Изучение нравственной воспитанности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;

3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6

1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12

Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников

2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26

2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..48

Список литературы…………………………………………………….....51

Вложенные файлы: 1 файл

Работа полностью.docx

— 122.54 Кб (Скачать файл)

     Во  второй главе нами был изучен опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной  школе, а так же  были отражены и проанализированы результаты диагностики  нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска.

     В первом параграфе данной главы мы установили, что особенностью современной практики нравственного воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. Среди данных программ можно выделить следующие: «Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили, «Нравственное воспитание на основе Православия» Г.Г.Алексеевой, «Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной, «Программа воспитания школьника»  Н.Е. Щурковой, «Мироведение» Л.В. Суровой,  «Народоведение» А.И. Лазарева, «Наше Отечество — святая Русь» Т.И. Петраковой.

     Отдельно  мы рассмотрели опыт работы по нравственному  воспитанию младших школьников школы  № 12 города Сибай Республики Башкортостан. Нами был сделан вывод о том, что  программа данной школы по нравственному  воспитанию младших школьников обогащает  воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к  совершению нравственных поступков. Данная программа, по нашему мнению, способствует формированию нравственных качеств  личности.

     Во  втором параграфе данной главы мы отразили и проанализировали результаты нашего исследования по изучению нравственной воспитанности младших школьников. Исследование проводилось на базе МОСШ № 25 г. Нижневартовска в 3Б классе. Наше исследование показало необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.

     Таким образом, проблема нравственной воспитанности  младших школьников занимает основное место в работе общеобразовательных  учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Нравственное  развитие ребенка занимает ведущее  место в формировании всесторонне  развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

     Нравственное  воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

     В данной работе мы установили, что особое место в периоде детства занимает младший школьный возраст, так как  именно в это время закладываются  духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы  поведения, ценности, осознаются отношения  между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.  

     Нами  были рассмотрены теоретические  основы проблемы нравственного воспитания младших школьников.  Мы рассмотрели  и проанализировали основные понятия  по теме.

     Проанализировав подходы разных авторов к определению  критериев нравственной воспитанности, мы выявили те общие критерии, которые  выделяют большинство исследователей. Отсюда следует, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Т. е. нравственным следует считать  такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

     Мы  рассмотрели основные методы нравственного  воспитания младших школьников и  их классификации.  Был сделан вывод  о том, что наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.  И.. Среди множества  методов  нами были отобраны наиболее распространённые и наиболее значимые. Среди них: рассказ  на этическую тему, разъяснение, внушение, этическая беседа, пример, диспут. Нами также было отмечено,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве.

     Для изучения уровня нравственной воспитанности  учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные  методики, которые в сочетании  с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие  получить целостное представление  о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

     Также, в данной работе нами был изучен опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной  школе. Кроме того в нашей работе мы отразили и проанализировали результаты нашего исследования по изучению нравственной воспитанности младших школьников. Исследование проводилось на базе МОСШ № 25 г. Нижневартовска в 3Б классе. Наше исследование показало необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.

     Нами  был сделан вывод о том, что  периодическая диагностика и оценка качества нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.

     Таким образом, можно сделать о том, что проблема нравственной воспитанности  является не новой для педагогики. Процесс формирования представлений о нравственности начался ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры и продолжается по сегодняшний день. За это время был накоплен большой теоретический и практический материал по изучению нравственной воспитанности младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.
  3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
  4. Белоусова О.В. Социально – педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2009 – 104с.
  5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И. Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.
  6. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы: Учеб. пособие./Е.В. Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  7. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности// Начальная школа. – 2008. - №7. – с. 13-18
  8. Галузинский  В.  М.  Индивидуальный  подход  в  воспитании  учащихся. – Киев: Радянская  школа, 1982;
  9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.,2006.
  10. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: 2005, т.11.
  12. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности./ О.Г. Дробницкий  - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  13. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  14. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
  15. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы// Начальная школа. – 2007. - №7. – с. 21-29
  16. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/Под  ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой  – М.: Педагогика, 1979- 461с.
  17. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение,  1995.- 478с.
  18. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
  19. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
  20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
  21. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
  22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
  23. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно – нравственного воспитания младших школьников// Начальная школа. – 2006. - №12. – с. 16 – 21
  24. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4

Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников