Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Распространение в России процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования.
1.1. История вопроса …...……..……………………………………..……....6
Принципы инклюзии в образовании,
направления работы.………………………………………….……….12
1.3 Инклюзивная практика в ДОУ … …..…….…………………...........19
Выводы по первой главе…………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
За последнее десятилетие XX века в России были разработаны ряд документов, которые доказали стремление государства и Правительства РФ выработать новый взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения – детей-инвалидов как особой социально-демографической группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке. Эти документы были направлены на расширение возможности общения, обучения, социальной и трудовой адаптации, а также интеграции в общество ребенка с умственными и физическими недостатками.
Формами интегрированного обучения в России в конце XX – начале XXI века являются специальные классы в общеобразовательной школе
и совместное обучение в одном классе. Специальные классы создаются для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, церебральным параличом и др.) или объединяют различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др.).
Совместное обучение в одном классе является более эффективным для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.
На современном этапе развития западного, а вслед за ним и отечественного специального образования отмечается серьезное переосмыс-
ление сущности понятия «интеграция», введение нового термина «инклюзия». Речь идет о придании нового, социально-педагогического
смысла процессу интеграции детей в образовательной практике.
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении
и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных
систем на всех его ступенях (дошкольная, общая и профессиональная школы). Интегрированное обучение стало одной из форм альтернативного
обучения. Инклюзивного образования в России до сих пор не имеет официального признания.
1.2 Принципы инклюзии в образовании, направления работы.
Для успешного осуществления инклюзии воспитанников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения и развития
всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего
образования. Суть постепенного перехода от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации образовательной системы образно представлена на Рис. 1
Анализ истории развития почти 30-летнего зарубежного опыта позволяет выделить условия, при которых инклюзивное образование и процессы интеграции будут успешными:
− демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
– финансовая обеспеченность;
– ненасильственный характер протекания интеграционных процессов;
– готовность общества в целом, составляющих его социальных групп и отдельных людей к интеграционным процессам, к осуществлению и взаимодействию с проблемными людьми в развитии;
– принятие интеграции населением, каждым человеком - длительный процесс воспитания общества в целом. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения. (Н. Н. Малафеев).
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Необходимо понимать, что процесс инклюзии не может быть
мгновенным и преобразования не совершаются по мановению волшебной палочки. Это процесс, требующий максимальной организации всех служб, обеспечивающих процесс образования.
Направления обеспечивающие процесс внедрения инклюзивного образования.
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:
– разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в Санкт-Петербурге в различных формах;
– разработка механизмов финансового и психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
Создание безбарьерной образовательной среды:
– формирование городских программ, обеспечивающих создание такой образовательной среды, которая обеспечивает свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, а также
обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ;
– формирование комфортной психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях.
Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:
– создание служб, реализующих программы раннего вмешательства, что позволит
достроить отсутствующее звено в системе
образовательных учреждений Санкт-Петербурга
по раннему выявлению и ранней комплексной
коррекции и позволит обеспечить непрерывное
пролонгированное комплексное (медико-психолого-
– комплексная углубленная диагностика психического
развития в психолого-медико-
Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:
– разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствие с
образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;
– создание и внедрение специальных учебников и методических материалов, электронных, аудио и видеоматериалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ.
Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:
– формирование служб внутреннего психолого-медико-
– формирование служб внешнего сопровождения в лице специалистов районных, городских центров психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) учреждений образования;
– сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;
– поддержка и помощь в работе общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.
Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии:
– создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:
– создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально и полноценно участвовать в жизни общества;
– реализация социальных проектов в СМИ;
Кадровое обеспечение:
– подготовка предложений для включения в программы педагогических вузов специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;
– организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика»;
– проведение курсов повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения.
Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:
– разработка системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
Научное сопровождение инклюзивного образования:
– проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам
инклюзивного образования,
– организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Рассматриваемые направления работы требуют тщательного рассмотрения и принятия управленческих решений, которые позволят
обеспечить качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия в дошкольном образовании включает в себя:
чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех воспитанников, проживающих рядом с ДОУ.
ного участия в общественной жизни для всех воспитанников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.
доступности ДОУ для отдельных воспитанников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех участников процесса.
аспектов инклюзии в обществе.
«Полноценное участие» в концепции подразумевает активное вовлечение в процесс обучения каждого ребёнка и возможность для каждого участника открыто выразить своё мнение об этом процессе. Более того, оно подразумевает, что воспитанника принимают и ценят таким, какой он есть.
К сожалению, до сих пор существует практика исключения воспитанников из системы общего образования по причине инвалидности или обнаруженных «сложностей при воспитания и обучения». ОУ и местные комитеты управления образования, согласно с учётом желания
родителей, обязаны способствовать тому, чтобы ребенок с инвалидностью посещал ОУ и принимал активное участие в общественной жизни.
Инклюзия — это процесс, направленный на превращение ОУ в такие образовательные пространства, которые стимулируют и поддерживают не только учеников, но и собственных сотрудников. Она направлена на развитие сообществ, которые поддерживают и высоко ценят достижения каждого его члена. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
В Петербурге давно реализуются проекты по созданию коррекционных классов и групп в детских садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует 261 коррекционный класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Информация о работе Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования