Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- провезти теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного развития.
- рассмотреть понятие о возрастных кризисах развития.
- изучить психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет.
- рассмотреть социальные факторы преодоления возрастного кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного
развития………………………………………………………………………………..…5
1. 1. Понятие о возрастных кризисах развития………………………………………...5
1. 2. Психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет…………...…9
1. 3. Проблемы изучения индивидуальных вариантов проявления у детей
кризиса 3 лет…………………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное изучение индивидуальных вариантов проявления у
детей кризиса 3 лет……………………………………………………………………..23
2. 1. Цель, задачи и организация исследования………………………………………23
2. 2. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………………26
2. 3. Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для
позитивного переживания кризиса 3 лет……………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Заключение

В начале нашего исследования нами была поставлена цель - Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет.

Подводя итоги исследования, отметим, что к особенностям развития ребенка в возрасте 3-х лет мы может  отнести следующее:

- этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

- к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

- особенностями развития речи трехлетнего ребенка является  начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

- ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

- складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности;

Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3х лет заключается в том, что ребенок пытается  установить новые,  более высокие  формы  отношения с  окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.

В начале исследования мы выдвинули гипотезу, которая заключается в следующем: успешность переживания кризиса 3-х лет связано с воспитательной стратегией родителей. В ходе эмпирического исследования, которое заключалось в наблюдении за детьми и взаимодействием с родителями, беседе с родителями и беседе с педагогами мы подтвердили нашу гипотезу. На первом этапе исследования мы выделили 7 групп детей соответственно классификации стратегий воспитания родителей. На втором, третьем и четвертом этапе исследования мы выявили различия в протекании кризиса трех лет у детей в разных группах, что позволило подтвердить гипотезу.

В третьем параграфе второй главы мы привели практические рекомендации по купированию отдельных поведенческих признаков кризиса 3х лет, краткая характеристика которых сводиться к следующему:

1. Выработать правильную линию поведения

2. Установить твердые и четкие запреты

3. Следить за своим поведением

4. Для сглаживания поведенческих признаков кризиса использовать игру или попробовать отвлечь ребенка на нейтральные предметы или явления

5. В разумных рамках предоставить ребенку самостоятельность

6. Разговаривать с ребенком как с равным человеком, мнение которого вам интересно.

7. Любить ребенка и показывать как он вам дорог в любой ситуации.

Так же были разработаны рекомендации для родителей придерживающих разных воспитательных стратегий, рассмотрены два конкретных случая проявления признаков кризиса 3х лет и даны конкретные практические рекомендации родителям.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута,  а так же доказана гипотеза исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.:, 2009. - 67с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 352 с.
  3. Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2009. - 76-90 с.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. – М.: 2009 г. – 26 – 38 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.Михальчик. - М.: Педагогика, 2010. – 256с.
  6. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 2011. – 145 – 150 с.
  7. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста  Л.Н. Галигузова, И.А. Мещерякова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 301с.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?//. – М.: Сфера. 2011, - 300с.
  9. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. / Грановская, 2-е изд.— Л.: ​Изд-во Ленинградского университет. 2008, - 560с.
  10. Детская практическая психология: учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2010. — 255 с.
  11. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до  трех лет. / В. Ильина. -  – М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2009, – 432с.
  12. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2011. —480 с.
  13. Люблинская А.А. Детская психология. / А.А. Любинская - М.: Педагогика. 2011, - 415с.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина.  - М.: Изд. Академия. 2008, – 456 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

1. Что нового Вы наблюдаете в поведении Ваших детей, по сравнению с тем, что было раньше?

2. Что в поведении Вашего ребенка Вас радует (огорчает)?

3. Испытываете ли Вы трудности во взаимодействиях с детьми, если да, то какие и как Вы их пытаетесь преодолевать?

4. Что из того нового, что Вы наблюдаете в поведении детей, Вы хотели бы закрепить в его характере и от чего Вы считаете необходимо его отучить?

5. Понимаете ли Вы причины возникших у Вас разногласий с ребенком?

6. Можете ли Вы контролировать поведение ребенка или это представляется Вам невозможным по таким причинам как: а) непонятно как реагировать на его поведение, б) исчерпаны все средства ранее помогавшие, а теперь не действующие.

7. Наблюдаете ли Вы чрезмерную, повышенную эмоциональную реакцию ребенка на те меры воздействия, которые раньше оставлял его спокойным?

8. Какова частота замеченных Вами новых форм поведения ребенка; являются ли они постоянными, проявляясь в самых разных ситуациях, или встречаются только в отдельных случаях?

9. Появляются ли новые, неожиданные формы поведения детей только во взаимоотношениях с Вами или они возможны во взаимоотношениях ребенка с другими членами семьи, с посторонними людьми, с ровесниками, детьми разных возрастов?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 1 Частота, распространенность и условная значимость
симптомов кризиса 3 лет.

Группы

Симптомы

Частота симптома (ЧС)

Распространенность симптома (РС)

Значимость симптома (в усл. баллах)

1.

1.     Острая аффективная реакция на критику

51

100

504

2.     Игра с воображаемым объектом

55

94

462

3.     Негативизм

47

98

448,5

4.     Настойчивость в деятельности

75

84

432

5.     Острое переживание успеха в деятельности

46

96

429

6.     Предвидение конечного результата в деятельности

67

80

379,5

7.     Стремление к самостоятельности

43

80

297

2.

8.     Своеволие

28

86

256,5

9.     Острая потребность в оценке взрослого

26

88

230

10.   Корыстное фантазирование

35

74

224

11.   Упреждение реакции взрослого на свои действия

26

68

149,5

12.   Демонстративное выражение чувства

28

60

135

 

13.   Избегание наказания с помощью вымысла

25

62

110

14.   Сопереживание настроению близких взрослых

39

50

102

3.

15.   Злопамятность

34

48

75

16.   Острое переживание неуспеха в деятельности

23

58

67,5

17.   Зависимость от собственных фантазий

21

64

60

18.   Хвастовство несуществующими достижениями

10

78

45

19.   Бескорыстное фантазирование

23

38

36

20.   Намеренная амбивалентность поведения

18

54

32

21.   Фантастическая мотивировка отказа взрослому

23

38

22,5

22.   Согласование намерений с интересами окружающих

6

54

14

23.   Внеситуативное отношение к малознакомым взрослым

22

28

6

24.   Хитрость, изворотливость
 

5

34

3

Примечание: ЧС — число зафиксированных в поведении 9 детей случаев, когда симптом отмечался в поведении. РС — количество детей, у которых симптом отмечался в поведении в %.

 

3

 



Информация о работе Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет