Изучение нравственной воспитанности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;

3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6

1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12

Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников

2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26

2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..48

Список литературы…………………………………………………….....51

Вложенные файлы: 1 файл

Работа полностью.docx

— 122.54 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

     Введение………………………………………………………………….....3

     Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

     1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6

     1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12

     Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников

     2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26

     2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38

     Заключение………………………………………………………………..48

     Список  литературы…………………………………………………….....51

     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызывают нежелательные последствия в нравственном становлении подрастающего поколения.

       В результате социально-экономических,  политических и культурных преобразований  в обществе происходят необратимые  изменения, которые оказывают  существенное влияние на молодое  поколение. Отсутствие чётких  нравственных ориентиров, снижение  уровня духовной культуры —  всё это реальность, которая окружает  современных детей. Нынешнее молодое  поколение воспитывается в принципиально  иных условиях, нежели прежнее.

          Усиливается дезорганизация жизни,  разрушаются сложившиеся нравственно-этические  нормы и традиции семьи. Нестабильность, высокий уровень занятости родителей  или безработица, неблагоприятная  психологическая атмосфера пагубно  влияют на воспитание детей,  их нравственное развитие. Воспитательный  процесс значительно осложняется  криминализацией российского общества. Ослабление воспитательных функций  образовательных учреждений также  оказало негативное влияние на  нравственную воспитанность подрастающего  поколения.

          Молодое поколение перестало  думать о своем духовном обогащении, стало игнорировать нравственную  сущность своих поступков. Такие  проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание,  уважение к другим и самому  себе, к сожалению, отходят на  второй план.

           В таких условиях все острее  ощущается потребность в воспитании  духовно богатой, высоконравственной  личности, способной созидать, а  не только потреблять.

               Анализ педагогической теории  и практики позволил нам осмыслить  и определить имеющиеся противоречия в исследуемой проблеме между:

     - необходимостью учета в нравственном  воспитании учащихся особенностей  их возрастного развития и  слабой разработанностью содержания  нравственного воспитания, учитывающего  эти особенности:

     - объективной потребностью общества  в нравственно воспитанных людях  и недостаточной разработанностью  педагогических основ организации изучения нравственной воспитанности учащихся подросткового возраста.

          Таким образом, указанные противоречия, актуальность темы, ее практическая  значимость, недостаточная разработанность  с учетом современных реалий  позволит сформулировать проблему исследования: как организовать процесс нравственного воспитания младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения, чтобы он был эффективным?

          Обращение к опыту нравственного  воспитания не является новым  для педагогической науки. Идея  развития личности в нравственном  плане рассматривалась в классических  трудах теоретиков и практиков  отечественной педагогики К.Д.  Ушинского, А.С. Макаренко , В.А. Сухомлинского.

          Проблеме нравственного воспитания  посвящены исследования Н.П. Буевой,  И.Ф. Харламова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонова, И.С. Марьенко и других.

          Значительный интерес представляют  также исследования психологов  В.А. Крутецкого, А.И. Липкиной, В.И. Петровой, педагогов Т.Е. Конниковой, О.С. Богдановой и ряда других, которые посвящены проблеме формирования у детей различных возрастных групп моральных представлений и понятий, способности к нравственной оценке поступков и поведения человека, качеств его личности.

          В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.В. Бондаревская. Г.Н. Волков, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у детей желания к освоению нравственных норм.

          Таким  образом, актуальность  и педагогическая значимость  проблемы воспитания нравственных качеств личности детей очевидны, что и определило выбор темы нашего исследования.

           Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.

          Объект исследования – воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения.

          Предмет исследования  – процесс нравственного воспитания младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

          Задачи исследования:

     1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

     2. Описать опыт общеобразовательных  учреждений по нравственному  воспитанию младших школьников;

     3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.

          Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, диагностические методики.

          База исследования – Общеобразовательная школа № 25 города Нижневартовск.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.  
 

    Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

    1. Сущность и природа нравственной воспитанности

     Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия  до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности  активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека» [2, 360].

     Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [10, 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [10, 558].

     С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [16, 414].

     Л.А. Григорович дал следующее определение: «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [9, 104].

       «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [9, 104].

       Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых [21, 25].

     Понятие нравственное воспитание  Подласый П.И. раскрывает как  целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [18, 163].

     Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

     Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более  высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется  с учетом возрастных особенностей учащихся.

     Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование [14].

     Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что  они связывались главным образом  с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и  доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

     Такую же большую роль нравственному воспитанию отводили и другие известные педагоги. Среди них: Генрих  Песталоцци, Иоганн Гербарт, К.Д.Ушинский.

     Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

          А что же говорить о детях?  В.А. Сухомлинский говорил о  том, что необходимо заниматься  нравственным воспитанием ребенка,  учить «умению чувствовать человека».

          Сухомлинский считал, что «незыблемая  основа нравственного убеждения  закладывается в детстве и  раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье,  справедливость и несправедливость  доступны пониманию ребенка лишь  при условии яркой наглядности,  очевидности морального смысла  того, что он видит, делает, наблюдает» [19, 29].

        «Детство — важнейший период  в человеческой жизни, не подготовка  к будущей жизни, а настоящая,  яркая, самостоятельная, неповторимая  жизнь! И от того, как прошло  детство, кто вел ребенка за  руку в детские годы, что вошло  в его разум и сердце от  окружающего мира. — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», — говорил В.А. Сухомлинский.

        Особое место в периоде детства  занимает младший школьный возраст.  Значимость его трудно переоценить,  так как именно в это время  закладываются духовно-нравственные  основы личности, знания, умения, усваиваются  нормы поведения, ценности, осознаются  отношения между ребенком и  окружающим миром, формируются  мотивы поведения. 

         Понятно, что в этом периоде  детства нельзя говорить об  окончательном определении ценностей  и норм поведения, младшие школьники  находятся в стадии выбора, осмысления  и усвоения, но можно говорить  о создании базиса, основания  личности, формирования нравственных качеств. Важно знать, в каком направлении развиваются представления детей об окружающем их мире, о людях, жизненных ценностях. Следует отметить, что на выбор ценностей и норм младших школьников в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого (семьи, учителя), их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.

Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников