Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить, в какой мере гармоничное воспитание в семьи влияет на уровень агрессивности подростка и влияние родительских отношений на формирование личности.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирование личности подростка;
- исследовать взаимоотношение в семьях подросткового возраста;
- определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень агрессивности подростка.
- провести качественный анализ полученных результатов
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Глава I Семья как важнейший институт социализации личности подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. 1. Особенности развития личности в подростковом возрасте. . . .3
I. 2. Влияние семьи на воспитания подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I. 3. Психологические механизмы социализации в семье . . . . . . . .10
I. 4. Типы семей, их роль в формировании подростка . . . . . . . . . . 18
Глава II. Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
II. 1.Описание процедуры проведения исследования. . . . . . . . . . 24
II. 2. Анализ полученных результатов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
II. 3. Выводы и рекомендации родителям подростка, а также педагогам.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Второй – средний – ребенок характеризуется абмициозностью. Он постоянно старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и зависти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги. Самый младший ребенок – ребенок «испорченный». Он, вслед за старшим, имеет наибольшие шансы стать ребенком с проблемами, а позже – невротичным и неадаптированным взрослым. [15. с. 149-150
Глава II. Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков
II. 1. Описание процедуры проведения исследования
Процедура проведения исследования состояла из следующих этапов:
- На первом этапе осуществлялась постановка задач данного исследования и анализ доступной информации по данной проблеме.
- На втором этапе сформировалась гипотеза, разрабатывался план, который включал в себя выбор объекта, уточнялся предмет исследования, а также порядок проведения методик.
- На третьем этапе осуществлялось само исследование, результаты обрабатывались. Выдвинутая гипотеза проверялась на достоверность.
Исследования проводились с помощью:
1.Опросника «Выявление реакции развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий» по А. Бассу и А. Дарки, который предназначен для выявления агрессивности подростков. Опросник состоял из пяти шкал, который позволял анализировать полученные результаты теста опросника, который позволил определить взаимоотношения родителей с подростками.
Проявление агрессии всё больше является проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это "более" или "менее"? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий "агрессии" и "агрессивности". Педагогов очень заинтересовала проблема повышения уровня агрессивности
у детей подросткового возраста. Для этого было выбрана группа детей, которые заполняли опросник Басса-Дарки на выявление агрессивности. Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врождённую реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Формм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Малер, Дуб, Доллард). Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна определенной степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, комфортности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на созидательную кооперацию и т.д. сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивности и агрессии не является жёсткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренности" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, т.е ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: Первый - мотивационная агрессия, как сама ценность, второй инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться под контролям сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность) практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Даркин. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил понятия "агрессии" и "враждебность" и определил последнюю, как "... реакцию развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакции:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2. Косвенная - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7. Вербальная агрессия - выражения негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые ученики 8 класса отвечали "да" или "нет". (см. Приложение 1)
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.
Ответ оценивается по восьми шкалам, следующим образом:
Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
"нет" = 1, "да" = 0: 9,17
Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19,27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" = 1, "да" = 0: 26,49
Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 29, 27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69
Негативизм:
"да"0 = 1, "нет" = 0: 4 , 12, 20, 28
"нет" = 1, "да" = 0: 36
Обида:
"да" = 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29. 37, 44, 51, 58
Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52 ,59
"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74, 75
Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32 , 40, 47, 54, 61, 67 [8. 167-172]
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности
(прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1,3,7. Нормой является величина её индекса, равная 21+-4, а враждебности - 6,5 - 7+-3. при этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности
Изучение родительского отношения с подростками.
Материалом для опросника послужили данные опроса 20 родителей психически здоровых детей от 13 до 15 лет, обратившихся за помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при школе где обучаются их дети. Было выделено две группы: контрольная – родители, не нуждающиеся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком – субъективно благополучные; и экспериментальные – родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей. Все родители – жители с. Китаевского более половины с высшим образованием.
В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам: симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленное инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, доминирование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкальной принадлежности совпадали.
Для выявления отношения родителей с подростками, им предстояло ответить на ряд вопросов.( Приложение 1)
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятии понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Ключ
Шкала 1. Принятие-отвержение. 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26,
27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 1,60.
Шкала 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34,
35, 36.
Шкала 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Шкала 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Шкала 5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как
отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.(Приложение 1)
Фамилия Имя испытуемого | Оценки ответов испытуемых на реакцию | |||||||
Физическая | Косвенная | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная | Чувство вины | |
Савельева Алена |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Карманович Олег |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
+ |
Новиков Валик |
- |
+ - |
+ |
+ - |
- |
- |
+ - |
+ |
Тукай Александр |
+ - |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Сватко Александр |
+ |
+ - |
+ |
- |
+ - |
- |
+ - |
+ |
Ермалович Евгений |
+ - |
- |
- |
+ - |
- |
+ - |
- |
+ |
Короблева Валерия |
+ - |
+ - |
+ - |
- |
+ - |
+ - |
+ - |
+ - |
Медяк Сергей |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
II. 2 Анализ полученных результатов
При анализе теста Басса-Дарки выявилось, что у Савельевой Алёны форма агрессивности наиболее проявляется через физическую и вербальную агрессию.
Это использование физической силы против другого лица и при этом это проявляется через выражение негативных чувств как через крик, визг, так через содержание словесных ответов. Также присуще подозрительность, что проявляется в осторожности по отношению к людям и в какой-то мере чувство вины в том, что она поступает плохо и при этом ощущает угрызение совести. Остальные виды реакции выражены очень слабо, что показывает на то, что Алёна более стойкая к вспыльчивости и грубости, нету зависти и ненависти к окружающим. Немного только ощущается сопротивление против установленных обычаев и законов.
Карманович О., ей наиболее присуще чувство вины, что показывает на её возможное убеждение в том, что она поступает плохо, при этом ощущает угрызение совести. Также хорошо выявлена подозрительность по отношению к окружающим людям и то, что они делают что-то плохое по отношению к ней. Более выражена обида, тем самым показывает, что Ольга чувствует ненависть к людям за их некоторые действия. Остальные реакции выражены слабо, что позволяет считать Ольгу более стойкой к негативным чувствам, к физической, вербальной и косвенной агрессии.
Новик Валик. У Валика наиболее проявляется раздражение, что показывает ан его готовность к проявлению чувств при малейшем возбуждении и также выражено чувство вины. Другие реакции менее выражены, это показывает, что он практически не применяет физической силы против другого лица. Нет зависти и ненависти к окружающим людям. Также косвенная вербальная агрессия и негативизм слабо выражены.
Тукай Александр. У него виды реакций выражены не сильно. Выделяется только негативизм, проявляется в оппозиционной манере поведения, использование физической силы против другого лица применяется в исключительных случаях. Выражено также чувство вины. По остальным видам более стойкий к агрессии.
Сватко Александр. У Александра более выражено чувство вины, его возможное убеждение в том, что поступает зло и ощущает угрызение совести при этом. Проявляется также раздражительность и физическая агрессия. Косвенная, вербальная агрессия и обида выражена не сильно. Это показывает, что Александр не испытывает практически ненависти и зависти к людям, и выражение негативных чувств проявляется не через крик, а более через словесные ответы.
У Ермаловича Евгения виды реакций более выражены. Особенно чувство вины и негативизм, что выражает возможное убеждение о его плохих поступках, а так же оппозиционное манера в поведении. Немного проявляется физическая агрессия, подозрительность по отношению к людям и так же готовность к проявлению негативных чувств при возбуждении.
Информация о работе Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков