Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников 10
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников 16
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции 16
2.2. Методика проведения игр с младшими школьниками 20
2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.

В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий: беседа (этическая, нравственная), дискуссия (в 4 классе),     встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний,     КВНы, театрализация, интерактивные игры, тренинги, читательские конференции, организация и проведение викторин.

Большое значение в воспитательной работе с младшими школьниками имеют викторины. Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: науки, техники, искусства, литературы, музыки. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и в учебной деятельности.

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить внешние и внутренние условия формирования нравственных качеств личности младшего школьника, тесно взаимосвязанные между собой. К внешним условиям мы относим специально организованный процесс обучения и воспитания; коммуникативные условия, структуру деятельности учителя, специальное содержание учебно-воспитательного материала; возможности семейного воспитания; личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию младших школьников готовность учителя и учащегося к формированию нравственных качеств; ориентация на зону ближайшего развития.

Внутренними условиями определяются: личностная самооценка, нравственная рефлексия младших школьников. Основным правилом личностно-ориентированного формирования нравственных качеств младшего школьника определяется индивидуальный подход, исходя из его возрастных особенностей. Воспитательная практика показывает, что непризнание их ведет к педагогически неоправданным, нерезультативным и даже опасным воздействиям на развивающуюся личность. В разные возрастные периоды все характеристики личности ребенка: его физиологические возможности, воспитанность, обучаемость, любознательность, работоспособность, продуктивность и качество работы, характеристики внимания и мышления, мотивы и интересы - значительно меняются, одни ослабевают, другие начинают преобладать.

Учет возрастных особенностей младшего школьника особенно важен в свете направленности работы школы на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Без этого невозможно правильное, научно-обоснованное соотношение усилий всех участников воспитательного процесса и возможностей разных предметов и деятельности в гармоничном формировании разных сторон личности по годам обучения.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

 

Список использованной литературы

  1. Аманбаева, Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания / Л.И. Аманбаева – Я.: Изд-во ЯГУ, 1998.- 124 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя / Н.П. Аникеева.-  М.: Просвещение, 1987.- 144с.
  3. Борытко, Н.М. Воспитание как педагогика бытия: гуманитарно-целостный подход. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания / Н.М. Борытко. – Волгоград, 2004.-304.
  4. Вентцель, К.Н. Антология гуманной педагогики/ К.Н. Вентцель.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 195 с.
  5. Гаврилова, Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников / Т.П. Гаврилова. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005.- 202 с.
  6. Даль,  В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль - М: 1979, -т. 11, 1866 с.
  7. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. / И.А. Ильин. - М: Справочное пособие,  Москва: «Библиополис» ЛТД, 2006.- 447с.
  8. Педагогика: Учебное пособие для пед. ин-тов / Т.А.Ильина.

М.: Академия, 2004. - 512 с.

  1. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. / Катаева А.А., Стребелева Е.С.-

 М.: Владос,2001.- 208 с.

  1. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М.  Костина – Санкт- Петербург: «Речь», 2003.-160 с.
  2. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура / Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. / В.С. Леднев. М.: 2004. - 464 с.
  3. Никитина, Н.Н. Воспитание как взращивание духовного опыта человека / Актуальные проблемы современного воспитания. / Н.Н. Никитина.  Волгоград: 2005. – 215 с.
  4. Толковый словарь русского языка, 2 издание/Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.-

М.: Просвещение, 1987.- 1583с.

  1. Репринцева, Г.И. Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. / Г.И.  Репринцева - М.: «Форум», 2008.- 240 с.
  2. Российский энциклопедический словарь, книга 1.-

М.: РМГ Мультимедиа, 2001. -1023 с.

  1. Избранные педагогические сочинения. Том 2 / Сухомлинский В. А. -

М. : Педагогика, 1980. – 388.

  1. Удальцова,  Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е.И.  Удальцова-  Минск, 1976. – 220 с.
  2. Эльконин, Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
  3. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин - М. Педагогика, 2008.- 226 с.
  4. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности //  Классный руководитель. - 2002. - № 4. - С. 24-33.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Разработка внеклассного мероприятия

«Нравственное воспитание учащихся начальных классов в игре»

 

Задачи: обучать детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные; учить не только сочувствию и милосердию, но и уметь находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.

Ход мероприятия:

Дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сюжетно-ролевой игре «Происшествие в царстве гномов». Мы затронем многие человеческие качества, так необходимые в нашей жизни. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.

Подготовительный этап.

(Учитель заранее готовит помещение  для игры: парты и стулья составляются  таким образом, чтобы все ученики  класса оказались сидящими за  четырьмя большими столами. Столы  расположены таким образом, чтобы  при необходимости все участники  могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.

Ведущий разбивает класс на четыре группы. Для деления используется следующий эффективный способ. Дети вытягивают один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. Для удобства на каждом столе лежит бумага соответствующего цвета. Так формируются группы, примерно равные по своему составу).

- Сейчас я стану волшебником  и превращу вас в Гномов.

Для этого постройтесь в четыре колонны. Каждой группе я даю красный, синий, желтый или зеленый кубик. Ваша задача превратить кубик в какой–либо предмет с помощью пантомимы. В игре участвуют по очереди все участники команды. Игроки той команды, которая быстрее всех справилась с заданием, первыми получают колпачки определенного цвета.

После того как все дети разместились за своими столами, учитель объявляет о начале игры. В этот момент зазвучит сказочная мелодия.

Погружение в игровую ситуацию

- Все участники игры - Гномы. При  этом каждый стол представляет  свое семейство Гномов, обитателей  Желтой, Красной, Зеленой и Синей гор. В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники, мастерские. Там протекает их жизнь. Каждой группе дается задание придумать название своего царства и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся), рассказать о том, какие у них особенности.

(После небольшого обсуждения  группы представляются друг другу).

Первый этап игры

- Итак, начинается наша история. Она касается всех жителей  ваших царств, каждого из вас, но есть в ней и главный  персонаж. Прежде, чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим гномом и с тем, какие у него сложились отношения с другими жителями вашей горы. Сейчас каждая группа получит свою небольшую историю. Истории отличаются друг от друга: у вас же разные царства, разная жизнь. Познакомьтесь с этими историями, подумайте, в каких историях гном был воспринят как свой, а в каких, как чужой? Нарисуйте своего Гнома, напишите под его портретом те черты характера, которыми Гном обладает.

Первая история

Жили-были в огромной Желтой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его непонятным чудаком. Он знал, как к нему относятся, и ничего не пытался изменить...

Вторая история

Жили-были в огромной Красной горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Красной горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном оказался очень веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы...

Третья история

Жили-были в огромной Синей горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Синей горы приютить его. Те согласились. В большой и дружной семье гномов все считали пришлого Гнома своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи... Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов...

Четвертая история

Жили-были в огромной Зеленой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучался. Это был Гном, но из далекой “гномьей” страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Зеленой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном очень хотел подружиться с другими гномами, быть равным партнером в игре и в работе. Но гномы сторонились его, старались избегать общения. Он казался им каким-то не таким...

Второй этап игры. Происшествие в царстве гномов

Представьте себе, что в вашем царстве хранилось уникальное сокровище - Волшебный кристалл (Учитель кладет на стол каждой команде кубик). Этот кристалл обладал удивительным свойством: он превращался в руках гномов во все, что они захотят. Это очень помогало гномам в самых различных ситуациях... Подумайте и расскажите, во что превращали гномы Волшебный кристалл и для каких целей?

(Дается время на обсуждение  и представление друг другу придуманных уникальных возможностей кристалла)

- Но была у Волшебного кристалла  еще одна особенность: он оставался  тем, во что его превратили, только  пока его касались руки гномов; но стоило оторвать от кристалла  ладони, как он снова становился внешне обычным камнем. А если руки не касались его в течение пятнадцати минут, кристалл “засыпал”, и вернуть его способность к превращениям можно было только с помощью особого волшебного порошка, находящегося далеко-далеко, у Злого Колдуна.

Зная об этом, гномы посменно дежурили, держа ладони на кристалле. Не правда ли, хорошее решение?

(Возьмите кристалл в руки  и, пока я рассказываю, передавайте  его друг другу).

И вот наступило очередное дежурство нашего Гнома. Он шел на него спокойно: не в первый раз. Но дежурить ему выпало ночью, а надо сказать, что в предыдущую ночь ему не удалось поспать, потому что он до утра ловил рыбу в подземном озере. Взяв кристалл в руки, Гном зевнул и стал мечтать о том, какую огромную рыбу он поймал бы, если бы кристалл превратился в лодку, и можно было бы заплыть на самую середину озера. Он так размечтался, что и не заметил, как задремал... И кристалл выпал из его рук. Лишь через полчаса Гном очнулся. Но было поздно: кристалл потерял свою способность к превращениям.

Очень быстро весть о трагическом происшествии разнеслась по всему царству. Прибежали к дому Волшебного кристалла жители, смотрят на Гнома. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшествие? Как с Гномом обращаются?

(Учитель предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их царстве жители вели себя с Гномом, учитывая все то, что они уже знают про характер этого Гнома и его отношения с окружающими).

Информация о работе Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников