Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7
1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9
1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19
1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31
1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35
Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40
2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42
2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59
2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………
Для изучения игрового взаимодействия были использованы следующие методики.
Методика 1. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек
Цель наблюдения: изучить особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
Данная методика позволяет изучить особенности поведения мальчиков и девочек пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре.
Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры нами были использованы критерии, разработанные Н.Н. Серовой.
По каждому параметру выделяются уровни игровых умений: высокий, средний, низкий.
Таблица 8. Уровни развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (ЭГ)
Высокий уровень (В) 6 баллов - ребенок хорошо умеет организовать игру. Активно участвует в распределении ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступает инициатором новых ролей и новых идей. Исполняет как главные, так и второстепенные роли. Умеет совместно строить и развивать сюжет игры. Для ребенка ведущими выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие. Передает характерные особенности персонажа, хорошо умеет завершить игру, учитывает разницу в поведении мальчиков и девочек.
Средний уровень (С) 4-5 баллов - ребенок умеет организовать игру. Участвует в распределении ролей, придумывает новую роль. Ребенок воспроизводит разные сюжеты, исполняет главные роли. Для ребенка ведущими выступают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Ребенок словесно обозначает выполняемую роль. Умеет завершить игру.
Низкий уровень (Н) 3 балла - ребенок испытывает трудности в организации игры, не участвует в распределении ролей, затрудняется самостоятельно придумать новую роль. Исполняет второстепенные роли.
Ребенок тяготеет к однообразным элементарным сюжетам, не владеет умением комбинировать сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия мала. Ребенок затрудняется завершить игру.
Анализ результатов (табл.8):
ВЫВОД:
Высокий уровень – 2 ребенка (Яся В., Артем П.)
Средний уровень – 5 детей (Федя Ф., Настя А. , Рома П., Рита Л., Уля Б.)
Низкий уровень – 3 детей (Даша Н, Алеша П., Ваня Ус.)
Таким образом, дети экспериментальной группы в основном, умеют организовывать игру, участвуют в распределении ролей, но недостаточно хорошо передают характерные особенности персонажей своего пола, затрудняются с передачей характерных особенностей противоположного 1.
пола. Очень часто объединяются на основе сюжета игры, а не на основе интереса друг к другу. В основном, играют с детьми своего пола.
Результаты изучения уровня развития взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно- ролевой игры представлены в диаграмме (рис.1.)
Высокий уровень (В) 6 баллов.
Средний уровень (С) 4-5 баллов
Низкий уровень (Н) 3 балла
Таблица 9. Уровни развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (КГ)
ВЫВОД:
Высокий уровень – 2 человека (Арина К., Уля Ц.)
Средний – 6 детей (Миша Г., Лиза В., Дима Г., Андрей Ш., Саша Н., Макс З.)
Низкий - 2 человека (Егор Б., Карина К.)
Таким образом, дети контрольной группы воспроизводят различные сюжеты игр, но чаще всего интерес к замыслам партнеров по игре невелик, мальчики играют с мальчиками, а девочки – с девочками.
Также наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старших группах показали, что дети затрудняются в составлении плана действий, в подготовке необходимого материала для игры. Игра начинается как бы сходу, а сюжет ее или потом уточняется, или совсем не обговаривается. Поэтому и ролевые действия не всегда согласованы, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей. В таких случаях наблюдается более частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполноценно воплощают замысел.
Гистограмма (рис. 3) показывает, что у детей ЭГ средний уровень игрового взаимодействия ниже, чем у детей КГ, низким уровнем игрового взаимодействия обладает большее количество детей ЭГ.
Рис. 3. Сравнительные показатели уровня развития игрового взаимодействия у детей ЭГ и КГ
Методика 2. Интервьюирование детей (по методике В. Е. Кагана)
Цель: выявить наличие знаний ребенка об отличии мальчиков и девочек.
Интервьюирование проводилось индивидуально. Детям было задано 3 вопроса.
Критерии:
1 вопрос 2 балла - адекватная оценка своей половой принадлежности
1 балл - неадекватная оценка своей половой
принадлежности
2 вопрос 2 балла - не допускает
возможность превращения
1 балл - допускает возможность
3 вопрос 2 балла – полный развернутый ответ, учитывающий не только внешние отличия, но и эмоции, и чувства ребенка противоположного пола.
1 балл – односложные ответы, учитывающие примитивные внешние признаки: длина волос, одежда и т. д.
По каждому критерию выделяются уровни знаний детей об отличиях полов: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (6 баллов) - ребенок адекватно оценивает свою половую принадлежность, не допускает возможность превращения одного пола в другой, может полно и подробно описать внешние различия, а также различия в поведении и профессиональной принадлежности. Знания прочные и устойчивые.
Средний уровень (5 баллов) - ребенок адекватно оценивает свою половую принадлежность, не допускает возможность превращения одного пола в другой, может описать внешние различия, учитывая лишь явные: длину волос, виды одежды и так далее. Знания об отличии полов слабые и неустойчивые.
Низкий уровень (3-4 балла)- ребенок неадекватно оценивает свою половую принадлежность, допускает возможность превращения одного пола в другой. Путается при сравнении мальчиков и девочек. Знания об отличии полов практически отсутствуют.
Таблица 10. Уровни знаний детей об отличиях полов (ЭГ)
имя |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
баллы |
уровень |
Федя |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Настя |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Рома |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Яся |
2 |
2 |
2 |
6 |
в |
Ваня |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Даша |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Артем |
2 |
2 |
2 |
6 |
в |
Рита |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Алеша |
2 |
1 |
1 |
4 |
н |
Уля Б. |
2 |
1 |
1 |
4 |
н |
Таким образом, высоким уровнем знаний об отличиях полов обладает 2 ребенка (Яся В., Артем П.)
Средний уровень знаний у 6 детей (Федя Ф., Настя А, Рома П., Ваня У., Даша Н, Рита Л.).
Низкий уровень у Алеши П., Ули Б.
Рис. 4. Уровни развития знаний детей об отличиях полов ЭГ
В КГ со средним уровнем знаний было выявлено 7 детей (Миша Г, Лиза В, Дима Г, Андрей Ш., Саша Н, Максим З, Карина К).
Высокий уровень знаний показали 2 ребенка (Арина К, Уля Ц)
Низкий уровень знаний у Егора Б.
Таблица 11. Уровни знаний детей об отличиях полов (КГ)
имя |
1 вопрос |
2 вопрос |
3вопрос |
баллы |
уровень |
Миша Г. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Лиза В. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Дима Г. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Арина К. |
2 |
2 |
2 |
6 |
в |
Андрей Ш. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Саша Н. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Максим З. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Уля Ц. |
2 |
2 |
2 |
6 |
в |
Егор Б. |
2 |
1 |
1 |
4 |
н |
Карина К. |
2 |
2 |
1 |
5 |
с |
Рис. 5. Уровни развития знаний детей об отличиях полов КГ
В целом, уровень знаний контрольной и экспериментальной группы находится на одинаковом уровне.
Рис. 6. Сравнительные показатели уровня знания об отличиях полов
у детей ЭГ и КГ
.
Методика 3. Ситуация выбора «Два домика»
(авторы Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова).
Цель: выявление симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, проявление эмоционального компонента социальной компетентности.
Процедура. Детям показывают картинку, на которой нарисованы два домика. Один из них - большой, красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета.
Взрослый говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Таблица 12. Показатели выбора детей по методике "Два домика"
После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-нибудь поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Показатели выборов:
Рис. 7. Уровни симпатии и антипатии ребенка к сверстникам,
проявления эмоционального компонента ЭГ
Выводы: в данной подгруппе преобладают «предпочитаемые» дети, однако есть один «игнорируемый» ребенок, и один «популярный».
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:
Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста