Изучение нравственной воспитанности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;

3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6

1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12

Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников

2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26

2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..48

Список литературы…………………………………………………….....51

Вложенные файлы: 1 файл

Работа полностью.docx

— 122.54 Кб (Скачать файл)

     Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать последствия неправильных  поступков,  извлекать правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и необходимо.  Вовремя к месту приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного поступка,  формирует понятие о безнравственном.

     Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

     В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе.

     Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь  имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного  процесса тот или иной метод может  применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по первой главе 

     В данной главе нами были рассмотрены  теоретические основы проблемы нравственного  воспитания младших школьников.  Мы рассмотрели и проанализировали основные понятия по теме. Среди  них понятия нравственности, воспитания, нравственные нормы, нравственное сознание, а также основное понятие «нравственная  воспитанность». 

     Нами  было установлено, что особое место  в периоде детства занимает младший  школьный возраст, так как именно в это время закладываются  духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы  поведения, ценности, осознаются отношения  между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.  

     В первом параграфе данной главы мы также рассмотрели уровни нравственной воспитанности и содержание нравственности. Проанализировав подходы разных авторов к определению критериев  нравственной воспитанности, мы выявили  те общие критерии, которые выделяют большинство исследователей. Отсюда следует, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Т. е. нравственным следует считать  такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают  как его собственные взгляды  и убеждения (мотивы), как привычные  формы поведения.

     Во  втором параграфе первой главы нами были рассмотрены основные методы нравственного  воспитания младших школьников и  их классификации.  Был сделан вывод  о том, что наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.  И.. Среди множества  методов  нами были отобраны наиболее распространённые и наиболее значимые. Среди них: рассказ  на этическую тему, разъяснение, внушение, этическая беседа, пример, диспут. Нами также было отмечено,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве.

     Таким образом, можно сделать о том, что проблема нравственной воспитанности  является не новой для педагогики. Процесс формирования представлений о нравственности начался ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры и продолжается по сегодняшний день. За это время был накоплен большой теоретический и практический материал по изучению нравственной воспитанности младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности  у младших школьников

2.1. Опыт  работы общеобразовательных  учреждений по  нравственному воспитанию  в начальной школе

     Особенностью  современной практики нравственного  воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. С целью упорядочения представлений  учителей начальных классов об этих программах мы классифицировали их по следующим основаниям:

  • в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей:  гуманистические («Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили), этнопедагогические («Народоведение» А.И.Лазарева), историко-культурологические («Истоки» А.В. Камкина и И.А. Кузьмина), религиозные («Нравственное воспитание на основе Православия» Г.Г.Алексеевой);
  • по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса: субъект-субъектные («Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной) и субъект-объектные («Мироведение» Л.В. Суровой);
  • в зависимости от наличия связей преемственности: программы, предназначенные для определенной возрастной группы («Истоки» А.В. Камкина и И.Л. Кузьмина), и программы, рассчитанные на весь период школьного образования («Программа воспитания школьников» Н.Е. Щурковой);
  • по соотношению духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания: программы духовного воспитания («Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили), программы нравственного воспитания («Нравственное образование» Э.П. Козлова); программы духовно-нравственного воспитания («Наше Отечество — святая Русь» Т.И. Петраковой, Е.В. Евладовой и др.).

     Кратко  охарактеризуем некоторые программы.

     Программа Ш.A. Амонашвили реализуется в системе уроков духовной жизни со следующей тематикой: «Что такое духовная жизнь человека?», «Человек — кто он? Зачем и для кого рождается? Что значит — человек?», «Миссия каждого отдельного человека в земной жизни», «Сердце — дом духа», «Какие бывают сердца у людей?», «Как воспитывать свое сердце?», «Переживания сердца. Предчувствие сердца. Сердечность», «Жизнь и Смерть — приход человека в земную жизнь и уход из жизни. Что такое бессмертие?», «Какие религии существуют? К чему они призывают людей?», «Как уберечь ноосферу от загрязнения темными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить ее светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответствен за свои мысли» и т.п.

     Основные  способы проведения уроков духовной и нравственной жизни: беседы, рассказы учителя, свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта, чтение легенд, анализ литературных произведений, мечтания о полетах в дальние миры, о  строительстве своих городов, государств; размышления о самом себе, близких  и родных, добре и зле в жизни  людей, об улучшении жизни; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, принимать сердцем, понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой; повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям земли; запись сновидений, ведение дневниковых записей о своих переживаниях, философствование.

     Тема  программы «Уроки духовной жизни» и  способы ее реализации свидетельствуют  о сложности и глубине ее содержания. Программа требует серьезных  размышлений и специальной подготовки самого педагога. Учитель начальной  школы часто встречается с  неожиданными вопросами философского уровня, которые задают его воспитанники: «Зачем человек рождается?» «Почему  человек умирает?» и т.п. Программа  Ш.А. Амонашвили, по существу, построена  на них и помогает учителю подготовить  свои ответы на эти вопросы.

     Программа «Основы этической культуры», разработанная  под руководством А.И. Шемшуриной, выполняет  функцию постепенного погружения детей  в мир этических понятий и  категорий. Она имеет четыре раздела, каждый из которых в соответствии с возрастными особенностями  детей от класса к классу последовательно  расширяет и углубляет их этические  знания. Первый раздел посвящен этике  общения. Он призван раскрывать взаимозависимость  внутреннего и внешнего в этике  поведения людей по отношению  к окружающим. В его рамках изучаются  такие темы, как «Доброе слово, что ясный день», «Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Каждый  интересен», «Оглянись внимательно  вокруг», «Роскошь и нищета общения» и др. Главная идея этого раздела  — в основе общения людей должны лежать доброжелательность и уважение друг к другу.

     Содержание  второго раздела связано с  этикетом, с так называемыми правилами «хорошего тона», с помощью которых человек находит внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим: «Как решать семейные проблемы», «Дома и в гостях», «Когда какое слово молвить», «Азы народного этикета» и др. Третий раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения с окружающими. Он способствует развитию эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии. Этот раздел предполагает усиление интереса ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, к сопоставлению себя и других людей. Решаются эти задачи в ходе работы по таким темам, как «Подари другому радость», «Душа — это наше творение», «Чью старость утешил?», «Умей быть щедрым», «Праздник благодарности», «Если слышать голос совести» и др. Четвертый раздел рассматривает этику отношений в коллективе.

     В практике воспитания этической культуры наряду со специально проводимыми занятиями  важное место занимают другие формы  работы. «Этический заряд» — эмоциональный  импульс доброжелательно начатого учебного дня для младших школьников. Педагог с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, добрый эмоциональный климат взаимоотношений. «Этический заряд» — это и итоговая «моральная пятиминутка» в конце дня у младших школьников. Она посвящается анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного способа выхода из них.

     Программа А.И. Шемшуриной имеет необходимое  методическое сопровождение в виде рекомендаций, изданных отдельными сборниками и регулярно публикуемых в  журнале «Этическое воспитание». Это  позволяет учителю более эффективно решать поставленные задачи.

     В ряде регионов России реализуется «Программа воспитания школьника», разработанная  Н.Е. Щурковой. Определяя ценностное отношение как устойчивую избирательную  предпочтительную связь субъекта с  объектом окружающего мира, приобретающим  для субъекта личностный смысл, автор  и педагоги выстраивают определенную последовательность реализации программы  в соответствии с принятой ими  иерархией ценностей. Эта последовательность соответствует возрастному развитию детей, помогает постепенному осмыслению жизни и отражена в общей модели программы как формирование: ценностного  отношения к природе как общему дому человека; ценностных отношений  к нормам культурной жизни; представлений  о человеке как субъекте жизни  и наивысшей ценности на земле; ценностного  отношения к социальному устройству человеческой жизни; образа жизни, достойной  человека; жизненной позиции, способности  к индивидуальному выбору жизненного пути.

     Последователи Н.Е. Щурковой в качестве основного  инструмента воспитания используют групповое дело, главной функцией которого является проживание социально  ценностного отношения в процессе межличностного взаимодействия. Групповое дело требует от ребенка духовного усилия, в котором выявляется и развивается его личность, даст ему новый опыт жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания. Деятельность педагога представляет собой определенную последовательность операций: выявление социального значения предстоящей деятельности, помощь детям в определении личностного смысла деятельности, предоставление участникам группового дела права на свободный выбор своей позиции, создание условий для высказывания детьми суждений о самочувствии, впечатлениях, оценке проделанного и т.д.

Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников