Изучение нравственной воспитанности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;

3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6

1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12

Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников

2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26

2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..48

Список литературы…………………………………………………….....51

Вложенные файлы: 1 файл

Работа полностью.docx

— 122.54 Кб (Скачать файл)

     Занятия по подобной программе, естественно, не лекционные. Здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности [15, 21 - 29].

     Работа  школы № 12 города Сибай показала, что подобная программа по нравственному  воспитанию младших школьников обогащает  воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к  совершению нравственных поступков. Данная программа, по нашему мнению, способствует формированию нравственных качеств  личности.

     2.2. Диагностика и  анализ  нравственной  воспитанности учащихся 3 класса МОСШ №  25 г. Нижневартовска

     На  базе МОСШ № 25 города Нижневартовск  в 3Б классе нами было проведено исследование уровня нравственной воспитанности  младших школьников. В классе обучается 14 человек, в исследовании приняли участие 12 школьников. Для исследования использовались следующие методики:

  1. Диагностика нравственной самооценки;
  2. Диагностика этики поведения;
  3. Диагностика отношения к жизненным ценностям;
  4. Диагностика нравственной мотивации.

     Данные  методики адаптированы к возрасту младших  школьников, вопросы и задания, предложенные в них детям, доступны и понятны  им.

        В методике №  1 «Диагностика нравственной  самооценки» (см. Приложение 2) детям предлагалось 10 высказываний, которые необходимо было оценить по четырёх бальной системе. В 4 балла дети оценивали высказывание, с которым они полностью согласны, в 3 балла – с которым больше согласны, чем не согласны, в 2 балла – немного согласны, в 1 балл – совсем не согласны.

        По результатам  данной методики  мы выявили, что:

  • из 12 учащихся высоким уровнем нравственной самооценки обладают 6 человек, что соответствует 50%;
  • средним уровнем нравственной самооценки обладают 5 человек, что соответствует 42%;
  • уровнем ниже среднего обладает 1 человек, что соответствует 8%;
  • низкий уровень нравственной самооценки не выявлен ни у одного из испытуемых (см. Рис.1).
 
 
 

     Диаграмма 1

   Рис.1  Уровни нравственной самооценки 

        В методике №  2 «Диагностика этики  поведения» (см. Приложение 2) детям предлагалось 5 незаконченных предложений, которые им необходимо было закончить. Данная методика позволяет раскрыть сущность нравственных поступков детей в определённой ситуации. Детям предлагалось пять предложений, которые им необходимо было закончить.

        По результатам данной методики выявилось, что:

  • из 12 учащихся высоким уровнем этики поведения обладает 1 человек, что соответствует 8%;
  • средним уровнем этики поведения обладают 5 человек, что соответствует 42%;
  • низким уровнем этики поведения обладают 6 человек, что соответствует 50% (см. Рис. 2).
 
 
 

          Диаграмма 2

           Рис. 2 Уровни этики поведения

       

     В методике №3 «Диагностика отношения к жизненным  ценностям» (см. Приложение 2) детям предлагался список из 10 желаний, выбрать из которых можно было только 5.

        По результатам  данной методики, мы выявили, что:

  • из 12 человек высоким уровнем отношения к жизненным ценностям обладают 2 человека, что соответствует 17%;
  • средним уровнем отношения к жизненным ценностям обладают 4 человека, что соответствует 33%;
  • уровнем ниже среднего обладают 6 человек, что соответствует 50%;
  • низким уровнем отношения к жизненным ценностям  не обладает ни один человек (см. Рис. 3).
 
 
 
 
 

      Диаграмма 3

        Рис. 3 Уровни отношения к жизненным ценностям 

       Школьники, обладающие высоким  уровнем отношения к жизненным  ценностям, из предложенного списка  желаний выбрали пять наиболее  существенных для них: 

  • быть человеком, которого любят (7 человек);
  • иметь верного друга (6 человек);
  • мне важно здоровье родителей (8 человек);
  • иметь доброе сердце (6 человек);
  • уметь сочувствовать и помогать другим людям (4 человека).

     Незатронутыми ими оказались следующие желания:

  • иметь много денег (7 человек);
  • иметь самый современный компьютер (7 человек);
  • иметь возможность многими командовать (7 человек);
  • иметь много слуг и ими распоряжаться (4 человека);
  • иметь то, чего у других никогда не будет (5 человек).

     Выбранные положительные желания свидетельствуют  о том, что для данных испытуемых духовные ценности преобладают над  материальными, доброта и бескорыстие преобладают над злостью, алчностью и жадностью. Для таких детей очень важно, чтобы их всегда окружали близкие люди, верные друзья. Они уважают, ценят и почитают своих родителей, и проявляют заботу о них. Школьники с высоким уровнем отношения к жизненным ценностям способны на благородные поступки по отношению, как к близким, так и незнакомым людям. По данным результатам можно сделать вывод о том, что у таких детей присутствует желание добросовестно трудиться на общее и личное благо. Их отношение к людям определяется следующими качествами: коллективизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение. По отношению к себе и к окружающим такие дети честны, правдивы и справедливы, принципиальны. Они отличаются простотой и скромностью в общении, а так же нетерпимостью к нарушениям общественного порядка и дисциплины. Задача учителя заключается в том, чтобы вовремя заметить и оценить данные проявления нравственной воспитанности, а также продолжить работу по их  дальнейшему развитию.

        В методике №4  «Диагностика нравственной  мотивации» (см. Приложение 2) детям предлагалось 4 вопроса. Детям необходимо было выбрать из предложенных им ответов один.

        По результатам  методики выявилось,  что:

  • из 12 учащихся высоким уровнем нравственной мотивации обладает 1 человек, что соответствует 8%;
  • средним уровнем нравственной мотивации обладают 8 человек, что соответствует 67%;
  • низким уровнем нравственной мотивации обладает 3 человека, что соответствует 25% (см. Рис. 4).
 
 

        

        Диаграмма 4

         Рис. 4 Уровни нравственной мотивации 

        По результатам данных диагностик  мы составили сводную таблицу  для того, чтобы выявить динамику  ответов по каждому ученику.  По результатам данной таблицы  видно, что классному руководителю  данного класса следует провести  работу по формированию нравственных  качеств личности, как со всем  классом, так и с некоторыми  учениками индивидуально.

     По  результатам данных диагностик мы составили  сводную таблицу для того, чтобы  выявить динамику ответов по каждому  ученику (см. Рис. 5).

         
 
 
 
 

Участники исследования Диагностика нравственной самооценки Диагностика этики поведения Диагностика отношения к жизненным  ценностям Диагностика нравственной мотивации
№ 1 Высокий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

№ 2 Уровень ниже среднего Низкий 

уровень

Уровень ниже среднего Средний

уровень

№ 3 Высокий

уровень

Средний

  уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

№ 4 Средний

уровень

Средний

  уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

№ 5 Высокий

уровень

Низкий

  уровень

Уровень ниже среднего Средний

уровень

№ 6 Средний

уровень

Низкий 

уровень

Уровень ниже среднего Средний

уровень

№ 7 Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

№ 8 Высокий

уровень

Высокий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

№ 9 Высокий

уровень

Низкий 

уровень

Уровень ниже среднего Средний

уровень

№ 10 Средний

уровень

Низкий 

уровень

Уровень ниже среднего Низкий 

уровень

№ 11 Средний

уровень

Низкий 

уровень

Уровень ниже среднего Низкий 

уровень

№ 12 Высокий

уровень

Средний

уровень

Средний

уровень

Низкий 

уровень

 

Рис. 5 Сводная таблица 

     По  данной таблице видно, что классному  руководителю данного класса следует  провести работу по формированию нравственных качеств личности как со всем классом, так и с некоторыми учениками индивидуально.

        На основании результатов проведённых  нами диагностик можно сделать  вывод о том, что в большинстве  случаев у детей преобладает  средний уровень нравственной  воспитанности.  Необходимо, однако, понимать, что средний балл, выявляемый  с помощью методик, помогает  лишь выделить тенденцию, общую  характеристику положения дел  в классе и предусмотреть целенаправленную  работу как с классом в целом,  так и с отдельными детьми.

        Так же не исключаются случаи  проявления низкого уровня нравственной  воспитанности. У таких детей  могут присутствовать равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение, грубость, нетактичность, также они могут подавлять других детей.

        По результатам сводной таблицы  можно говорить о том, что  большинство детей завышают свою  нравственную самооценку в то  время, когда диагностики на  раскрытие  сущности нравственных  поступков детей в определённых  ситуациях показывают достаточно  низкий уровень их воспитанности.  Это может говорить о том,  что дети в этом возрасте, возможно, ещё не достаточно осведомлены  о том, что такое нравственность, каковы критерии нравственной  воспитанности и  что представляет  собой нравственно - воспитанная  личность.

         Так же можно сделать вывод  о том, что в тех диагностиках, где учащимся нужно было просто  сделать выбор из предложенных  ответов, результаты оказались  достаточно высокими, а там, где  учащимся самим нужно было  формулировать ответы на вопросы,  результаты оказались низкими.  Т.е. вопросы, на которые не  давались варианты ответов, оказываются  более продуктивными для выявления  реального уровня воспитанности.  

     Наше  исследование в школе № 25 г. Нижневартовск  показало необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по второй главе 

Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников