Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Изменение, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

У здоровых учащихся определяем, какие именно факторы влияют на нравственное становление личности конкретного школьника отрицательно, а какие - положительно. Для этого следует использовать определенные методы сбора информации. К ним относятся: беседы, наблюдения, анкетирование, изучение школьной документации и др.

Анализ информации позволяет избежать субъективизма, и установить реальные, а не кажущиеся, причины отклонений в поведении. Нельзя надеяться на успех в работе по исправлению трудного школьника, не выяснив предварительно условия его жизни и воспитания в семье, не установив, с кем он дружит, где и как проводит свободное время, с какими трудностями встречается в учебе, не выяснив характер его взаимоотношений с педагогами и коллективом класса, особенности его личности (Приложение 2).

Далее продумываем план учебно-воспитательной работы с трудными школьниками, который во многом определяет успех в их перевоспитании. В таком плане различают два аспекта, взаимно дополняющие друг друга.

Во-первых, мероприятия, рассчитанные на всех трудных учеников школы. Во-вторых, индивидуальная работа с каждым из таких школьников. Первый аспект воплощается в общешкольном плане, а второй - в планах классных руководителей и воспитателей. План педагогической коррекции должен дать ответ на три вопроса: что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности); как это устранить (как проанализировать учебу школьника, побудить его к изменению характера отношений с теми, кто способен дурно повлиять на его поведение, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь, и т.д.), кому и что надо делать (распределение обязанностей между воспитателями, установление сроков, меры контроля за эффективностью работы). Ответ на эти вопросы план дает в виде перечня целей и задач на определенный период, с указанием путей и средств их достижения (Приложение 3).

В общешкольном плане предусматриваем меры, направленные на выявление трудных; мероприятия по формированию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся; взаимодействие педагогов с органами самоуправления школьников, со внешкольными учреждениями, с учреждениями культуры и спортивными организациями; изучение передового опыта и научных рекомендаций по проблеме перевоспитания школьников с отклонениями в поведении.

План индивидуальной работы включает в себя следующие разделы: определение конкретных недостатков и объективных трудностей воспитания данного ученика в семье и школе; анализ нравственных и психологических особенностей его личности; выявление имеющихся у него положительных интересов и увлечений; перечень путей и средств формирования положительных качеств личности (указать, каких именно) и организации социально ценного жизненного опыта; изложение конкретных мер по устранению или нейтрализации выявленных отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения. Важно, чтобы все планируемые мероприятия представляли собой определенную систему, продолжали и дополняли одно другое, не носили случайного характера, не противоречили деятельности других воспитывающих звеньев.

Известно, что перевоспитание трудного школьника происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Основными видами деятельности для детей школьного возраста является учебная, трудовая, а также деятельность по интересам.

Учеба - ведущий вид деятельности учащихся, а также основная их обязанность. Поэтому нормализация учебы трудных школьников имеет огромное значение для их перевоспитания. Воспитательные мероприятия с трудными детьми преследуют, по сути дела, одну главную задачу: вернуть их школе, возродить у них интерес к учению, нормализовать учебную деятельность. Без решения этой задачи трудно добиться успехов и в перевоспитании школьника.

Кроме нормализации учебной деятельности широкие возможности для перевоспитания открывает внеклассная и внешкольная работа. Подавляющее большинство трудных (до 90%) относится к учебе отрицательно, систематически не успевают по ряду предметов.

На первом этапе перевоспитания главное - это привлечь их к такому занятию, которое отучило бы их от бесцельного времяпрепровождения, позволило бы обрести уверенность в себе и получить признание окружающих людей. Позже на этой основе удается нормализовать их учебу.

Большие возможности для перевоспитания открывают деятельность по интересам, занятия ребят техникой, искусством, спортом, художественной самодеятельностью, играми. Благодаря этому удается рационально организовать свободное время учеников, переориентировать их интересы с отрицательных на положительные. Полезны любые виды положительной деятельности (например, коллекционирование, забота о животных, занятия спортом и др.). подросток социальный педагог проблемный

Успехи в деятельности по интересам позволяют трудным детям завоевать признание одноклассников и педагогов, способствуют развитию у них уверенности в своих способностях и возникновению самоуважения, что может послужить основой для исправления.

Целесообразно привлекать педагогически запущенных школьников к организации общих дел класса. Польза общественной работы широко известна. Именно в рамках общественной работы можно улучшить характер межличностных отношений трудных учеников с товарищами по учебе, изменить направленность их личности с эгоистической на коллективистскую. Вовлечь трудных детей в общественную работу непросто. Им необходимы такие разовые или постоянные общественные поручения, в процессе выполнения которых они смогут проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих (в качестве не только простого исполнителя, но и активного организатора). Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.

Успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах. Совместная деятельность создает условия для возникновения дружеских связей трудных подростков с положительно характеризующимися сверстниками и взрослыми, что избавляет их от ощущения одиночества, ненужности людям, и способствует исправлению и перевоспитанию.

Итак, целенаправленное систематическое использование разнообразных методов и приемов социальной работы с трудными школьниками позволяет добиться положительных результатов в формировании у них положительных морально-волевых качеств: ответственности за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.

 

Заключение

Теоретическое и практическое исследование использования разнообразных методов и приемов в социальной работе с трудными школьниками позволяет сделать выводы:

- критической точкой в  процессе негативного изменения  личности трудного школьника  является тот момент, когда он  теряет психологическую позицию  ученика, когда у него начинает  преобладать отрицательное отношение  к учению и высвобождается  много времени. Вместо учебы он  активизирует общение с такими  же педагогически запущенными  подростками за пределами школы, попадает под влияние группы  и катится по наклонной вниз, от дисциплинарных проступков  и безнравственных действий к мелким правонарушениям, а затем - и к уголовным преступлениям.

- трудные школьники отличаются  повышенной эмоциональностью и  обостренным самолюбием. Они болезненно  реагируют на действия педагогов, унижающие их или выставляющие  их в смешном виде, доказывающие  их несостоятельность или оскорбляющие  их достоинство. Это вызывает  у детей протест, который проявляется  иной раз в виде грубых нарушений  дисциплины и порядка.

- в результате комбинации недостатков семейного и школьного воспитания с отрицательным влиянием стихийно-группового общения педагогическая запущенность переходит в социальную, а от дисциплинарных и моральных проступков подростки переходят сначала к мелким правонарушениям, а потом - и к уголовным преступлениям.

- в социальной работе с трудными школьниками применяются созидающие и тормозящие методы, и приемы, способствующие развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.

- целенаправленное систематическое  использование разнообразных методов  и приемов социальной работы  с трудными школьниками позволяет  добиться положительных результатов  в формировании у них положительных  морально-волевых качеств: ответственности  за свои поступки, товарищество  и коллективизм, самодисциплину, навыки  подчинения сознательной дисциплине.

 

Литература

Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. М..1986. - 448с.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя /Н.П. Аникеева. - Новосибирск: ТОО "Литера", 1999. - 215 с.

Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющихся поведения школьников /С.А. Бабаев. - М., 1993.

Величева С.А. Этот «опасный возраст». М., 1982. - 96с.

Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -- М., 1996.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк/ Л.С. Выготский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 67 с.

Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков /А.Д. Гонеев. - Курск, 1998.

ГонеевА.Д. Основы социальной педагогики /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. -- М., 1988.

Зюбин Л.М. Учебно- воспитательная работа с трудными учащимися. -- М., 1982.

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М., 1982,-191с.

Ингеркамп К.Х. Педагогическая диагностика: (Зарубежная педагогика и школа) /К.Х. Ингеркамп. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - 224 с.

Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - 224 с.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1970. - 175 с.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения в 2 .-Т. 1-397 с.; Т. 2-320 с. М., 1977.

Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984. - 96с.

Невский И.А. Трудный успех: без «трудных» работать можно. М.,1981.-128с.

Раттер М. Помощь трудным детям. -- М. 1987.

Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии // Вестник психосоциальной и социально- реабилитационной работы. -- 1995. -- №4.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие /Е.И. Рогов. - М.,: Владос, 1996. - 529 с.

Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.,1983. -248с.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. -- М., 1987.

Стумбина Э.Я. и др. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Рига: Знание, 1985.

Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М., 1967. - 96с.

Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., 1983. - 143с.

Чтобы подросток не пошел по неверному пути// Сост. И.Жогла. - Рига: Звайгзне, 1985.

Шевченко С.Г. Социально - развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. М., 1999.

 


Информация о работе Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам