Иезуитская система воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение ордена иезуитов связано со следующими событиями. XVI век занимает особое место в истории Западной Европы. Он характеризуется разложением феодализма и зарождением капитализма. В это время шел интенсивный процесс первоначального накопления капитала, разорения ремесленников, возникновения мануфактур. Великие географические открытия широко раздвинули рамки торговли. В обществе складывались классы, характерные для капиталистического способа производства. Не во всех европейских странах этот процесс проходил одинаково. В Германии после Крестьянской войны 1524-1525 гг., в Чехии, Венгрии и Польше в развитии капитализма заметных успехов не наблюдалось.

Вложенные файлы: 1 файл

Осн часть.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

   I Педагогическая система Иезуитов

   1) Основание ордена  иезуитов, его задача  и педагогическая  деятельность

   Возникновение ордена иезуитов связано со следующими событиями. XVI век занимает особое место в истории Западной Европы. Он характеризуется разложением феодализма и зарождением капитализма. В это время шел интенсивный процесс первоначального накопления капитала, разорения ремесленников, возникновения мануфактур. Великие географические открытия широко раздвинули рамки торговли. В обществе складывались классы, характерные для капиталистического способа производства. Не во всех европейских странах этот процесс проходил одинаково. В Германии после Крестьянской войны 1524-1525 гг., в Чехии, Венгрии и Польше в развитии капитализма заметных успехов не наблюдалось. В них господствовали старые формы эксплуатации: барщина и крепостничество. В Италии XVIXVII вв. раннекапиталистические отношения пришли в упадок вследствие изменения структуры внешнего рынка. В экономическом и политическом отношениях она была раздроблена и оказалась объектом притязаний других государств. Среди стран Западной Европы в экономическом отношении выделялись Англия, Франция и Нидерланды, товаро-денежные отношения в которых проникли во все сферы общества. Это нашло отражение в росте городов и увеличении количества их населения, в производстве большего количества и лучшего качества товаров. Развившиеся торговые связи перешагнули не только местные, но и национальные границы, складывался мировой рынок. В 1493 г. Новый свет был разделен на сферы влияния между Испанией и Португалией. Огромные богатства хлынули в Европу в результате образования колониальной системы, жесточайшей эксплуатации коренного населения открытых стран, прямого грабежа их природных богатств. Владельцы денег стали организаторами мануфактур, где производство базировалось на ручной технике, но с разделением труда. Работали на мануфактурах либо разорившиеся ремесленники, либо наемные рабочие. Так постепенно сформировались буржуазия и пролетариат. Каждый из этих классов стремился к достижению своих целей и вырабатывал собственную идеологию. При этом взгляды как буржуа, так и пролетариев во многом расходились с позицией католической церкви. По мере роста своих богатств буржуазия приобретала и политическую силу. Она, а также часть феодалов, стремившихся обогатиться за счет католической церкви, преследовала цель ограничить власть церковных иерархов, располагавших колоссальными земельными ресурсами и наделенных исключительными правами. Их содержание было очень дорогим для скупых буржуа и ее союзников. Так возникла Реформация широкое общественно-политическое и религиозное движение, направленное против феодализма и его главной опоры католической церкви. Однако буржуазия не могла обходиться без помощи религии и церкви и создала собственную (лютеранскую, цвинглианскую и кальвинистскую), не зависевшую от Рима. Под знаменем протестантизма в XVI в. произошла первая буржуазная революция в Нидерландах. Протестантизм стал господствующей идеологией в ряде европейских стран (Англия, Голландия, северная Германия, Дания, Швеция и Норвегия). Реформация обнаружила кризис веры, что было страшным ударом для католической церкви. Однако католическая церковь его преодолела. С этой целью она трезво оценила обстановку и разработала достаточно гибкую тактику.

   15 августа 1534 в маленькой церкви на Монмартре в Париже первые иезуиты, которых было всего семеро, принесли обеты бедности и целомудрия. В этот кружок, возглавляемый св. Игнатием Лойлой (ок. 1491–1556), первоначально входили Николас Бобадилья (ок. 1509–1590), Петер Фабер (1506–1546), Диего Лайнес (1512–1565), Симон Родригес (1510–1579), Альфонсо Сальмерон (1515–1585) и св. Франциск Ксаверий (1506–1552). Шестью годами позже папа Павел III буллой Regimini militantis ecclesiae признал иезуитов в качестве нового монашеского ордена.

   Задачей ордена было восстановить силу и величие  церкви, подорванные реформацией, снова покорить мир власти папы. Лайнес и Сальмерон участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора (1545–1563). Иезуитские ученые-богословы – св. Петер Канизий (1521–1597), св. Роберто Беллармино (1542–1621) и другие – написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал протестантизм, в том числе в Германию, стараясь поддержать оказавшиеся во враждебном окружении католические общины. Р. Персонс (1546–1610) и Э. Кэмпион (1540–1581) прославились как проповедники в Англии.

   Первым  иезуитским миссионером в нехристианском мире стал Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае астрономы-иезуиты М. Риччи (1552–1610), И.А. Шалль фон Белль (1591–1666) и Ф. Вербист (1623–1688) были приняты при императорском дворе. В Индии Р. де Нобили (1577–1656) следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли также важную роль в освоении Нового Света. Благодаря их героическим усилиям в испанской и португальской Америке более миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями. Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике – Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Ж. Маркетт (1637–1675) сопровождал торговца мехами Л. Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит, Э. Кино (1644–1711), составил карту юго-западной части Северной Америки.

   Первый  иезуитский коллегиум для учеников-мирян  был открыт в Мессине на Сицилии  в 1548. Иезуитские школы и система обучения были организованы в соответствии с Системой изучения наук (Ratio studiorum) – всеобъемлющей программой иезуитской педагогики, составленной около 1559. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов. Работа по изучению и изданию житий христианских святых была начата иезуитами в 17 в. и продолжается до сих пор. Воспитание и образование юношества давало возможность овладевать и управлять душой, направляя ее в желанную сторону. Поэтому орден, с первых же дней своих, стал заниматься воспитанием юношества и устраивать школы. И чем больше обнаруживалась пригодность этого средства к намеченной цели, тем сильнее становилась и ревность иезуитов по устроению и управлению шкалами. Через 50 лет после основания ордена, иезуиты захватили в свои руки большую часть учебного дела католических стран, — большинство гимназий и философских и теологических факультетов. 

   К середине 18 в. Общество Иисуса насчитывало  около 23 тыс. членов. Возрастающее влияние иезуитов привело орден к конфликту с деятелями Просвещения и сделалось одной из серьезных проблем европейской политики. В 1759 орден был запрещен на всей территории Португальской империи. В 1764 подобный запрет вышел во Франции, а тремя годами позже - в Испании, Неаполитанском королевстве и герцогстве Парма. На папу оказывалось давление с целью добиться запрещение ордена как такового, и 16 августа 1773 папа Климент XIV формально объявил о полном роспуске Общества Иисуса. Иезуитская собственность была большей частью конфискована и перешла в руки местных властей или церкви. Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы.

   Французская революция и свержение династии Бурбонов породили надежды на восстановление ордена. В 1801 папа Пий VII официально признал существование ордена в России, и бывшим иезуитам в других странах было позволено объединиться с российскими иезуитами. Официально общество было восстановлено по всему миру 7 августа 1814.

   В 19 в. иезуиты вновь оказались под  ударом – на этот раз из-за волны  либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии. В Италии они постоянно служили объектом враждебных нападок - не только в печати, но и в жизни.

   К числу иезуитов, прославившихся в 19 и 20 вв., принадлежат антрополог и  теолог Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) и теологи А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер, У. фон Бальтазар (впоследствии вышедший из ордена), Б. Лонерган из Канады и Дж.К. Мюррей. Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Цзыкайвей в Китае, а римский астроном П.А. Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен; особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Дж.М. Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civiltà cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («Études», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909)

   2)  Учебный строй  иезуитских школ, состав предметов  и порядок занятий

   Традиционно  они  делились  на  два  отделения:  низшее  (studia  inferiora)     и  высшее  (studia superiora). На деле в  большинстве случаев действовали только низшие: пяти-, а чаще четырех-, трех-   или даже двухклассные  отделения,  высшие  же  зачастую  были  недоступны  из-за  отсутствия  материальных  средств,  необходимых для содержания особых учителей. Итак, полная иезуитская studia inferiora состояла из пяти классов (из них три - грамматических, четвертый - поэзии   и пятый  - риторики) [11]. Учебный день в  них составлял четыре часа:  два  до  обеда  и  два  после  обеда.  В  грамматических  классах  первый  час  ученики  занимались  повторением наизусть отрывков из сочинений  латинских авторов и  уроков из грамматики, второй час  они  читали самые  лег-кие  письма  Цицерона,  писали  под  диктовку  учителя  упражнения  и  заучивали  уроки  из    Грамматики  Альвара. После  перерыва  они отвечали  наизусть  уроки греческого  и латинского  языков,  а учитель  слушал  и  поправлял их. Четвертый же час уходил на изучение грамматики.

   В  высшем  грамматическом  классе  кроме  обычных  письменных  упражнений  раз в месяц писали  упраж-нение  на  дому или  во  время  урока  для  получения  в  качестве  знака  отличия  почетных званий.  В  этом  же  классе вводились  упражнения  по  стихосложению.  Из  всех   дней  недели  выделялась  суббота,  когда  в  первой  половине дня  происходила проверка всех  уроков  за  неделю,  а  во  второй  ученики  занимались  переводами:  с  польского  на латинский  и  Цицерона  на  польский  язык.  Практиковался  такой  метод  обучения,  как    диспут,  который  имел  в большей  степени  воспитательное  значение  и  позволял  контролировать  уровень  знаний  всех  учащихся.  Состоял он в следующем: в начале  учебного года класс делился на две части, во главе которых ставились наиболее способные  ученики (консулы) и  их помощники (квесторы),   а  остальные  делились  на  пары.  При  этом  соблюдалось важное условие - пары составлялись из  учеников  приблизительно   равных по знаниям, называемых   соперника-ми (лат. aemulor - соперничать). Интересно, что aemulor еще и как «стараться не уступать, стремиться сравнять- ся  с  кем-либо,  завидовать,  ревновать».  Из  двух  соперников  консулы  выбирали  себе  в  команду  одного  и  таким образом  получались  две  приблизительно  равные  по  умственным  возможностям  команды,  каждая  из  которых получала свое название. Когда  представитель одной группы затруднялся ответить  на  вопрос  преподавателя,  отвечал  его  соперник.   Бывало  так,  что  ни  один  из  них не  мог  справиться  с  вопросом,  и  тогда  вызывалась  другая пара. Каждый  правильный ответ заносился в школьный журнал  и считался  плюсом одной команде и минусом  - другой.  В  конце  месяца  подводился   итог,  и  победителем  становилась  команда,  набравшая  больше  правильных ответов.    Таким  образом,  каждый  ученик    знал,  что  от  его  успехов  будет  зависеть  и  успех  команды,  поэтому стремился  лучше  учиться.  Этот  метод  был  признан  одним  из  самых  эффективных,  и  его  заимствовали  многие другие школы [12].

   На  четвертом году обучения - в классе  поэзии -  ученики овладевали искусством поэтической и  прозаической  латинской  речи.  Из  латинских  писателей  они  читали  Цицерона,  Цезаря,  Вергилия,  Горация,  а  из  греческих  -  Платона,  Плутарха,  Фукидида,  Иоанна  Златоуста.  Кроме  того,  им   преподавали  начала  таких  вспомогательных  предметов  как  география,  археология,  музыка.  К  этим  предметам  принадлежала  и  история,  изучение которой,  согласно  программе,  «следует  вести  умеренно;  оно  должно  время  от  времени  шевелить  ум,  но  не  мешать изучению языков» [13, 14]. В конце этого года ученики должны были уметь сочинять на любые темы   стихи и прозу, переводить   прозу в поэтическую речь, составлять собственные повести, описания и стихи не только на латыни, но на польском и греческом языках.  Каждые  два  месяца  лучшие  сочинения в знак  отличия вывешивались на стене класса.

   В  классе  риторики  изучались  теория  красноречия  (по  произведениям  Цицерона  и  Аристотеля),  ораторское искусство, стилистика и вспомогательные науки. Начиналось изучение истории, нравов отдельных народов и различных доктрин, причем курс приспосабливался к умственному развитию учащихся. Параллельно с латинским  продолжал  изучаться  и  греческий.  В  письменных  работах  главное  внимание  уделялось ошибкам в правилах  риторики  и  поэзии,  неудачным  оборотам  и  слабости  стиля.  После  проверки  они  возвращались  ученикам, которые  должны  были  сами исправить  допущенные  ошибки.  Школьники  так  же     учились  самостоятельно  разбирать литературные произведения и писать сочинения на заданные темы, причем лучшие из них вывешивались на всеобщее обозрение в качестве награды автору.   В свободное же от  устных и  письменных заданий время ме- жду  учениками  проводились  диспуты,  а  изредка  разыгрывались  сцены  из  драматических  произведений.  Часто такие  представления  устраивались  в  присутствии  публики  для  того,  чтобы  показать  успехи  своих  учеников  и привлечь в  школы новых учащихся [15].

   В классах поэзии и риторики расписание занятий несколько менялось. В начале первого часа декурионы (почетное звание наиболее  успевающих  учащихся) слушали  уроки,  а  учитель  проверял  письменные  работы,  затем он сам спрашивал отдельных учеников, проверяя доклад декурионов. Второй час читались  древние авторы, излагались  правила  метрики  или  риторики  и  учащиеся  упражнялись  в  устной  литературной  речи.  После  обеда все повторялось  - проверка устных и исправление  письменных упражнений, объяснение материала из  учебника поэтики  или  риторики,  заучивание  урока  и,  если  оставалось  время,  состязания.  По  субботам  повторялось  все, что было выучено за неделю, а после обеда заучивался и объяснялся катехизис.

   Вообще  надо  отметить,  что  в  иезуитских школах  у учащихся  развивали   преимущественно  память,  а  не разум,  чтобы   они  могли  удерживать  в  голове  массу  разнообразных  сведений  по  различным  отраслям  знаний, зачастую  логически  не  связанных    между  собой.  Большое  внимание  преподаватели  уделяли  развитию  умения выступать  перед  большой аудиторией  и находчивости  в спорах,  считая,  что  если  в человеке  не  развита способность  диспутировать,  то  его  знания  мертвы.  Таким  образом,  иезуиты  давали  образование  в  большей  степени гуманитарное или   даже филологическое. Идеалом такого образования было возведение латинского языка в степень языка живого, разговорного, поэтому они «обучали своих питомцев по правилу: lege, scribe, loquere» - «читай,  пиши,  говори».  Это  выражение  активно  претворялось  иезуитами  в  жизнь,  поскольку  их  воспитанники  по окончании школы действительно умели читать и писать на латыни лучше, чем на родном языке, а так же  «говорить»,  т.е.  вести  богословские  дискуссии,  используя  полученные  из  различных  наук  знания.  Несмотря  на это,

Информация о работе Иезуитская система воспитания