Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;
3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6
1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12
Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников
2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26
2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….....51
Занятия по подобной программе, естественно, не лекционные. Здесь используются доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности [15, 21 - 29].
Работа школы № 12 города Сибай показала, что подобная программа по нравственному воспитанию младших школьников обогащает воспитательный процесс, повышает активность учащихся, включает механизмы саморазвития и самовоспитания, побуждает их к совершению нравственных поступков. Данная программа, по нашему мнению, способствует формированию нравственных качеств личности.
2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска
На базе МОСШ № 25 города Нижневартовск в 3Б классе нами было проведено исследование уровня нравственной воспитанности младших школьников. В классе обучается 14 человек, в исследовании приняли участие 12 школьников. Для исследования использовались следующие методики:
Данные методики адаптированы к возрасту младших школьников, вопросы и задания, предложенные в них детям, доступны и понятны им.
В методике № 1 «Диагностика нравственной самооценки» (см. Приложение 2) детям предлагалось 10 высказываний, которые необходимо было оценить по четырёх бальной системе. В 4 балла дети оценивали высказывание, с которым они полностью согласны, в 3 балла – с которым больше согласны, чем не согласны, в 2 балла – немного согласны, в 1 балл – совсем не согласны.
По результатам данной методики мы выявили, что:
Диаграмма 1
Рис.1 Уровни нравственной
самооценки
В методике № 2 «Диагностика этики поведения» (см. Приложение 2) детям предлагалось 5 незаконченных предложений, которые им необходимо было закончить. Данная методика позволяет раскрыть сущность нравственных поступков детей в определённой ситуации. Детям предлагалось пять предложений, которые им необходимо было закончить.
По результатам данной методики выявилось, что:
Диаграмма 2
Рис. 2 Уровни этики поведения
В методике №3 «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (см. Приложение 2) детям предлагался список из 10 желаний, выбрать из которых можно было только 5.
По результатам данной методики, мы выявили, что:
Диаграмма 3
Рис. 3 Уровни отношения
к жизненным ценностям
Школьники, обладающие высоким
уровнем отношения к жизненным
ценностям, из предложенного
Незатронутыми
ими оказались следующие
Выбранные
положительные желания
В методике №4 «Диагностика нравственной мотивации» (см. Приложение 2) детям предлагалось 4 вопроса. Детям необходимо было выбрать из предложенных им ответов один.
По результатам методики выявилось, что:
Диаграмма 4
Рис. 4 Уровни нравственной
мотивации
По результатам данных
По результатам данных диагностик мы составили сводную таблицу для того, чтобы выявить динамику ответов по каждому ученику (см. Рис. 5).
Участники исследования | Диагностика нравственной самооценки | Диагностика этики поведения | Диагностика отношения к жизненным ценностям | Диагностика нравственной мотивации |
№ 1 | Высокий
уровень |
Средний
уровень |
Высокий
уровень |
Высокий
уровень |
№ 2 | Уровень ниже среднего | Низкий
уровень |
Уровень ниже среднего | Средний
уровень |
№ 3 | Высокий
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
№ 4 | Средний
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
№ 5 | Высокий
уровень |
Низкий
уровень |
Уровень ниже среднего | Средний
уровень |
№ 6 | Средний
уровень |
Низкий
уровень |
Уровень ниже среднего | Средний
уровень |
№ 7 | Средний
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
№ 8 | Высокий
уровень |
Высокий
уровень |
Высокий
уровень |
Средний
уровень |
№ 9 | Высокий
уровень |
Низкий
уровень |
Уровень ниже среднего | Средний
уровень |
№ 10 | Средний
уровень |
Низкий
уровень |
Уровень ниже среднего | Низкий
уровень |
№ 11 | Средний
уровень |
Низкий
уровень |
Уровень ниже среднего | Низкий
уровень |
№ 12 | Высокий
уровень |
Средний
уровень |
Средний
уровень |
Низкий
уровень |
Рис.
5 Сводная таблица
По данной таблице видно, что классному руководителю данного класса следует провести работу по формированию нравственных качеств личности как со всем классом, так и с некоторыми учениками индивидуально.
На основании результатов
Так же не исключаются случаи
проявления низкого уровня
По результатам сводной
Так же можно сделать вывод
о том, что в тех диагностиках,
где учащимся нужно было
Наше
исследование в школе № 25 г. Нижневартовск
показало необходимость проведения
занятий по нравственному воспитанию
с младшими школьниками.
Вывод
по второй главе
Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников