Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Виды игр

Задачи

Содержание


 

 

  • 2.4. Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа

  •  

    С целью проверки эффективности работы, направленной на развитие навыков эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек, была проведена повторная диагностика.

    Задачи контрольного эксперимента:

    1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению навыков эффективного игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками экспериментальной группы.
    2. Сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа.
    3. Установить эффективность проведенной программы.

    В ходе проведения данного этапа проводилась повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы по 3 методикам. Структура, объем и сложность заданий аналогична констатирующему этапу эксперимента.

    Исследование включало три направления:

    1. определение эмоционального компонента социальной компетенции, а именно, какие эмоции вызывают у детей в игре сверстники противоположного пола.  
    2. определение когнитивного компонента социальной компетенции, познание другого человека,
    3. поведенческий компонент социальной компетенции, а именно умение договариваться, устанавливать контакты, привычка соблюдать правила этикета.

     

    1 направление

    Цель: выяснить уровень эмоциональных проявлений детей по отношению к сверстникам противоположного пола.

    Методика 4: «Беседа с ребенком»

    (метод социометрии Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой).

    Цель: изучение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, проявление когнитивного и эмоционального компонентов социальной компетенции.

    Инструкция: индивидуальная беседа с ребенком по вопросам.

          1. С кем ты любишь играть и почему?
          2. Кого бы ты пригласил на день рождения?
          3. С кем бы ты стал дежурить?

    Таблица 17. Показатели индивидуальных предпочтений ребенка по результатам беседы (ЭГ)

     

    Обработка данных и анализ результатов таблицы 18:

    Показатели выборов:

    • популярные («звезды»)  - Артем П. Настя А, Яся В, Ваня У, Рита Л.
    • «предпочитаемые» - Федя, Рома, Даша, Уля Б, Алеша П.
    • «игнорируемые»  - нет
    • «отвергаемые»   - нет.

    Выводы: в данной подгруппе преобладают «предпочитаемые» дети, а «популярных» стало на порядок больше. Игнорируемых и отвергаемых нет совсем. Это говорит о том, что работа была проведена в правильном направлении. Уровень благополучия взаимоотношений – высокий.

    Рис. 10. Уровни  эмоциональных проявлений детей по отношению к сверстникам противоположного пола ЭГ (контрольный эксперимент)

    Таблица 18. Результаты изучения симпатии и антипатии ребенка к сверстникам (КГ)

    - популярные («звезды») - Арина, Максим, Андрей

    - «предпочитаемые» - Миша, Лиза. Дима, Уля Ц, Саша, Карина

    - «игнорируемые»  - Егор

    - «отвергаемые»   -   нет.

    Рис. 11. Уровни  эмоциональных проявлений детей по отношению к сверстникам противоположного пола КГ (контрольный эксперимент)

    Выводы: в данной подгруппе игнорируемых детей стало меньше на одну девочку, число предпочитаемых выросло.

    Рис. 12. Сравнительные показатели уровня эмоциональных проявлений детей по отношению к сверстникам противоположного пола у детей ЭГ и КГ (контрольный эксперимент)

    Сравнение уровней эмоциональных проявлений детей по отношению к сверстникам противоположного пола ЭГ в констатирующем и контрольном экспериментах.

    Рис. 13. Сравнительные показатели уровня эмоциональных проявлений детей по отношению к сверстникам противоположного пола у детей ЭГ в констатирующем и контрольном экспериментах

    Как мы видим, показатели положительных эмоциональных проявлений к детям противоположного пола в ходе проведенной работы стали значительно выше.

     

    2 направление

    Цель: выяснить уровень сформированности у детей знаний об отличии мальчиков и девочек, а также знаний об особенностях поведения.

    Методика 5. Интервьюирование детей (по методике В. Е. Кагана)

    Цель: выявить наличие знаний ребенка об отличии мальчиков и девочек.

    Интервьюирование проводилось индивидуально. Детям было задано 3 вопроса.

    1. Когда вырастешь, кем ты будешь? (тетей/дядей, мужем/женой, папой/мамой).
    2. Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой), а просыпаешься девочкой (мальчиком?)
    3. Чем отличаются мальчики от девочек?

            Критерии и уровни развития как в констатирующем эксперименте (стр.51)

    Таблица 19. Уровни знаний детей об отличиях полов (ЭГ)

            Таким образом, высоким уровнем знаний об отличиях полов стали обладать 6  детей (Яся, Артем Федя, Настя, Рома, Рита).

    Средний уровень знаний у 4 детей (Ваня У, Даша Н.,Алеша П., Уля Б.).

    Низкого уровня нет ни у кого.

    Рис. 14. Уровни сформированности у детей знаний об отличии мальчиков и девочек, а также знаний об особенностях поведения детей противоположного пола ЭГ (контрольный эксперимент)

          В ходе проделанной работы у детей были сформированы прочные знания об особенностях поведения детей противоположного пола.

    Таблица 20. Уровни знаний детей об отличиях полов (КГ)

         В КГ со средним уровнем знаний было выявлено 8 детей (Миша Г., Лиза В. Дима Г., Андрей Ш., Саша Н., Максим З., Карина К., Егор Б.).

    Высокий уровень знаний показали 2 ребенка (Арина К., Уля Ц.)

    Низкий уровень знаний  - нет.

    Рис. 15. Уровни сформированности знаний об отличии мальчиков и девочек, а также об особенностях поведения детей противоположного пола КГ (контрольный эксперимент)

    А теперь сравним показатели уровня знаний об отличии полов экспериментальной и контрольной групп.

    Рис. 16. Сравнительные показатели уровня сформированности у детей знаний об отличии мальчиков и девочек, а также знаний об особенностях поведения детей противоположного пола КГ и ЭГ

    (контрольный эксперимент)

    В целом, уровень знаний экспериментальной группы выше, чем контрольной

    Показатели уровня сформированности у детей знаний об отличии мальчиков и девочек, а также знаний об особенностях поведения ЭГ в констатирующем и контрольном эксперименте.

    Рис. 17. Сравнительные показатели уровня сформированности

     знаний  об отличии мальчиков и девочек  у детей ЭГ в констатирующем  и контрольном экспериментах

     

    3 направление.

    Цель: выяснить уровень сформированности положительного игрового взаимодействия в игре между мальчиками и девочками, умение соблюдать правила.

    Методика 6. Наблюдение за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой мальчиков и девочек по показателям, разработанным Н.Н.Серовой

    Цель наблюдения:  изучить особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры. Определение эмоционального и поведенческого компонентов.

    Для выявления особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры нами были использованы критерии и показатели, разработанные Н.Н. Серовой.

    Критерии показателей и уровни игрового взаимодействия мальчиков и девочек аналогично, как в констатирующем эксперименте (стр. 46).

     

    Таблица 21. Уровни развития игрового взаимодействия мальчиков  и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (ЭГ)

    Рис. 18. Уровни сформированности у детей уровень сформированности положительного игрового взаимодействия в игре между мальчиками и девочками КГ (контрольный эксперимент)

         Анализ результатов.

         Дети экспериментальной группы в основном, хорошо умеют организовывать игру, участвуют в распределении ролей, достаточно хорошо передают характерные особенности персонажей своего пола, практически не затрудняются с передачей характерных особенностей противоположного пола. Очень часто объединяются на основе сюжета игры, а не на основе интереса друг к другу. Часто объединяются в игре с детьми противоположного пола.

    Замыслы детей в играх разнообразны, устойчивы. Дети умеют выбрать способ реализации замысла, но делают это не всегда обдуманно, наскоро. Дети умеют подбирать материалы для игры, но делают это часто по ходу игры. Сюжеты богаты, но обговариваются не всегда. Дети активны в распределении ролей, придерживаются правил игры, иногда саммит их напоминают. Под воздействием авторитетных детей (Артем, Настя) могут отойти от замысла, несколько изменить сюжет, довольно успешно комбинируют.

    Дети легко вступают в контакты в играх, причем с детьми противоположного пола, умеют согласовывать сои действия с другими. Активны, самостоятельны, находчивы.

     

    Таблица 22. Уровни развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (КГ)

    Как мы видим, детей с высоким уровнем игрового взаимодействия стало 4 человека (Арина К., Андрей Ш., Уля Ц., Максим З.),

    со средним – 6 человек (Миша Г., Лиза В., Дима Г., Саша Н., Карина К, Егор Б.).

    Более наглядно это можно увидеть на рис. 19

     

    Рис. 19. Уровни сформированности у детей положительного игрового взаимодействия в игре между мальчиками и девочками ЭГ

    (контрольный эксперимент)

        Уровень сформированности положительного взаимодействия в игре между мальчиками и девочками в ЭГ на порядок выше, чем в контрольной. Это говорит о том, что была проведена достойная, систематическая работа.

    Рис. 20. Сравнительные показатели уровня сформированности у детей положительного игрового взаимодействия в игре между мальчиками и девочками КГ  и ЭГ (контрольный эксперимент)

        Как мы видим, высокий уровень сформированности положительного игрового взаимодействия у детей ЭГ на порядок выше, чем в КГ. Это говорит о большой результативной работе по повышению уровня положительного игрового взаимодействия.

     

    Рис. 21. Сравнительные показатели уровня сформированности у детей положительного игрового взаимодействия между мальчиками и девочками у детей ЭГ в констатирующем и контрольном экспериментах

        Вывод: высокий уровень положительного игрового взаимодействия у детей ЭГ в контрольном эксперименте стал заметно выше, чем в констатирующем эксперименте. 

     

    Выводы по главе 2

     

    Цель исследования состояла в  проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, развитие положительных взаимоотношений между ними.

    Для проведения исследования были использованы методики:

    1. Наблюдение за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой мальчиков и девочек по показателям, разработанным Н. Н. Серовой.
    2. Беседа с ребенком с целью изучения особенностей взаимоотношений со сверстниками.
    3. Интервьюирование детей (по методике В. Е. Кагана).
    4. Методика «Два домика».

    Было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная группа в количестве 10 испытуемых, с которыми на втором этапе были проведена программа по развитию навыков эффективного взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми, и контрольная группа в количестве 10 испытуемых, с которыми данных занятий проведено не было.

    В ходе наблюдения за игрой удалось выявить, что 50% детей ЭГ показали средний уровень игрового взаимодействия , 20% - высокий уровень. В тоже время у 30% детей выявлен  низкий уровень игрового взаимодействия.

    60 % детей КГ показали средний уровень развития игрового взаимодействия. У 20 % высокий уровень, и у 20% низкий уровень игрового взаимодействия.

    Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста