Индивидуальный подход социального педагога к трудным подросткам
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:01, реферат
Краткое описание
Изменение, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д.
Дефекты воли характеризуются избирательным
действием. Для достижения желаемой цели
дети могут проявить большую силу воли,
выдержку и настойчивость, изобретательность
и смекалку. А вот для преодоления даже
незначительных трудностей, связанных
с необходимостью, с исполнением обязанностей
или долга (выучить урок, соблюдать режим,
исполнить обещание, подчиниться требованиям
сознательной дисциплины) воли не хватает(21,26).
В эмоциональной сфере пестрота проявлений
зависит от различий между темпераментами.
Так, трудные школьники с холерическим темпераментом
- обычно вспыльчивые, импульсивные, грубые,
неадекватно реагирующие. Те, у кого сангвинический темперамент,
часто бывают злыми, жестокими, агрессивными,
сознательно стремятся причинить неприятности
окружающим. Меланхолики -
упрямые, обидчивые, замкнутые. Флегматики -
вялые, инертные, ко всему равнодушные,
не замечают, что от них страдают окружающие(16).
Общими для трудных детей являются две
особенности психобиологических подструктур
личности. Во-первых, преобладание в целом
эмоциональной сферы над рациональной,
и, во-вторых, преобладание отрицательных
эмоций и чувств (переживаний) над положительными.
Обобщая выше сказанное можно отметить,
что критической точкой в процессе негативного
изменения личности трудного школьника
является тот момент, когда он теряет психологическую
позицию ученика, когда у него начинает
преобладать отрицательное отношение
к учению и высвобождается много времени.
Вместо учебы он активизирует общение
с такими же педагогически запущенными
подростками за пределами школы, попадает
под влияние группы и катится по наклонной
вниз, от дисциплинарных проступков и
безнравственных действий к мелким правонарушениям,
а затем - и к уголовным преступлениям.
Так и происходит превращение педагогической
запущенности в социальную, хотя между
ними нет резкого качественного скачка.
Психологически этот процесс характеризуется
возникновением аморальной личности в
результате слияния воедино нездоровых
потребностей, эгоистических мотивов
и накопления отрицательного асоциального
опыта.
1.2 Причины отклонений
в поведении трудных учащихся
Поведение любого школьника
нельзя рассматривать вне его отношений
с окружающими людьми, ближайшим социальным
окружением - микросредой. Именно в микросреде
ребенок, подросток, юноша черпает весь
свой социальный и нравственный опыт,
на основе которого складываются взгляды,
убеждения, привычки, особенности поведения.
Нравственная деформация личности
школьника и отклонения в его поведении
являются следствием дефектов в системе
его взаимосвязей и отношений с микросредой.
Рассмотрим наиболее существенные
дефекты межличностных и деловых отношений,
с которыми учащийся сталкивается в семье,
на улице, в школе.
По мнению Плиннер Я.Г.и Бухвалова
В.А., причины и «механизм» отрицательного
влияния семьи на нравственное формирование
личности школьника неоднородны. В связи
с этим выделим основные факторы, которые
отрицательно сказываются на воспитании
детей в семье. Как известно, определяющую
роль в этом играет «нравственная позиция»
родителей. Ведь речь идет о наличии или
отсутствии в семье источников антиобщественных,
аморальных влияний и об общей нравственной
ориентации родителей, проявляющейся
в их повседневном поведении(22).
Данные ряда научных исследований
(8,16,18,21,22) свидетельствуют о том, что каждый
третий несовершеннолетний правонарушитель
воспитывался в такой семье, где он постоянно
сталкивался с резко отрицательными аспектами
поведения родителей - систематическими
пьянками, скандалами, развратом, проявлениями
жестокости, совершением взрослыми преступлений
и т.д. А две трети подростков-правонарушителей
воспитывались в семьях, в которых источники
отрицательного влияния носили скрытый
характер. Это связано с неблагоприятной
нравственно-психологической обстановкой,
обусловленной эгоизмом и потребительской
психологией родителей.
Именно отец и мать своими
поступками и своими образом жизни становятся
образцом поведения для своих детей. По
мнению великого физиолога И.П. Павлова,
у любого индивида стереотипы поведения
в детстве вырабатываются в основном с
помощью положительного примера(16). Именно
в семье ребенок усваивает определенные
представления о том, что в жизни - главное,
как себя вести в различных жизненных
ситуациях, как относиться к старшим и
младшим, к работе и отдыху. На базе общей
нравственной атмосферы в семье у детей
складывается определенное отношение
к моральным и правовым требованиям общества.
В семье, члены которой взаимно
уважают друг друга и заботятся друг о
друге, где взрослые имеют работу и любят
трудиться, где к окружающим относятся
с вниманием и сочувствием, как правило,
растет нравственно воспитанный человек.
Из семей, где повседневное поведение
взрослых носит антиобщественный характер,
выходит в 10 раз больше детей с отклонениями
в поведении, чем из семей первой группы(22).
В морально неблагополучной
семье у детей остается неудовлетворенной
одна из важнейших психологических потребностей
- потребность во внимании и любви со стороны
родителей. А.С. Макаренко называл состояние
психики детей, которые росли в семьях
с нездоровой обстановкой, «отсутствием
радости завтрашнего дня». Такие дети
особенно сильно стремятся к общению со
сверстниками и взрослыми вне семьи, что
в известной степени заменяет им нехватку
внимания, ласки и заботы со стороны родителей(20).
Однако, если это общение приобретает
нездоровый интерес, оно пагубным образом
отражается на моральном развитии и поведении
детей.
Важной стороной семейного
воспитания является и педагогическая
позиция родителей, так как в семьях, где
детям ни в чем не отказывают: покупают
все, что они просят, потакают любым капризам,
избавляют от домашних обязанностей, вырастают
не просто лодыри, не умеющие и не желающие
трудиться, а потребители, жаждущие все
новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув
к жизни за чужой счет, они и потом везде
ведут себя так, словно окружающие обязаны
выполнять их желания, ничего не требуя
взамен. Они стремятся удовлетворить собственные
прихоти любой ценой. В тех случаях, когда
родительские возможности оказываются
недостаточными для удовлетворения непрерывно
растущих запросов своих чад, те легко
пренебрегают установленными правилами
и нормами. Отсутствие привычки к разумному
самоограничению нередко толкает детей
на преступления, совершаемые под влиянием
мотивов и желаний чисто потребительского
характера(18).
Прямой противоположностью
указанной позиции является излишняя
суровость родителей по отношению к детям,
чрезмерное использование всевозможных
ограничений и запретов, наказания, унижающие
детей, оскорбляющие их человеческое достоинство.
Результаты: возникновение у детей неприязни
к родителям, выход детей из-под их влияния
и контроля, поступки, совершаемые «назло»
родителям, и, в конечном счете, устойчивые
отклонения в поведении(20). С вышеперечисленными
недостатками семейного воспитания нередко
сочетается самоограничение родителями
объема своих обязанностей как воспитателей.
Чаще всего это проявляется в виде безнадзорности,
то есть отсутствия контроля над тем, как
дети используют свое свободное время,
и над характером их дружеских связей.
Дети нуждаются в самостоятельности,
и родители должны заботиться об ее развитии
и проявлении. Воспитание подростка не
терпит назойливой опеки, но при этом родители
не должны полностью отрываться от его
жизни. Не контролируя жизнь подростка,
взрослые лишают себя возможности своевременно
помочь ему в трудную минуту.
Подросток, не ощущая контроля
над собой со стороны взрослых, испытывает
иллюзию «полной свободы». Его поведение
может стать игрушкой собственных случайных
влечений и посторонних влияний. Практика
показывает, что многие правонарушения
подростков стали возможными только вследствие
их безнадзорности, отсутствия надлежащего
контроля в семье. Потребительский характер
воспитания и самоограничение объема
воспитательных обязанностей родители
нередко сочетают со «слепой» защитой
ими детей, что порождает у детей уверенность
в полнейшей безнаказанности(16).
Как перечисленные, так и прочие
недостатки семейного воспитания могут
встречаться в самых различных сочетаниях,
На формирование личности
подростка влияют и такие факторы как
недостатки в учебно-воспитательной работе
школы. Недостатки работы школы, которые
отрицательно сказываются на поведении
учеников, по мнению Степанова В.Г., условно
можно разделить натри группы.
Первая группа - недостатки организационного
характера.
К их числу относятся: запоздалое
выявление учащихся, склонных к нарушению
морально-правовых норм; поверхностное
изучение педагогами индивидуальных особенностей
таких школьников и причин нравственной
деформации личности; отсутствие продуманного
плана работы по их исправлению и перевоспитанию.
Отрицательно влияют и такие
факторы, как недостаточная помощь и контроль
администрации школы; разобщенность школьного
педагогического коллектива; отсутствие
анализа допускаемых в работе ошибок;
недостаточное использование воспитательных
возможностей ученического самоуправления;
шаблонность и консерватизм форм и методов
внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность
мероприятий, проводимых в школе; пассивность
в работе с неблагополучными семьями(26).
Вторая группа
-- ошибки, которые связаны
с неправильным педагогическим подходом
к учащимся, склонным нарушать общепринятые
правила и нормы. Одна из типичных ошибок
заключается в отождествлении отношения
отстающего ученика к учебе с его умственными
способностями. Ведь дети, растущие в неблагополучной
семье, или дети, которых неправильно воспитывают,
обычно не в состоянии хорошо учиться
без посторонней помощи. У одних детей
это проявляется уже в начальных классах,
у большинства других - в подростковом
возрасте. В процессе воспитания и обучения
такие дети нуждаются в чуткости, внимании
и индивидуальном подходе. Если этого
нет, у них складывается отрицательное
отношение к учебной деятельности. Большой
вред наносят пренебрежительное отношение,
убежденность некоторых учителей в умственной
неполноценности таких учеников, что деморализует
детей, формирует у них неверие в свои
силы, настраивает против учителей и школы
в целом.
Не правы и те педагоги, которые
утверждают, что таких учеников «нельзя
ничем заинтересовать» или что их «интересует
только плохое». Исследования показывают,
что очень многие подростки с отклонениями
в поведении интересуются техникой, современной
музыкой, спортом, положительно относятся
к отдельным учебным предметам. Для того,
чтобы положительные интересы воплотились
в соответствующие поступки, детям нужны
помощь и поддержка учителя.
Еще одной серьезной ошибкой
является использование в работе с трудными
школьниками мер негативного стимулирования
- обсуждений, разговоров, порицаний и
выговоров, различного рода наказаний.
Многократно оказываясь объектом всеобщего
осуждения, выслушивая угрозы, подросток
привыкает к ним и перестает их воспринимать.
Подобные меры не изменяют в лучшую сторону
его реального положения в коллективе
класса и школы, в семье, характера взаимоотношений.
Поэтому такие меры воздействия не влекут
за собой желаемого улучшения в поведении.
Непростительную ошибку совершают
те педагоги, которые проявляют недоброжелательное
отношение к трудным детям, вступают с
ними в затяжные конфликты. Это приводит
к возникновению психологического барьера
между педагогом и учеником, к взаимному
непониманию и взаимной неприязни, противоречит
идеям педагогики, основанной на принципах
сотрудничества. Подросток еще больше
замыкается в себе, еще сильнее сопротивляется
любым попыткам учителей воздействовать
на него, его поведение ухудшается(26).
Третья группа ошибок обусловлена невысоким
профессиональным уровнем отдельных учителей,
их психологической неподготовленностью
к работе с детьми. Иные учителя слабо
владеют учебным предметом и методикой
преподавания. Их уроки неинтересны; на
уроках отсутствует дифференцированный
подход к слабым, средним и сильным ученикам;
дети перегружены обилием изучаемого
материала на уроках и домашними заданиями.
Это формирует отрицательное отношение
к учебе.
Важную роль в воспитании играют
личный пример и авторитет педагога. Недопустимо
добиваться авторитета, нарушая принципы
педагогической этики, например, такими
способами, как преувеличение значимости
своего предмета и преуменьшение ценности
других; претензии на собственную исключительность
и ироническое отношение к другим педагогам;
запугивание учащихся возможностями устроить
им неприятности; заигрывание с учениками,
завышение оценок; терпимость к нарушениям
порядка и дисциплины.
Истинный авторитет учителя,
высокий профессионализм, требовательность,
сочетающаяся с доброжелательностью и
справедливостью единство слова и дела,
самоотверженное отношение к своей работе
обеспечивают ее успех. Если учитель не
проявляет эти качества, он оказывает
отрицательное влияние на учащихся, особенно
на тех, кто склонен к нарушению установленных
норм. Вред воспитанию школьников наносят
педагогическая бестактность, несдержанность,
неуважение некоторыми учителями человеческого
достоинства учащихся, предвзятое отношение
к отдельным ученикам, нежелание считаться
с возрастными, половыми и индивидуальными
особенностями детской психики(26).
Таким образом, трудные школьники
отличаются повышенной эмоциональностью
и обостренным самолюбием. Они болезненно
реагируют на действия педагогов, унижающие
их или выставляющие их в смешном виде,
доказывающие их несостоятельность или
оскорбляющие их достоинство. Это вызывает
у детей протест, который проявляется
иной раз в виде грубых нарушений дисциплины
и порядка.
Однако, на наш взгляд необходимо
отметить еще один фактор отрицательно
влияющий на развивающуюся личность подростка
- стихийно-групповое общение.
Как показал анализ исследований
Гонеева А.Д., Кумариной Г.Ф., недостатки
семейного и школьного воспитания способствуют
возникновению педагогической запущенности,
заключающейся в нравственной деформации
личности учащихся и выходе их из сферы
воспитывающего влияния семьи и школы.
Это выражается в отрицательном отношении
к учебе, нарушениях правил поведения,
конфликтах с педагогами и родителями.
Если меры педагогического воздействия
со стороны педагогов и родителей не дают
результата, тогда педагогическая запущенность
в ряде случаев переходит в социальную,
что проявляется в систематическом нарушении
подростками моральных и правовых норм.
Существенный фактор, который влияет на
превращение педагогической запущенности
в социальную, - это стихийно-групповое
общение(8,9,17,18).