Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить, в какой мере гармоничное воспитание в семьи влияет на уровень агрессивности подростка и влияние родительских отношений на формирование личности.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирование личности подростка;
- исследовать взаимоотношение в семьях подросткового возраста;
- определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень агрессивности подростка.
- провести качественный анализ полученных результатов

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Глава I Семья как важнейший институт социализации личности подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. 1. Особенности развития личности в подростковом возрасте. . . .3
I. 2. Влияние семьи на воспитания подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I. 3. Психологические механизмы социализации в семье . . . . . . . .10
I. 4. Типы семей, их роль в формировании подростка . . . . . . . . . . 18
Глава II. Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
II. 1.Описание процедуры проведения исследования. . . . . . . . . . 24
II. 2. Анализ полученных результатов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
II. 3. Выводы и рекомендации родителям подростка, а также педагогам.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЛЕНЫ.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

Глава I Семья как важнейший институт социализации личности подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

I. 1. Особенности развития личности в подростковом возрасте. . . .3

I. 2. Влияние семьи на воспитания подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

I. 3. Психологические механизмы социализации в семье . . . . . . . .10

I. 4. Типы семей, их роль в формировании подростка . . . . . . . . . . 18

Глава II. Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

  II. 1.Описание процедуры проведения исследования. . . . . . . . . .  24

  II. 2. Анализ полученных результатов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

  II. 3. Выводы и рекомендации родителям подростка,  а также педагогам.. . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  35

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  37

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности  его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

   Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

    Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста. Поэтому тема курсовой работы звучит так «Влияние детско-родительских отношений на формирование подростка»

    Проблемами детей в подростковом возрасте занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники. Несомненно, проблемы подросткового возраста связаны с другими направлениями: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).

   Цель курсовой работы: определить, в какой мере гармоничное воспитание в семьи влияет на уровень агрессивности подростка и влияние родительских отношений на формирование личности.

   Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирование личности подростка;

- исследовать взаимоотношение в семьях подросткового возраста;

- определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень агрессивности подростка.

- провести качественный анализ полученных результатов

- предложить решение данной проблемы

    Объект – взаимоотношения родителей с подростками

    Предмет - влияние детско-родительских отношений на уровень агрессивности подростков.

   Гипотеза: при принятии подростками взглядов родителей на воспитание уровень агрессивности у лиц подросткового возраста значительно ниже, чем у тех  подростков, которые не понимают родительских установок.

  Методы исследования:

- на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, конкретизации, обобщения, сходства и различий;

- на эмпирическом уровне: наблюдение, анкетирование. В данной работе использовались следующие методики:  опросник «Выявление реакции развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» по А. Бассу и А. Дарки, изучение родительского отношения с подростками.

   База исследования: Ставропольский край. Новоселицкий район. с.Китаевское. МОУ СОШ № 3. В качестве испытуемых учащиеся 8 класса и их родители в количестве 8 человек.

Глава I Семья как важнейший институт социализации личности подростка

I. 1 Особенности развития личности в подростковом возрасте

 

 

     Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Этот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений».

  Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни  и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

    Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.

   Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом  и т.д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

    Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа  развития личности подростка. [1. с.121]

    Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

    Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э.Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание  подростком своей индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена  с позиции пубертатна. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатном Ш. Бюлер выделила психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.

  Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.

   Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности,  изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.

  Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» – сознательное переживание прекрасного. При благоприятный условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».

  Ключевой проблемой этого периода Выгодский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил  «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту  дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному рискованному, героическому).

    О явление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.

    Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младшим подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

  Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно,  и  сферу  его  интересов  и  мотивов поведения.

    Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка,  формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

   Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в мотивационной сфере.

  Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.

    Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Которая могла бы помочь подростку в разрешении  противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]

  Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

  Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. характеристику негативной фазы психической пубертатности.

    Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

    Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны

родителей и взрослых. Однако далеко не всегда  эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится несколько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией в качестве  специфически  подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

  Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.

  Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола; 4) развитие  интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни.[1/125-125]

 

 

 

 

 

 

              I. 2 Влияние семьи на воспитание подростка

 

 

  Сегодня воспитывать подростка в семье очень трудно. Ведь большую часть времени они находятся под влиянием других людей: школьных учителей, сверстников, соседей, телеведущих развлекательных программ. В этом, на наш взгляд, кроется одна из важнейших причин всех трудностей.

Информация о работе Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков