Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- провезти теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного развития.
- рассмотреть понятие о возрастных кризисах развития.
- изучить психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет.
- рассмотреть социальные факторы преодоления возрастного кризиса.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного
развития………………………………………………………………………………..…5
1. 1. Понятие о возрастных кризисах развития………………………………………...5
1. 2. Психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет…………...…9
1. 3. Проблемы изучения индивидуальных вариантов проявления у детей
кризиса 3 лет…………………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное изучение индивидуальных вариантов проявления у
детей кризиса 3 лет……………………………………………………………………..23
2. 1. Цель, задачи и организация исследования………………………………………23
2. 2. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………………26
2. 3. Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для
позитивного переживания кризиса 3 лет……………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...57
Заключение
В начале нашего исследования нами была поставлена цель - Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет.
Подводя итоги исследования, отметим, что к особенностям развития ребенка в возрасте 3-х лет мы может отнести следующее:
- этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;
- к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;
- особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;
- ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;
- складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности;
Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3х лет заключается в том, что ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.
В начале исследования мы выдвинули гипотезу, которая заключается в следующем: успешность переживания кризиса 3-х лет связано с воспитательной стратегией родителей. В ходе эмпирического исследования, которое заключалось в наблюдении за детьми и взаимодействием с родителями, беседе с родителями и беседе с педагогами мы подтвердили нашу гипотезу. На первом этапе исследования мы выделили 7 групп детей соответственно классификации стратегий воспитания родителей. На втором, третьем и четвертом этапе исследования мы выявили различия в протекании кризиса трех лет у детей в разных группах, что позволило подтвердить гипотезу.
В третьем параграфе второй главы мы привели практические рекомендации по купированию отдельных поведенческих признаков кризиса 3х лет, краткая характеристика которых сводиться к следующему:
1. Выработать правильную линию поведения
2. Установить твердые и четкие запреты
3. Следить за своим поведением
4. Для сглаживания поведенческих признаков кризиса использовать игру или попробовать отвлечь ребенка на нейтральные предметы или явления
5. В разумных рамках предоставить ребенку самостоятельность
6. Разговаривать с ребенком как с равным человеком, мнение которого вам интересно.
7. Любить ребенка и показывать как он вам дорог в любой ситуации.
Так же были разработаны рекомендации для родителей придерживающих разных воспитательных стратегий, рассмотрены два конкретных случая проявления признаков кризиса 3х лет и даны конкретные практические рекомендации родителям.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что поставленная в начале исследования цель достигнута, а так же доказана гипотеза исследования.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
1. Что нового Вы наблюдаете в поведении Ваших детей, по сравнению с тем, что было раньше?
2. Что в поведении Вашего ребенка Вас радует (огорчает)?
3. Испытываете ли Вы трудности во взаимодействиях с детьми, если да, то какие и как Вы их пытаетесь преодолевать?
4. Что из того нового, что Вы наблюдаете в поведении детей, Вы хотели бы закрепить в его характере и от чего Вы считаете необходимо его отучить?
5. Понимаете ли Вы причины возникших у Вас разногласий с ребенком?
6. Можете ли Вы контролировать поведение ребенка или это представляется Вам невозможным по таким причинам как: а) непонятно как реагировать на его поведение, б) исчерпаны все средства ранее помогавшие, а теперь не действующие.
7. Наблюдаете ли Вы чрезмерную, повышенную эмоциональную реакцию ребенка на те меры воздействия, которые раньше оставлял его спокойным?
8. Какова частота замеченных Вами новых форм поведения ребенка; являются ли они постоянными, проявляясь в самых разных ситуациях, или встречаются только в отдельных случаях?
9. Появляются ли новые, неожиданные формы поведения детей только во взаимоотношениях с Вами или они возможны во взаимоотношениях ребенка с другими членами семьи, с посторонними людьми, с ровесниками, детьми разных возрастов?
Приложение 2
Таблица 1 Частота, распространенность и условная значимость
симптомов кризиса 3 лет.
Группы | Симптомы | Частота симптома (ЧС) | Распространенность симптома (РС) | Значимость симптома (в усл. баллах) | |||
1. | 1. Острая аффективная реакция на критику | 51 | 100 | 504 | |||
2. Игра с воображаемым объектом | 55 | 94 | 462 | ||||
3. Негативизм | 47 | 98 | 448,5 | ||||
4. Настойчивость в деятельности | 75 | 84 | 432 | ||||
5. Острое переживание успеха в деятельности | 46 | 96 | 429 | ||||
6. Предвидение конечного результата в деятельности | 67 | 80 | 379,5 | ||||
7. Стремление к самостоятельности | 43 | 80 | 297 | ||||
2. | 8. Своеволие | 28 | 86 | 256,5 | |||
9. Острая потребность в оценке взрослого | 26 | 88 | 230 | ||||
10. Корыстное фантазирование | 35 | 74 | 224 | ||||
11. Упреждение реакции взрослого на свои действия | 26 | 68 | 149,5 | ||||
12. Демонстративное выражение чувства | 28 | 60 | 135 | ||||
| 13. Избегание наказания с помощью вымысла | 25 | 62 | 110 | |||
14. Сопереживание настроению близких взрослых | 39 | 50 | 102 | ||||
3. | 15. Злопамятность | 34 | 48 | 75 | |||
16. Острое переживание неуспеха в деятельности | 23 | 58 | 67,5 | ||||
17. Зависимость от собственных фантазий | 21 | 64 | 60 | ||||
18. Хвастовство несуществующими достижениями | 10 | 78 | 45 | ||||
19. Бескорыстное фантазирование | 23 | 38 | 36 | ||||
20. Намеренная амбивалентность поведения | 18 | 54 | 32 | ||||
21. Фантастическая мотивировка отказа взрослому | 23 | 38 | 22,5 | ||||
22. Согласование намерений с интересами окружающих | 6 | 54 | 14 | ||||
23. Внеситуативное отношение к малознакомым взрослым | 22 | 28 | 6 | ||||
24. Хитрость, изворотливость | 5 | 34 | 3 |
Примечание: ЧС — число зафиксированных в поведении 9 детей случаев, когда симптом отмечался в поведении. РС — количество детей, у которых симптом отмечался в поведении в %.
3
Информация о работе Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет