде кубик). Этот кристалл обладал удивительным свойством: он превращался в руках гномов во все, что они захотят. Это очень помогало гномам в самых различных ситуациях... Подумайте и расскажите, во что превращали гномы Волшебный кристалл и для каких целей?
(Дается время на обсуждение и представление друг другу придуманных уникальных возможностей кристалла)
- Но была у Волшебного
Зная об этом, гномы посменно дежурили, держа ладони на кристалле. Не правда ли, хорошее решение?
(Возьмите кристалл в руки и, пока я рассказываю, передавайте его друг другу).
И вот наступило очередное дежурство нашего Гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. Но дежурить ему выпало ночью, а надо сказать, что в предыдущую ночь ему не удалось поспать, потому что он до утра ловил рыбу в подземном озере. Взяв кристалл в руки, Гном зевнул и стал мечтать о том, какую огромную рыбу он поймал бы, если бы кристалл превратился в лодку, и можно было бы заплыть на самую середину озера. Он так размечтался, что и не заметил, как задремал... И кристалл выпал из его рук. Лишь через полчаса Гном очнулся. Но было поздно: кристалл потерял свою способность к превращениям.
Очень быстро весть о трагическом происшествии разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Волшебного кристалла жители, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с Гномом обращаются?
(Учитель предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их царстве жители вели себя с Гномом, учитывая все то, что они уже знают про характер этого Гнома и его отношения с окружающими).
Информация о работе Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников