Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Распространение в России процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования.
1.1. История вопроса …...……..……………………………………..……....6
Принципы инклюзии в образовании,
направления работы.………………………………………….……….12
1.3 Инклюзивная практика в ДОУ … …..…….…………………...........19
Выводы по первой главе…………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Комитет образования СПБ
ГОУ СПО ПК № 8 СПБ
Курсовая работа на тему:
«Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования»
Выполнил: Студентка 43 группы
Сафонова С. Н.
Руководитель: Игнатенко Е. Е.
Санкт Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………...…………………………………………………………….
1.1. История вопроса …...……..……………………………………..……....
направления работы.………………………………………….……….12
1.3 Инклюзивная практика в ДОУ … …..…….…………………...........19
Введение.
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Распространение в России процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-вклю
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе
Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей
Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели – гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:
1. Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
2. Обязательства по правам
3. Инклюзия – это одна из
последних стратегий
4. Инклюзивное образование
5. Конституционное право
Как показали исследования,
семьи выбирают инклюзивное
подражания;
например, коммуникативные;
общественные отношения с типичными сверстниками;
Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.
"Инвалид - человек, который полностью
или частично лишен
Не болезнь создаёт ограничения деятельности,
а условия жизни, которые может предложить
общество (правительство) людям с ограниченными
возможностями. Условия равных возможностей
достижимо лишь в том обществе, где отсутствует
дискриминация инвалидов словами и действиями
здоровых людей.
Международный опыт.
Историю обучения детей с особенностями развития в ОУ можно условно разбить на следующие этапы:
НачалоХХ века(середина 60-х годов) - «медицинская модель», сегрегация;
Середина 6О-х - середина 80-х годов - «модель нормализации», интеграция
Середина 80-х годов - настоящее время - «модель включения», инклюзия.
Точкой отсчета, однако, правильно
было бы сделать середину ХХ
века. Стремление к гуманизации
общественной жизни началось
после окончания Второй
- в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека,
- в 1959 году - Декларация прав ребенка.
- в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка, которую на сегодняшний день подписали 193 страны.
Реальные перемены в
Именно тогда появились сомнения в правомерности
«медицинской модели». Эта модель предполагает,
что человек с особенностями развития
- больной, ему необходим долговременный
уход и лечение, которые лучше всего осуществлять
в специальном учреждении (изоляция людей
с нарушениями развития).
В ответ на такое положение вещей стали раздаваться голоса с призывом реформировать всю систему, сделать ее более гуманной. Интернаты во многих странах уже расформированы или расформировываются, а поддержку их бывших обитателей организуют по их новому месту жительства. Но на полный отказ от специальных психиатрических лечебниц из всех европейских стран решились только в Англии и Италии.
В 70-х годах в Скандинавии появилось понятие
«нормализация», как альтернатива «медицинской
модели». Это понятие и определило политику
в отношении детей с особыми потребностями
в последующие 15-20 лет.
Концепция нормализации заключала в себе
новое, открывающее широкие перспективы
представление о ребенке с особенностями
развития и делала упор на воспитание
его в духе культурных норм, принятых в
том обществе, в котором он живет. Это понятие
было принято в США и Канаде. С этим периодом
связан процесс интеграции детей с особенностями
развития в среду обычных сверстников.
Интеграция в этом контексте обычно рассматривалась
как процесс ассимиляции, требующий от
человека принять нормы, характерные для
доминирующей культуры и следовать им
в своем поведении.
В основе понятия «нормализация» следующие
положения:
- ребенок с особенностями
- общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.
Внедрение модели «нормализации» приводит:
- к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делалось в рамках защиты прав и интересов детей;
- к давлению на ребенка, чтобы
побудить его учиться и
Постепенно эта концепция стала тоже представляться не вполне совершенной. Она по существу предполагала, что ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом. Однако меняться быстро общество не способно, и при таких условиях можно говорить только о физической составляющей интеграции и отсутствии социальной составляющей. Кроме того, как подчеркивают некоторые исследователи, нормализация не предполагает учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе. К тому же, неизбежно возникает вопрос, что есть «норма».
Включение, напротив, предполагает сохранение
относительной автономии каждой группы.
Тогда представления и стиль поведения,
свойственные традиционно доминирующей
группе, должны модифицироваться таким
образом, чтобы допускать плюрализм обычаев
и мнений.
Последствия внедрения модели
включения:
- Развитие способностей ребенка
- Признание того, что нормальное развитие не является «нормой»
- Компенсация особых потребностей
- Создание системы поддержки
- Функциональный подход к лечению и обучению
- Участие родителей в лечении и обучении их детей
Таким образом, в англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция» Такая замена, по-видимому, кажется естественной жителям этих стран, если понимать этимологический смысл слов integrate как объединять в единое целое и include - как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Тогда слово «inclusion» представляется термином, в большей степени отражающим новый Взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Исландию, Индию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ЮАР, Испанию, Швецию, Уганду, США и Великобританию. В Италии законодательство поддерживает включающее образование с 1970-х годов. Однако при наличии хорошего законодательства «включение» работает не везде. Такое положение характерно, например, для Индии. В Германии имеется хорошая законодательная база, однако большинство детей с особыми потребностями учатся в специализированных школах. Дания - пионер в переходе к включающему образованию, но там число детей с особыми потребностями в специальных школах заметно растет. В Нидерландах, так же, как, например, во Фламандской части Бельгии давно существует и очень хорошо развита система специализированных школ, и некоторые ученые считают этот факт серьезным препятствием к развитию включающего образования. Во Фландрии, по данным 2000 года, всего 0,1% детей с особенностями развития учатся в интеграционных школах.
Ситуация с инклюзивным образованием в России.
Несмотря на высокий, признанный во всем мире уровень развития методологических, теоретических и методических основ коррекционной педагогики и специальной психологии, советский период социальной политики в отношении лиц с ОВЗ характеризовался специфическими закрытыми формами организации системы специального образования.
Начало современного этапа в отношении общества к людям с ОВЗ в России можно отнести к 90-м годам - времени ратификации нашей
страной Конвенции о правах ребенка, принятия новой демократической Россией деклараций ООН «О правах умственно отсталых» (1971), «О
правах инвалидов» (1975), принятия Закона об образовании (1992).
Государственная система специального образования подвергалась критике за охват ею лишь части нуждающихся детей и отторжение детей с глубокими нарушениями в развитии и сложной структурой патологии.
Информация о работе Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования