Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Изменение, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

Выпускная квалификационная работа

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ

 

Введение

Изменение, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д.

У родителей существует ложное мнение о том, что главным воспитателем детей является школа, а в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сферы. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, отрицательный пример, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

Непросто найти ответы на эти и еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией профилактической и социальной работы с группой таких детей. На эти вопросы пытаются ответить многие педагоги и психологи: Г.Г.Аракелова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, М.И. Рожкова, В.Г. Степанов и др. Как известно, в нашем обществе, в последнее время, педагогами совместно с другими специалистами проводилась не социально-педагогическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получил за тот или иной поступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Работа социального педагога может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно - карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: формы и методы работа социального педагога с трудными школьниками.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность использования методов и приемов работы социального педагога с трудными подростками.

Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, мы определили следующую гипотезу исследования: деятельность социального педагога с трудными подростками будет наиболее продуктивна, если:

1) четко определены формы и  методы социально-педагогической  деятельности;

2) изучены причины отклонений  в поведении трудных учащихся;

3) определены особенности личности  трудных школьников.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

- определить сущность понятия  трудный подросток, и его составляющие;

- уточнить причины и личностные  особенности трудных школьников;

- определить методы и приемы  работы социального педагога  с трудными детьми.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.

 

Глава 1. Проблемы трудных подростков

1.1 Особенности личности  трудных школьников

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети?

Термин «трудный подросток» в настоящее время используется широко и многозначно. Интересно проследить его определение в контексте идей передовых ученых.

Из последних работ российских ученых, занимающихся рассмотрением вопросов о развитии, воспитании и обучении трудных подростков, очень интересное мнение предлагает РожковаМ.И., утверждая, что трудные это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм (23, с.6) .

Несомненный интерес для нас представляет мнение Г.Г.Аракеловой, которая считает, что термин «трудный подросток» - один из самых неопределенных в психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности скрыта, предполагает, что всякий подросток - трудный, и для себя и для других. Также трудный подросток - это тот, кто, не сумел благополучно преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, это подросток, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят, прежде всего, детей с асоциальным поведением, не желающих учиться или работать, нарушающих социалистическую законность. (1, с.22)

Большое внимание в своих исследованиях определению сущности термина трудные дети уделяла ВасильковаГ.А.. Она предлагает следующее определение: трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены (8, с.357). В дополнение ей М.А.Галагузова замечает, что трудными или трудновоспитуемыми называют подростка, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения (6, с.214).

Примерно с этих же позиций к определению трудных подростков подходят БордовскаяН.В., РеанА.А., считая их «ершистыми», беспокойными учениками, которые не могут усидеть на занятиях, молча, пассивно реагировать на замечания учителей и неизменно вступают в пререкания с ними (3, с.164).

Отечественные психологи к трудным относят детей, которые доставляют, учителям наибольшее беспокойство (БезрукихМ.М., Ефимова С.П.). Это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности (Крутецкий В.А.). Термин «трудный» - не значит «плохой», «испорченный», негодный или тем более «безнадежный». «Трудный» - это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании (20, с. 249).

М. Раттер отмечал, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи, и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де. Винтер говорит о том, что в 1970-х до 1990-х и гг. количество детей этой группы росло неуклонно, и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет(22).

Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы, так гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным, к ним же относят школьников, которых иногда называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными, или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся или предпреступным поведением. Во всех этих случаях речь идет о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и, которые плохо поддаются и, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие учащиеся составляют «группы риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушения. Если, говоря о детях с отклонением от медицинской нормы, то мы должны иметь в виду границы между право сообразным и криминальным поведением.

В школе обычно имеются сведения о трудновоспитуемых детях в первую очередь о тех, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. В настоящее время большинство таких запросов касается детей, которых подозревают в токсикомании подростков, склонных к наркомании и алкоголизму. Мотивом этого может быть любопытство. Желание испытать новые «острые» ощущения или узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток с выраженными трудностями и неформальным общением употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Другим мотивом бывает нежелание отставать от компании сверстника, если в ней принято употреблять алкоголь, токсические или наркотические вещества(21).

В настоящее время в психологии и педагогике нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода в диагностике и коррекции его поведения и личностного развития, поэтому, проведя обстоятельный анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрим структуру личности трудного ребенка.

Согласно взглядам известного психолога К.К. Платонова, личность представляет собой единство четырех психологических подструктур.

Первая, или низшая, из них объединяет свойства личности. Они больше зависят от физиологических особенностей мозга и нервной системы, чем от социальных влияний на человека, поэтому данную подструктуру называют биологически обусловленной. Свойства личности, входящие в эту подструктуру практически не поддаются «переделке».

Вторая подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психологических процессов - памяти, воли, эмоций, ощущений, восприятия и мышления. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре еще достаточно велико. Она формируется путем упражнений,

Еще выше располагается подструктура опыта. Она включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные на основании личного опыта, путем обучения. Социальное здесь уже значительно преобладает над биологическим.

Следующая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Свойства личности, входящие в эту подструктуру не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Подструктура социально обусловлена и формируется путем воспитания; она включает в себя желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения.

Первые две подструктуры определяют психобиологические особенности личности, а две последующие - ее социально-психологические особенности(20).

Как известно, психологические особенности личности мало влияют на выбор тех или иных поступков. Обладатель любого типа нервной системы может стать как правонарушителем, так и полезным членом общества. Извращение нравственного развития личности связано не с индивидуальными особенностями ее темперамента или мышления, а с несоответствием между ними и внешними условиями, в которых происходит развитие человека.

Если особенности возраста, пола, физического развития, темперамента учитываются в процессе обучения и воспитания детей, то это, по утверждению К.К. Платонова, положительно влияет на их нравственное формирование. Если же воспитатели не учитывают этих особенностей или действуют вопреки им, это приведет к неблагоприятным результатам.

Решающую роль в выборе линии поведения играют не столько биологически, сколько социально обусловленные качества личности.

Почти все исследователи утверждают, что наиболее характерной особенностью направленности личности трудных школьников является эгоизм. Учитель должен сосредоточить свою деятельность на повышении нравственной устойчивости подростка, помочь ему отличать нравственное от безнравственного, выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях(21).

Ведущими мотивами поведения у школьников с эгоистической направленностью становятся их собственные желания, прихоти, капризы. Дети стремятся их удовлетворять любыми путями, не считаясь с требованиями окружающих, не останавливаясь перед нарушением норм морали и права. Они ищут удовольствий и развлечений, ведут праздный образ жизни, проявляют нездоровые интересы и потребности, которые стараются скрыть от родителей и педагогов. В их среде высоко ценятся поступки, которые свидетельствуют якобы о «смелости», «ловкости», «независимости», «верности другу», а в действительности являются хулиганством и правонарушениями(16).

Школьники с эгоистической направленностью личности, по мнению Плиннер Я.Г.и Бухвалов В.А., несамокритично относятся к своему поведению и недостаткам, оценивают других людей в зависимости от их отношения к ним. Они оправдывают любые свои действия, обвиняют в своих поступках кого угодно, только не себя. У них не развито чувство долга, они нечестны и безответственны, не имеют нравственного идеала. Быть вежливым для них означает унижаться, грубость они считают проявлением независимости, а наглость, браваду, безрассудный риск принимают за смелость. Упрямство они путают с настойчивостью, силу - с мужественностью, требовательность расценивают как придирчивость, бережливость считают скупостью, а сострадание, милосердие - признаком слабости. Они восторгаются теми людьми, у которых физическая сила и наглость преобладают над другими качествами. Трудные дети склонны подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Негативное влияние на развитие личности этих ребят оказывает распространенное ранее стихийно-групповое общение(22).

Отличие большинства трудных школьников от своих сверстников по особенностям интеллектуального и эмоционально-волевого развития, как считают Невский И.А., Степанов В.Г.., не имеет ничего общего с отсутствием у них соответствующих способностей, не связано с врожденной умственной неполноценностью. Оно обусловлено недостаточным развитием психических качеств, образующих познавательные способности (такие, как внимание, абстрактное мышление, память и др.) из-за того, что данные качества своевременно не подверглись упражнениям и тренировке. Это различие выражается в неумении логически мыслить, предвидеть последствия собственных поступков, а также в низкой познавательной активности, в отсутствии интереса к научным и общественно-политическим проблемам, к вопросам истории, духовной культуры. Детей интересуют лишь чисто житейские проблемы. Утилитарные, житейские интересы преобладают у них над познавательными и общекультурными интересами. Праздный образ жизни не способствует развитию трудолюбия, является причиной неумения преодолевать трудности. Большинство трудных детей в действительности предпочитает безделье любой серьезной работе.

Информация о работе Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам