Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Распространение в России процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования.
1.1. История вопроса …...……..……………………………………..……....6
Принципы инклюзии в образовании,
направления работы.………………………………………….……….12
1.3 Инклюзивная практика в ДОУ … …..…….…………………...........19
Выводы по первой главе…………………………………………………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaja-rabota-safonova-sveta.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

За последнее десятилетие XX века в России были разработаны ряд документов, которые доказали стремление государства и Правительства РФ выработать новый взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения – детей-инвалидов как особой социально-демографической группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке. Эти документы были направлены на расширение возможности общения, обучения, социальной и трудовой адаптации, а также интеграции в общество ребенка с умственными и физическими недостатками.

Формами интегрированного обучения в России в конце XX – начале XXI века являются специальные классы в общеобразовательной школе

и совместное обучение в одном классе. Специальные классы создаются для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, церебральным параличом и др.) или объединяют различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др.).

Совместное обучение в одном классе является более эффективным для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.

На современном этапе развития западного, а вслед за ним и отечественного специального образования отмечается серьезное переосмыс-

ление сущности понятия «интеграция», введение нового термина «инклюзия». Речь идет о придании нового, социально-педагогического

смысла процессу интеграции детей в образовательной практике.

В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении

и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных

систем на всех его ступенях (дошкольная, общая и профессиональная школы). Интегрированное обучение стало одной из форм альтернативного

обучения.  Инклюзивного образования  в России до сих пор не имеет официального признания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы инклюзии в образовании, направления работы.

Для успешного осуществления инклюзии воспитанников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения и развития

всех детей – без дискриминации и пренебрежения.

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего

образования. Суть постепенного перехода от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации образовательной  системы образно представлена на Рис. 1

 

Анализ истории развития почти 30-летнего зарубежного опыта позволяет выделить условия, при которых инклюзивное образование и процессы интеграции будут успешными:

− демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;

– финансовая обеспеченность;

– ненасильственный характер протекания интеграционных процессов;

– готовность общества в целом, составляющих его социальных групп и отдельных людей к интеграционным процессам, к осуществлению и взаимодействию с проблемными людьми в развитии;

– принятие интеграции населением, каждым человеком - длительный процесс воспитания общества в целом. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения. (Н. Н. Малафеев).

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит  от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать  и думать;

3. Каждый человек имеет право  на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг  в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимо понимать, что процесс инклюзии не может быть

мгновенным и преобразования не совершаются по мановению волшебной палочки. Это процесс, требующий максимальной организации всех служб, обеспечивающих процесс образования.

 

Направления обеспечивающие процесс внедрения инклюзивного образования.

 

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:

– разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге в различных формах;

– разработка механизмов финансового и психолого-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

 

Создание безбарьерной образовательной среды:

– формирование городских программ, обеспечивающих создание такой образовательной среды, которая обеспечивает свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, а также

обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ;

– формирование комфортной психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях.

 

Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:

– создание служб, реализующих программы раннего вмешательства, что позволит достроить отсутствующее звено в системе образовательных учреждений Санкт-Петербурга по раннему выявлению и ранней комплексной коррекции и позволит обеспечить непрерывное пролонгированное комплексное (медико-психолого-педагогическое) сопровождение детей с ОВЗ;

– комплексная углубленная диагностика психического развития в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

 

Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных  учреждениях:

– разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствие с

образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;

– создание и внедрение специальных учебников и методических материалов, электронных, аудио и видеоматериалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.

 

Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:

– формирование служб внутреннего психолого-медико-педагогического сопровождения в лице специалистов особого школьного консилиума (специального педагога, педагога-психолога, медицинского работника);

– формирование служб внешнего сопровождения в лице специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования;

– сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;

– поддержка и помощь в работе общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.

 

Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии:

– создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

 

Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:

– создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально и полноценно участвовать в жизни общества;

– реализация социальных проектов в СМИ;

 

Кадровое обеспечение:

– подготовка предложений для включения в программы педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к  работе в условиях инклюзивного образования;

– организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»;

– проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.

 

Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:

– разработка системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

 

Научное сопровождение инклюзивного образования:

– проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам

инклюзивного образования,

– организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

 

Рассматриваемые направления работы требуют тщательного рассмотрения и принятия управленческих решений, которые позволят

обеспечить качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Инклюзия в дошкольном образовании включает в себя:

  • Признание равной ценности для общества всех воспитанников и педагогов.
  • Повышение степени участия в культурной жизни местных ОУ и одновременное уменьшение уровня изолированности части воспитанников от общественной жизни.
  • Реструктурирование методики работы в ДОУ таким образом,

чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех воспитанников, проживающих рядом с ДОУ.

  • Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноцен-

ного участия в общественной жизни для всех воспитанников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения

доступности ДОУ для отдельных воспитанников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех участников процесса.

  • Различия между воспитанниками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права воспитанников на получение образования в ДОУ, расположенных по месту жительства.
  • Улучшение ситуации в ДОУ в целом, как для воспитанников , так и для педагогов.
  • Признание роли ОУ не только в повышении показателей воспитанников, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
  • Развитие отношений поддержки и сотрудничества между ОУ и местными сообществами.
  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из

аспектов инклюзии в обществе.

«Полноценное участие» в концепции подразумевает активное вовлечение в процесс обучения каждого ребёнка и возможность для каждого участника открыто выразить своё мнение об этом процессе. Более того, оно подразумевает, что воспитанника принимают и ценят таким, какой он есть.

К сожалению, до сих пор существует практика исключения воспитанников из системы общего образования по причине инвалидности или обнаруженных «сложностей при воспитания и обучения». ОУ и местные комитеты управления образования, согласно с  учётом желания

родителей, обязаны способствовать тому, чтобы ребенок с инвалидностью посещал ОУ и принимал активное участие в общественной жизни.

Инклюзия — это процесс, направленный на превращение ОУ в такие образовательные пространства, которые стимулируют и поддерживают не только учеников, но и собственных сотрудников. Она направлена на развитие сообществ, которые поддерживают и высоко ценят достижения каждого его члена. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

 

 

1.3 Инклюзивная практика в ДОУ

В Петербурге давно реализуются проекты по созданию коррекционных классов и групп в детских садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует 261 коррекционный класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Информация о работе Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования