Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;
3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6
1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12
Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников
2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26
2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….....51
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6
1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12
Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников
2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26
2.2.
Диагностика и анализ нравственной воспитанности
учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызывают нежелательные последствия в нравственном становлении подрастающего поколения.
В результате социально-
Усиливается дезорганизация
Молодое поколение перестало
думать о своем духовном
В таких условиях все острее
ощущается потребность в
Анализ педагогической теории
и практики позволил нам
-
необходимостью учета в
-
объективной потребностью
Таким образом, указанные
Обращение к опыту
Проблеме нравственного
Значительный интерес
В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.В. Бондаревская. Г.Н. Волков, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у детей желания к освоению нравственных норм.
Таким образом, актуальность и педагогическая значимость проблемы воспитания нравственных качеств личности детей очевидны, что и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Объект исследования – воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2.
Описать опыт
3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, диагностические методики.
База исследования – Общеобразовательная школа № 25 города Нижневартовск.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2, 360].
Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [10, 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [10, 558].
С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [16, 414].
Л.А. Григорович дал следующее определение: «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [9, 104].
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [9, 104].
Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых [21, 25].
Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [18, 163].
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование [14].
Вопросы
о решающей роли нравственного воспитания
в развитии и формировании личности
осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Подчеркнем, что
они связывались главным
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводили и другие известные педагоги. Среди них: Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, К.Д.Ушинский.
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
А что же говорить о детях?
В.А. Сухомлинский говорил о
том, что необходимо
Сухомлинский считал, что «незыблемая
основа нравственного
«Детство — важнейший период
в человеческой жизни, не
Особое место в периоде
Понятно, что в этом периоде
детства нельзя говорить об
окончательном определении
Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников