Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых, различаются:

    • в физическом развитии и социальном поведении;
    • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
    • в проявлении агрессии и многом другом.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения
  • эмоциональный - полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности
  • поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию [19, 98].

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими [44, 32].

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта [44, 78]. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Что касается состояния проблемы гендерной социализации дошкольников в массовой практике, то, несмотря на декларируемые приоритеты индивидуального подхода к развитию личности, исходя из её возможностей и потребностей, в системе дошкольного образования по-прежнему реализуется традиционный полоролевой  подход, не вполне отвечающий изменившимся социальным условиям функционирования современного общества, в котором женщины и мужчины вышли далеко за рамки стереотипных ролей и функций, демонстрируют как традиционно «женские», так и «мужские» качества, являющиеся на самом деле общечеловеческим.

 

 

    1. История становления гендерного воспитания дошкольников

Проблема полоролевого воспитания в той или иной мере затрагивалась многими учеными. Значительный интерес для нашего исследования представляют труды античных мыслителей (Аристотель, Пифагор, Платон), а так же философов более позднего периода (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Л. Куприянчик, Ю. Эвола и др.)

Рассмотрим подробнее теории становления гендерного воспитания (табл. 1). В научной литературе вопросы гендерной социализации разработаны для среднего и высшего звена системы образования. Для дошкольного звена эта тема разработана мало.

 

Таблица 1. Теория становления гендерного воспитания

Автор

Содержание вопроса

З. Фрейд,

Э. Эриксон,

У. Бронфенбрейннер

Ж. Лакан,

Е. Хетхерингтон

Теории усвоения половой роли и формирования полоролевого поведения, в которых раскрываются механизмы формирования полоролевых предпочтений, становления мужской и женской индивидуальности: традиционная психоаналитическая теория.

У. Мишела

Теория половой типизации. "Половая типизация - это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила".

Л. Колберг

Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.

Т.П. Хризман,

А.И. Захарова,

В.С. Мухина,

А.И. Хрипкова,

Д.И. Колесова,

И.П. Петрищев,

В.Д. Еремеева,

Т.В. Антонова,

В.А. Сопикова,

Е. Маккоби

В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования полоролевого поведения.

Е. Д. Еремеева,

В. Е. Каган,

И. С. Кон,

Д. В. Колесов,

Э.К. Суслова,

Н.Е. Татаринцева

А.Г. Хрипкова

Показали, что именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания полоролевой дифференциации и идентификации, становления полоролевого поведения и формирования маскулиных и феминных качеств.

Т.А. Репина,

Л.В. Коломийченко

Е.А. Кудрявцевой

Н.К. Ледовских,

Н.Е. Татаринцевой

Была доказана важность периода дошкольного детства в полоролевом развитии и необходимость осуществлять полоролевое воспитание, начиная с дошкольного возраста, показаны пути полоролевого воспитания в ДОO.

Т.П.Хризман

Показал, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста “разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу.

Т.А.Репина

Анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга.

Л.В. Градусова,

Е.А. Кудрявцева

Н.Е. Татаринцева

Считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем - препятствующие выполнению семейной и общественной функции.

М. Титоренко

Мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека - с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.


 

Теоретической базой методики организации психодифференцированного воспитания явились занимались Маккоби Е., Джеюшн К., Бем С.. В начале XX века, в 1920—1930 года., начали проводить научные исследования отечественные психологи.

В 1960 г. возобновились широкие отечественные исследования под руководством Б.Г.Ананьева, заложившего глубокие теоретические основы гендерной психологии, выделение глобальных различий женщин и мужчин, Весомый вклад в разработку вопросов, касающихся психологических различий полов, внесли представители экспериментальной психологии: Н.Е.Румянцев, М.М.Рубинштейн, Н.А.Рыбников и др.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли.

Ученые считают, что нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.

Проблемы, требующие решения:

  1. Пересмотр стратегий, программ, методов, темпов, последовательности, технологий, содержания и форм образования с учетом специфики познавательной деятельности, эмоциональной сферы и типов коммуникации мальчиков и девочек.
  2. Подготовка кадров педагогов с привлечением мужчин и с обучением их гендерным технологиям и гендерному мышлению.
  3. Обучение родителей гендерному подходу в воспитании детей и в общении с другими членами семьи.
  4. Выработка стратегий обучения и воспитания однополых и разнополых групп, в детском саду, в школе и в семье.

Становится актуальным понятие гендерной компетенции, компетенции педагогов и родителей. Гендерная компетенция включает содержательный, рефлексивный и организационный компоненты.

На современном этапе в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе [43, 124].

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании — проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОO, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра всегда была школой социализации для ребенка, в которой он примерял на себя и осваивал разные социальные роли и позиции, обретал опыт взаимодействия с другими детьми. Правильно организованное ролевое взаимодействие мальчиков и девочек в игре приводит к закономерному освоению детьми адекватного полоролевого поведения.

Это особенно важно сегодня, когда сближается поляризация полов в силу изменения характера деятельности мужчин и женщин. И этот процесс, по мнению И. С. Кона, необратим, он естественным образом будет развиваться и укореняться [19, 56].

В связи с этим возникают две важнейшие задачи для педагогов дошкольного образования – изучать особенности представлений детей о себе в рамках пола, и это наиболее достоверно исследовать в игровом контексте. И вторая задача – научить детей взаимодействовать друг с другом, сохраняя то особенное, что присуще каждому из полов.

 

1.3 Своеобразие  игровой деятельности мальчиков  и девочек дошкольного возраста. Анализ программ ДОУ по гендерному воспитанию

Сюжетно – ролевая игра является наиболее характерной для дошкольников и занимает значительное место в их жизни.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях [15, 28].

Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры… Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления… Тут важен сам процесс построения плана» [18, 79].

Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста