Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

 

Факультет  психологии и педагогики 

Кафедра  психологии и педагогики дошкольного и начального образования 

Направление подготовки (специальность) «Дошкольная педагогика и психология» 

Профиль (специализация) «Развитие и коррекция речи» 

 

 

Д И П Л О М Н А Я    Р А Б О Т А

на тему:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

СТУДЕНТ(КА)        _____________________           Е.Н. Сабина______________________

                                                           (личная подпись)                                  ( инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ   _____________________               к.п.н., доцент Т.М. Горюнова______

                                                           (личная подпись)                                  (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

 

Допустить к защите

                                                                                         

ЗАВЕДУЮЩИЙ  КАФЕДРОЙ   ________________   к.п.н., доцент Н.В. Белинова______

                                                                                (личная подпись)          (ученая степень, звание,  инициалы, фамилия)

“___” ____________________ 20___

 

Нижний Новгород, 2015 
Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......

7

 

1.1 Анализ состояния проблемы  гендерного воспитания у дошкольников

9

 

1.2 История становления  гендерного воспитания дошкольников……….

11

 

1.3 Своеобразие игровой  деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….

19

 

1.4 Сущность дифференцированного  подхода в воспитании девочек  и мальчиков в игре……………………………………………………………..

31

 

1.5 Компоненты взаимодействия  дошкольников со сверстниками……

35

 

Выводы по 1 главе……………………………………………………...

38

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

40

 

2.1 Гипотеза, задачи и методы  исследования………………………………

40

 

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………

42

 

2.3 Программа формирующего  эксперимента, направленная на развитие  эффективного игрового взаимодействия  мальчиков и девочек…………..

59

 

2.4 Оценка эффективности  формирующей программы по результатам  контрольного этапа…………………………………………………………

65

 

Выводы по 2 главе…………………………………………………….

80

Заключение………………………………………………………………...

84

Список литературы………………………………………………………..

86

Приложения………………………………………………………………..

91


 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Актуальность исследования обусловлена значимостью пола и полоролевой идентичности в личностном становлении и развитии человека (развитие ориентаций, отношений, поведения). Известно, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые вплетена полоролевая дифференциация. Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности - единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И.С.Кона, все или почти все онтогенетические характеристики являются не только возрастными, но и половозрастными, и в реальной жизни ребенок развивается, осознает себя как представитель определенного пола [19, 14].

Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как святыне. Это отнюдь не полный перечень действующих факторов, обуславливающих необходимость разработки проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, решение которой будет способствовать успешной социализации детей, совершенствованию «мужской» («женской») индивидуальности, построению ими в будущем гармоничных семейных взаимоотношений.

Полоролевое воспитание в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности, но игра является основным видом. Ребенок большую часть времени проводит в играх, так как именно игра вызывает качественные изменения в его психике [35, 15].

В игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей, подражают им. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу [25, 30].

В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением полоролевого поведения,  привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.

В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

Предпочтение мальчиками и девочками разных игр обусловлено разницей в их физическом и психическом складе [33, 44].

Воспитательная ценность игры в том, что ребенок, играя, вполне сознательно подчиняется определенным этическим нормам поведения. Дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, сохранению интересов.

Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что формировать положительные взаимоотношения между мальчиками и девочками возможно в процессе игровой деятельности, что и явилось целью данной работы.

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек

Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что игровая деятельность является мощным средством развития положительных взаимоотношения мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Задачи исследования.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить индивидуально-психологические особенности развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
  3. Проанализировать особенности формирования у детей дошкольного возраста навыков игрового взаимодействия.
  4. Провести экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего  дошкольного возраста.
  5. Определить эффективность работы по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности в формировании навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Для решения задач работы использовался комплекс педагогических методов исследования:

    • теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы,
    • анализ образовательных программ,
    • анкетирование воспитателей и родителей,
    • беседы с воспитателями,
    • экспериментальные игровые ситуации.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

 ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Проблема игры в дошкольном возрасте – одна из самых сложных и интересных проблем современности. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка – дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли.

Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Как говорил выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский: «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла, стоит лишь ребенку сказать «как будто бы» и вымысел уже живет в нем».

Игра имеет самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним [15, 56].

В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а сама сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д.. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка [25, 66].

Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности [35, 25].

Игра имеет основные структурные элементы:

    • игровой замысел;
    • сюжет или содержание;
    • игровые действия;
    • роли;
    • правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым.

          Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Сюжет или содержание – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть.

Роль-это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями [15, 89].

Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх – взрослый), тем самым определяя и регулируя поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания [7, 128].

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавать «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

    • воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;
    • целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий
    • целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;
    • доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

 

 

    1. Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников

Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста