Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников 10
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников 16
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции 16
2.2. Методика проведения игр с младшими школьниками 20
2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Педагогу важно продумать поэтапное распределение игр (в том числе и дидактических) на уроке. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине - усвоения темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности. Следовательно, игры могут быть проведены на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

2.2. Методика проведения  игр с младшими школьниками

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитания у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять такт и осторожность.

В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возникает активность ребенка, воля к победе

Во внеклассной работе игра должна стать основным методом воспитания младших школьников. Особенно это важно для работы групп продленного дня. Дети, которые проводят целые дни в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такие состояния легче всего именно в игре [17:153].

Первые два месяца ребенка в школе имеют огромное значение для всего периода школьной жизни. Именно от того, какими будут для малышей эти первые месяцы, зависят их дальнейшие успехи и неудачи. Учитель обязан обеспечить благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, поддержания и развития его интереса к учению, дальнейшего благополучного развития и воспитания.

Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, то проведение традиционных школьных уроков в начале обучения ребенка в школе в первые дни и недели создает для детей много трудностей. Поэтому следует стремиться проводить занятия в виде уроков-игр, в процессе которых ученикам удается преодолевать переутомление и гиподинамию.

Учитель с первых дней обучения ребенка в школе как бы незаметно приглашает его в игровое общение. Дети понимают, что учитель с ними играет, помогая им учиться, и такая игра им нравится. В совместной коллективно-игровой познавательной деятельности ребенок, с интересом решая задачи, учится строить свои отношения, приобретает способность брать на себя обязательства и принимать решения, учится способности к рефлексии, к осознанию смысла того, что он делает, и другим человеческим качествам. В процессе игры ребенок приобретает необходимые знания и умения. Именно в период адаптации к школе уроки не должны быть утомительными, однообразными.

У опытного учителя уроки строятся с учетом высокой потребности детей в движении. Они включаются учителем в специально организованные игры с определенной познавательной задачей [14:135].

Также важно дома создавать игровую среду для ребенка во время выполнения домашнего задания. Можно назначать в качестве наблюдателей за работой ребенка кукол или любых других любимых детьми игрушек. Родителям можно меняться ролями с детьми, которые на время превратившись в «учителей», обучают родителей - «учеников», растолковывая им, как правильно выполнить задание. Можно предлагать решить задания при использовании кубиков, яблок, чашек. Также родители могут выступать в качестве слушателей концерта, на котором их дети читают стихи, отрывки из сказок и тому подобное. Подобное взаимодействие с детьми дома в начальной школе поддерживает их интерес к учению, формирует старательность и умение доводить начатые дела до успеха, постепенно вырабатывать самостоятельность в выполнении домашних заданий[14:143].

Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок [10:102]. Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления [10: 98].

Особенно важно, что даже наименее активные в обычных условиях дети становятся заинтересованными участниками процесса обучения. Игра способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию. Включение элементов игры в обучение играет большую роль в развитии отставших детей. Занятия становятся для них интереснее, они чувствуют радость успеха в учебе и ощущают равенство своих возможностей с возможностями сверстников. Традиционная методика обучения благоприятствует в основном успехам детей, изначально демонстрирующих средний и высокий уровень развития. Дети с недостаточно развитыми мыслительными способностями и с относительно низкой восприимчивостью к обучению не получают достаточных стимулов для активного участия в познавательной деятельности, в результате чего их отставание от сверстников становится все заметнее. При этом возникает опасность, что сами дети, их сверстники и учителя привыкают к подобному отставанию, что приводит к снижению уровня ожиданий и требований, обращенных к таким детям, а также к утрате ребятами веры в собственные силы.

Элементы игры обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и «привязывают» детей к учебному предмету. Игра, по своему содержанию, связанная с обучением, помогает ребятам сконцентрировать внимание на учебной задаче. В результате последняя воспринимается не как нечто навязанное, а как желанная и личностно значимая цель. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими нервными затратами и минимальными волевыми усилиями, что позволяет высвободить интеллектуальный потенциал детей, использовать его более эффективно.

Целесообразно применяемые элементы игры позволяют упростить, сделать более доступным абстрактные понятия. Элементы игры материализуют результаты умственной деятельности, помогают детям осознать собственные способности и умения, воспитывают у них стремление к успеху.

Игровым характером ситуации обусловлено и то, что неудачи не ведут к разочарованиям, не лишают ребенка надежды на успех. Отношения соревнования между участниками игры побуждают их без давления извне прилагать силы для достижения планируемых результатов обучения. В условиях игры разница между игровыми и учебными действиями ребенка не слишком велика, что способствует постепенному формированию психических качеств, необходимых для сознательного участия в процессе обучения.

Целесообразное использование игры направляет активность детей на учебные задачи и способствует становлению сознательной дисциплины детей. Одно из преимуществ игры заключается в том, что она почти всегда требует активных действий со стороны каждого ребенка. Эмоциональная настроенность на игру обеспечивает готовность  и способность ребенка подчинять свое поведение, все свои действия требованиям игровых правил. Таким образом возникает добровольная дисциплина детей, которая по внутренней мотивации принципиально отличается от дисциплины, основанной только на авторитете учителя, только на требованиях.

Всякая игра требует признания каких-то правил. Это принятые и обязательные для каждого играющего нормы. В некоторых играх они просты, в других сложны. Игра заключается в точном знании, соблюдении этих норм и в умелом, изобретательном их использовании для выигрыша. Игра тренирует не только изобретательность как следствие увлеченности, но и дисциплину и волю. Игра включает в себя обязательными звеньями знание, умение и изобретательность[10:100].

Через самовыражение в игре дети могут научиться настойчивости, самоуправлению, чувству ответственности, получить удовольствие от самостоятельных решений и понять, что их принимают вместе с их выбором. У детей также вырабатывается самодисциплина, необходимая для продолжительного усилия, и наступающее вслед за этим чувство удовлетворения - это невероятный скачок в формировании положительной самооценки.

Итак, из выше сказанного следует, что игровая деятельность и игровые методы рассматриваются как важнейший путь включения детей младшего школьного возраста в учебную работу и как способ обеспечения эмоционального отклика на педагогическое воздействие. Игра формирует личностные качества ребенка, такие как адекватная самооценка, коммуникативные навыки, чувство ответственности, самодисциплина и т. д. Также игра повышает познавательный интерес и познавательную активность детей, создает благотворный эмоциональный фон во время процесса обучения.

2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе

Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.

Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаясь поиском материала для общего дела или создания классной газеты - в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.

Организация общешкольных мероприятий на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Целью общешкольных мероприятий является создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Задачи:

Развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.

Развитие инициативы и творчества детей.

Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.

Пропаганда здорового образа жизни.

Содержание мероприятий реализуется по трем направлениям:

Учебно-воспитывающая деятельность;

Досуговая деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Учебно-воспитывающая деятельность включает в себя организацию и проведение творческих мастерских, ярмарочных игр, посиделок по интересам. На мероприятиях, посвященных зимним забавам, дети познакомятся с народными играми и забавами, смогут реализовать свою энергию, поддержать себя в хорошей физической форме, закаляться и просто получить заряд хорошего настроения и положительных эмоций.

Досуговая деятельность предполагает проведение на основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные, конкурсные программы, музыкальные, литературные, развлекательные, спортивные и другие игры и утренники.

Оздоровительная деятельность обеспечивает организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.

Ожидаемые результаты организационной работы и проведения предлагаемых мероприятий:

- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

- творческая самореализация детей;

-формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

- реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Организация и проведение развлекательно-познавательных мероприятий. В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив (Приложение 1). Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.

1. Общение с учащимися, дает возможность  педагогу наблюдать за реакцией  учащихся.

2. В начальной школе дети чрезвычайно  подражательны. Это дает возможность  классному руководителю в присутствии  всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.

3. Такие мероприятия создают  условия, которые способствуют улучшению  результативности в работе с  классом, а также создают естественную  атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.

При подготовке мероприятия классный руководитель должен четко следовать его методике организации и проведения: определение темы и задач, определение времени и места проведения, разработка плана подготовки и проведения такого мероприятия, определение ключевых моментов мероприятия, определение участников подготовки и проведения мероприятия, распределение заданий между участниками и группами, анализ результативности. Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать.

Информация о работе Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников