Иезуитская система воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение ордена иезуитов связано со следующими событиями. XVI век занимает особое место в истории Западной Европы. Он характеризуется разложением феодализма и зарождением капитализма. В это время шел интенсивный процесс первоначального накопления капитала, разорения ремесленников, возникновения мануфактур. Великие географические открытия широко раздвинули рамки торговли. В обществе складывались классы, характерные для капиталистического способа производства. Не во всех европейских странах этот процесс проходил одинаково. В Германии после Крестьянской войны 1524-1525 гг., в Чехии, Венгрии и Польше в развитии капитализма заметных успехов не наблюдалось.

Вложенные файлы: 1 файл

Осн часть.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

   Всеобщую  историю преподавал профессор Дезидерий  Рихардот, доктор теологии и церковного права, декан факультета языков. Он начинал чтение лекций с изложения отдельных вопросов по античной истории. Затем он рассказывал о развитии астрономии, геометрии, архитектуры, живописи, резьбы и т.д. И далее он приводил длинный список, который слушателям надлежало запомнить, самых знаменитых мужей древней Греции.

   Древнееврейскую литературу преподавал профессор Матей  Молинари. Сначала он объяснял грамматику еврейского языка по методике, позволяющей овладеть им в кратчайшие сроки.

   Занятия по арабскому и сирийскому языкам и литературам проводил Бонавентура Виллауме. Он вел занятия по методике, разработанной Сильвестром де Саца. После изложения грамматических правил Б.Виллауме переходил к переводу басен и изречений Локмана, а также Святого письма. Кроме того, Б.Виллауме преподавал сирийский язык.

   Профессор Петр Гаврилович учил студентов греческому языку и литературе. Свою работу по этому предмету он начинал с обучения выговаривать слова, а затем переходил к объяснению склонений существительных, спряжений глаголов и обширных грамматических правил.

   Профессор Игнатий Ивицкий читал лекции по латинской и польской литературам. Коротко осветив основные этапы развития, он подробно останавливался на характеристике творчества писателей «золотого» века.

   Профессор Иозафат Залеский читал лекции по русской литературе, в которых  большое внимание уделял началам русского языка. Он излагал его правила и переводил славянские книги. Затем он обращал особое внимание на русскую драматургию. В заключение, он рассказывал об элегиях и сатирах.

   Профессор Дезидерий Рихардот преподавал французскую литературу. Причем на своих занятиях он вел речь о произведениях не только светских авторов, но и церковных.

   Профессор Якуб Пирлинг учил студентов немецкому  языку и литературе. Он старался, чтобы ученики усвоили основные грамматические правила, а, овладев ими, научились подражать разговорной и письменной речи.

   Таково  основное содержание всех учебных дисциплин, читавшихся на трех факультетах. Преподаватели проводили занятия в строго определенное время, оговоренное в «Уставе или общих постановлениях Полоцкой иезуитской Академии». В частности, в нем указывалось, что «учебные предметы трех отделений [факультетов  Т.Б.] имеют определенные всякий день часы в продолжение недели» [608]. Судя по «Собраниям наук», в Полоцкой Академии «Общества Иисуса» за 1815 и 1818 гг. оно применялось в практической деятельности этого высшего учебного заведения (см. табл. 28). На богословском и философском факультетах занятия велись с 9 часов утра. В это время начиналось чтение лекций по главному предмету. Затем следовал еще один час учебы по другой дисциплине. С 11 и до 14 часов был перерыв. В понедельник, среду, пятницу и субботу занятия продолжались и в послеобеденное время: с 14 и до 16 часов. Во вторник и четверг послеобеденное время было отведено для самостоятельной работы. На факультетах языков и литературы учебный день студентов начинался в 8 часов, в понедельник, среду, пятницу и субботу было по две лекции (послеобеденная длилась с 13 и до 14 ч), а в остальные рабочие дни недели (вторник и четверг)  по одной. Таким образом, студенты не были перегружены. У них было достаточно времени для подготовки к ним [609]. Необходимо отметить, что руководство Академии очень требовательно подходило к подбору педагогических кадров. Основным показателем, конечно же, были профессиональные качества, в первую очередь глубокое знание собственных предметов и компетентность в смежных дисциплинах. Затем  знание иностранных языков. 

   
  1. Издательская  деятельность Академии.

  Учащиеся  Академии пользовались учебниками, которые  издавались и печатались в собственной типографии. Среди них были учебники по географии, истории, иностранным и классическим языкам. В качестве учебника латыни пользовались традиционным для иезуитских школ учебником Эмануэля Альвара, несмотря на то, что в иных школах был модернизированный в 1740 учебник с польскими комментариями латинских правил грамматики.

  В то время как Комиссия народного  образования в течение десятилетий  пыталась внедрить в качестве базового учебного пособия для изучения философии  учебник "Логика", написанный сенсуалистом Э. Кондильяком, в Академии пользовались учебниками, написанными профессором философии и математики, канцлером Академии Джузеппе Анджиолини. По этим учебникам в Академии преподавались метафизика и логика. Предмет философии был поделен на три части согласно классической традиции: рациональная (логика), натуральная (метафизика) и моральная (этика), но метафизика уже изучалась по Вольфианской системе, поделенная на онтологию, этиологию и космологию.

   Кроме учебников в типографии Академии в течение двух лет, с 1818 по 1820, издавался культурно-философский журнал "Полоцкий месячник", первое на Беларуси печатное издание, где затрагивались важные мировоззренческие вопросы.

   Его основателем является профессор  Винцент Бучинский, а ответственным  редактором – профессор физики Юзеф Цитович: два ученых, принесших Академии известность [612]. В нем имелось шесть отделов: литературы и свободных наук, нравственно- философский, физико-математический, исторический, критики и литературных новостей.

   Журнал  начал издаваться в 1818 г. В этом году было опубликовано три тома (четыре номера составляют один том). В следующем,  1819  г.,  ни  один  номер  не  вышел  в  свет,  т.к.  типография была  занята  печатанием  учебной  литературы,  необходимой  для нормальной деятельности Академии и школ, находящихся в ее подчинении. В 1820г. было издано два его номера, а затем последовало изгнание иезуитов из России. Основной целью издания «Полоцкого  ежемесячника»  послужило  стремление  иезуитов  не  только укрепить свои позиции в частности, но и расширить еще более влияние  католицизма  вообще,  а  также  отстаивать  взгляды  Ватикана по тому или иному вопросу. Эта задача была одной из первоочередных, т.к. идеи Просвещения все прочнее утверждались на территории Литвы и Беларуси, при помощи которого иезуиты отбивались от замечаний и нападок либерально настроенной общественности  государства.

   Все статьи, помещенные в «Полоцких ежемесячниках», не подписывались полными фамилией и именем авторов, а лишь их инициалами. В исследовании предпринята попытка проанализировать только те его материалы, в которых освещены основные педагогические идеи  и  отдельные  конкретные  результаты  работы  со  студентами. К числу их относится статья Яна Розавена «Замечания о воспитании молодежи», в которой  автор  стремился  доказать  преимущество  монашеских  школ над светскими. Он утверждал, что «…религия является опорой государств и связью, обеспечивающей общественную жизнь, и несомненно, что современное воспитание, отторгнувшее религию, для государства и общества должно быть вредным» [613]. Кроме того, он говорил, что светские учителя не знают цели воспитания. Между тем она должна быть следующая: «…сформировать полезных для общества граждан, которые будут способны хорошо справляться  с должностями,  на  которые со  временем  могут  быть  назначены…» [614]. Для этого ученикам необходимо быть добродетельными (это в состоянии сделать только воспитание в религиозном духе) и сведущими в науках [615]. Таким образом, Розавен тонко намекал на необходимость передачи всех светских школ духовенству.  В  статье  иезуит  отстаивал  старый  метод  запоминания.  Тем самым подвергался критике метод понимания, впервые выдвинутый французским философом Ж.-Ж.Руссо.

   Одним из основных видов деятельности преподавателя в высшем  учебном  заведении  является  работа  со  студентами.  В  указанный период конкретным отражением этого процесса была публикация различных статей или сообщений иезуитов об успехах своих воспитанников в усвоении тех или иных дисциплин на страницах этого же журнала.

   Первый  том «Полоцкого ежемесячника» содержит несколько «Сообщений о публичных смотрах студентов». Анализ этих данных  убеждает  в  том,  что  темы  письменных  отчетов  иезуитских воспитанников перед общественностью о своих знаниях по теологии, метафизике и диалектике были направлены против взглядов Декарта, Спинозы, Канта, Вольтера и других мыслителей.

   Так, 18 января 1818 г. студент, изучавший курс догматической теологии, писал об одном из главных догматов в христианстве – триединстве  Бога.  Он  доказывал,  что  этот  догмат  содержится  в Ветхом Завете, а также Евангелии, хотя и не так ясно, как он считал, выражен в последнем. Далее он утверждал, что пророки и патриархи знали о нем, что этот догмат абсолютно не противоречит разуму. В заключение он напоминал читателям о необходимости указания римского папы Пия VI о том, что все говорящие и пишущие о нем должны «использовать только принятые костелом выражения» [616]. Другой студент писал о том, что вопреки утверждению Вольтера, Моисей был реальным историческим лицом, а не

   вымышленным. Он призывал верить в то, что этот святой является древнейшим историком, и только его книги сообщают историческую правду о древнейших временах [617]. Третий  студент  по предмету «Святое письмо» доказывал, что книга «Юдифь», также,  как  и  все  другие  книги  Ветхого  и  Нового  Заветов,  «должна называться  божественной  и  канонической»  [618].  Он  даже  стремился определить время событий, связанных с историей Юдифи, и пришел к выводу, что они произошли во время правления короля Манассеса [619]. А студент Юзеф Сурин истово верил в возмож-ность существования чудес и объяснял, по каким признакам можно отличить божественные чудеса от колдовства и проявлений злых духов [620].

   Читая  строки  всех  вышеперечисленных  студенческих  материалов, нельзя не согласиться с П.Хмелёвским, что от их выводов веет настоящим средневековьем [621]. Но необходимо отметить и тот факт, что в «Полоцком ежемесячнике» помещены исследовательские работы воспитанников иезуитов в области физики, химии и механики, в которых на собственных примерах доказывали существование законов в этих науках, делая тем самым свои первые небольшие «открытия».

   Публикации  студенческих работ, сообщения об их успехах на страницах  журнала  являлись  одновременно  и  высшими видами поощрения юношей.  Кроме того,  по-прежнему  в конце каждого учебного года оглашались имена и фамилии студентов, достигших самых высоких результатов в освоении какой-либо дисциплины. На-пример, в 1817 г. отличились следующие студенты: Б.Киркор – магистр философии и Я.Василевский (по гражданскому праву); Я.Сипайло – кандидат философии, К.Жебровский – кандидат философии,  Ю.Мирский  –  кандидат  философии  и  М.Коморовский  – кандидат философии (в красноречии и поэзии); К.Сербинович – кандидат философии, А.Кольбе – кандидат философии, И.Мацулевич, Щ.Гайдамович – кандидат философии, М.Лукашевич, Я.Коморовский, Б.Рокляньский (по математике); Ю.Витковский, А.Менжиньский, Я.Мальчевский, В.Ванькович, П.Крассовский, П.Элиашевич (по  логике,  метафизике  и  этике);  Г.Шепелевич,  К.Кордамович  – кандидаты  теологии  и  М.Лукашевич  (по  греческой  литературе); К.Сербинович – кандидат философии, В.Ванькович, Ю.Мирский – кандидаты философии, Я.Сипайло – кандидат философии (по русской литературе); Г.Дукшиньский и А.Фийалковский (по немецкой литературе) [622]. В письменных работах, представленных на суд общественности в феврале 1818 г., отличились: П.Вайдак, Е.Цехановский, Ю.Вайдак, С.Жебровский, И.Самуйло, Ю.Сурин и П.Янукевич[623]. 

   5)Причины популярности Полоцкой Академии.

   Полоцкая  Академия активно готовила докторов, магистров и кандидатов наук. С 15 сентября 1814 г. по 15 сентября 1819 г., т.е.практически за пять лет, различные степени были присвоены 123 ее выпускникам. Из них 17 человек получили звания доктора теологии и канонического права; среди них в 1815 г. – И.Сулетитский, И.Яцевич,  Я.Шулякевич;  К.Сиротинский  (1816);  К.Зубрицкий  и И.Цивинский (1818); 43 – доктора гражданского права; 13 – магистра богословия, среди них в 1818г. – А.Станиславский, Я.Кондрю, С.Яловицкий, А.Янушевский, в 1819 г. – И.Нагурский, М.Кжижановский и А.Римович; 10 – магистра философии, среди них –

   Г.Барейша  А. и В.Киркоры (1815); 2 – магистра свободных  наук; в кандидаты богословия были произведены 5 человек, в кандидаты  философии  –  27,  в  том  числе  в  1816  г.  –  М.Комаровский, К.Жабровский,  И.Мирский,  Ф.Гайдамович, С.Кра-совский  и Д.Жабровский, в 1819 г. – М.Корсак, П.Красовский, И.Комаровский, Р.Ванькович, И.Игнатович, И.Довгяла, кандидаты свободных наук – 1, кандидаты юриспруденции – 3 человека [624]. Таким образом,  различные  звания  по  богословию  получили  78  человек(63,4%), философии, приспособленной к католическому вероучению - 37  (6,5%)  и только  8  человек (30,1%)  защитили  свои  научные работы по светским дисциплинам.

   Всем  защитившимся  выдавался  документ  от  имени  ректора Академии. В качестве образца можно привести следующий: «Раймунд Бржозовский, иезуит, богословия и канонических прав доктор,  Полоцкой  Академии  ректор,  вместе  с  советом  академическим, все до кого сие касаться будет, объявляем и свидетельствуем, что предъявитель сего Николай Литинский при отличном своемповедении, знает следующие науки: логику, диалектику, метафизику, этику, политику, физику, химию, математику, минералогию, зоологию, а также латинскую и французскую словесность и знание сих наук доказал на произведенном ему по правилам академическом экзамене. Вследствие чего бывшими при сем экзамене отделения философских наук признан достойным звания кандидата философии. Посему мы по доверенной власти утверждаем его, Николая Литинского, кандидатом философии, дозволяя ему пользоваться всеми  правами,  званию  сему  присвоенными,  во  уверение  чего  и дан ему сей диплом за собственноручным подписанием нашим и с приложением академической печати. В Полоцке в доме Академии  ноября 8 дня 1819  г.  подписали Раймунд  Бржозовский  –  иезуит; Михаил Лесневский, богословия доктор, канцлер Академии, Клеменс Петровский, иезуит богословия и прав доктор» [625].

   Многие  из выпускников Полоцкой иезуитской Академии впоследствии получили широкое общественное признание. Одни из них стали видными деятелями культуры, другие занимали важные государственные и общественные должности, третьи были священнослужителями. В качестве примера можно привести писателя Яна Баршчевского, художника Валентия Ваньковича, знатока истории и литературы Томаша Массальского, знаменитого археолога и председателя  Общества  изящных  искусств  в  Варшаве,  священника Юстина Ходзкевича, профессора теологии Киевского университета, маршала Люцинского повета Юзефа Бенлехавского [626] и др.

Информация о работе Иезуитская система воспитания