Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Распространение в России процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования.
1.1. История вопроса …...……..……………………………………..……....6
Принципы инклюзии в образовании,
направления работы.………………………………………….……….12
1.3 Инклюзивная практика в ДОУ … …..…….…………………...........19
Выводы по первой главе…………………………………………………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaja-rabota-safonova-sveta.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

Инклюзивное образование тесно связано с тем, как в обществе воспринимаются инвалиды. В России эта проблема по-настоящему не решена. Общество «не видит» большой части своих сограждан. И что еще более огорчительно, не очень-то хочет их видеть рядом с собой. Без решения проблемы гуманизации массового сознания не решить ни проблему инвалидов, ни проблему инклюзивного образования.

Только совместными усилиями Россия сможет превратиться в дом, в котором комфортно может проживать каждый ее гражданин вне зависимости от своих физических или умственных возможностей.

Необходимо показать родителям и педагогической общественности, что все это возможно, что от этого процесса выигрывают обе стороны. При этом, еще неизвестно, которая больше — тот ребенок-инвалид, которому это крайне необходимо, или обычные дети, которые получают уроки доброты и толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Монография, книга:

 

  • Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Издательство: М., Теревинф, 2010.
  • Демьянчук Л.Н., Кондратьева С. Ю. Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Методическое пособие.-СПб.,2013
  • Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов/Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова. – М.:Дрофа,2008.
  • Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная кни-

га», 2010. – 272 с.

  • Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с
  • "Интеграция в общество", Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005. "Научно-популярное издание. РОИ "Перспектива", М., 2000.
  • Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.:М. Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009
  • Кобрина Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Москва, 2006.
  • Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-М., Академия. 2001.
  • ЮНЕСКО. «Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех» / Перевод с англ.: С. Котова. Редакция: М. Перфильева. // Москва: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007
  • Ямбург Е.А. Школа для всех Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация. – М., 1996.

Статья:

  • Грозная Н. О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями// Вестник Российского общественного Совета по развитию образования, 2006 , Выпуск 15. -128 стр.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Вестник образования. 2002. №6. С.11-40.
  • Левитская А.А. О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидами. // Материалы к выступлению директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей на коллегии Министерства образования и науки. М., 2009.
  • Инклюзия: от мечты к реальности //Пионер. 2012 № 11
  • Малофеев Н.Н.,Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России. // Аль-манах института коррекционной педагогики. №1, 2000.
  • Инклюзивное образование: от методологической модели к практике. Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. "Психологическая наука и образование", №1, 2011.
  • Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. С.В. Алёхина., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. "Психологическая наука и образование", №1, 2011.
  • Инклюзия в культурологической перспективе. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. "Психологическая наука и образование", №1, 2011
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 года. №666.
  • Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество образования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality).
  • Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006).
  • Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. ЮНЕСКО 2009 год.

 

Ссылка на Интернет-ресурс:

  • Иовчук Н.М. Проблемы интегративного дошкольного воспитания http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2783.phtml

  • Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербургаhttp://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-doshkolnyx-uchrezhdeniyax-peterburga/
  • В НИТУ «МИСиС» обсудили актуальные вопросы инклюзивного образования http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/news/v-nitu-misis-obsudili-aktualnye-voprosy-inklyuzivnogo-obrazovaniya/
  • На пути от интеграции к инклюзии http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/integration_or_inclusion/
  • Департамент образования города Москва/ информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=55
  • РООИ ПЕРСПЕКТИВА http://perspektiva-inva.ru/
  • Институт проблем инклюзивного образования http://www.inclusive-edu.ru/
  • Центр лечебной педагогики http://www.ccp.org.ru/
  • Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/
  • Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696

  • Личный опыт в инклюзии 2002 http://www.autism-inclusion.com/2012/01/personal-experience-in-inclusion.html

  • Энциклопедический фонд/Инклюзия http://www.russika.ru/ef.php?s=3401
  • ВИКИПЕДИЯhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • Показатели инклюзии. Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, Перевод пособия осуществлен РООИ «Перспектива» Москва, Россия с-124 (http://divo.tomsk.ru/files/pokazatel.pdf)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Мнение педагогов, родителей, учеников с различных форумов посвященных инклюзии и интеграции в ОУ.

 

 
Гость 26 марта 2012  14:15 #

 

   


Дети с патологией должны ОБУЧАТЬСЯ отдельно от нормы, поскольку даже в обычном классе учитель работает на "среднего" ученика. За бортом остаются сильные и слабые. Не смотря на то, что мы очень много говорим об индивидуальном подходе педагогам это не под силу. А вот ВОСПИТЫВАТЬСЯ дети с патологией и нормой должны вместе. При этом опять таки должны быть созданы условия, в том числе и материальные. 

Гость 09 сентября 2012  06:56 #

 

   


в нашем сибирском регионе открылся детсад с инклюзивным обучение и это здорово для здоровых детей именно для них потомучто современным детям не хватает так сказать терпения и участия в жизни других они проявляют колосальную заботу о детях с овз именно заботу и участие а не жалость 

 

Татьяна Прошкина, воспитатель-дефектолог:

- Сначала они рассматривали, спрашивали: а что, а как, а почему? Объяснили, что вот эти дети не могут всего того, что можете вы. И дети поняли.

 

Александра Криштопина

Вот уже 10 лет я работаю в школе VI вида. Но, наша школа считается одной из самых лучших коррекционных школ города, поэтому к нам стремяться попасть все: в одном классе могут учиться дети и VI, и VII, и VIII. Помимо поражения опорно-двигательного аппарата, у каждого второго имеется нарушение зрения, речи. Так вот про детей с ограниченными возможностями могу на 100% утверждать, что их желание общаться с учащимися общеобразовательных школ велико. Довольно часто я провожу мероприятия с участием детей с ограниченными и неограниченными возможностями. И вот, что получается, пока учителя требуют общения (раз уж вы приехали в эту школу, вас сняли с уроков, будьте любезны ...) дети общаются. Как только мероприятие заканчивается, учащиеся общеобразовательных школ даже до свидания не скажут! Максимум, скажут спасибо нам, учителям, за мероприятие. 
Так вот к чему я веду: дети с ограниченными возможностями стремяться к общению, учебе, они готовы всем пожертвовать ради этого! Но дети общеобразовательных школ этого не хотят. Хотят только те, кто сам является "изгоем" в своем классе, школе. 
Как можно изменить эту ситуацию? Нужно ли ее менять?

 

Олег Чернухин

Это, не всегда возможно. Идея инклюзии хороша, но далеко не всегда осознается учителями, родителями... Отдельная тема - папашки, чаще мамашки (прошу прощения за подобный сленг, а это именно сленг, не более), которые не хотят видеть в классе, где учится их драгоценный ребенок, детей с физическими нарушениями неприятными для  глазу... 
 
И, естественно, не каждый "не такой" ребенок и сможет-то учиться в условиях "как все"

 

Марина Чепенко

У меня в одном из обычных классов нашего лицея № 2 Саратова наравне с обычными лицеистами учится девочка с ДЦП.Возможно, потому что она одна, дети очень внимательны к ней и в то же время относятся как к здоровому ребенку.Думаю, это важно для девочки.Кстати, я заметила, что на второй год она активнее передвигается.

 

 

Екатерины Мень, мамы ребенка-аутиста и координатора «Центра проблем аутизма»

«Нельзя быть “включенным в инклюзивное образование”. Инклюзия – это и есть включение. Ей плевать на диагноз и на абстрактную норму, на которую вы так маниакально ссылаетесь. При инклюзивном образовании ребенок включается ровно настолько, насколько он может. И его возможность постепенно и аккуратно повышается. В том числе, и за счет того, что он учится быть рядом с обычными детьми, а они учатся жить вместе с ним. И кому от этого больше пользы - это открытый вопрос. Большинство американских родителей, например, убеждено, что их дети получают от такого соседства намного больше.

 

Гость 16 октября 2012  22:20 #

 

   


Есть определенная периодизация эволюции отношения к инвалидам, почитайте Малофеева. Вам будет более понятно, что в принципе инклюзивного образования нам не избежать, тк мы уже в начале 5го этапа, Европа почти на 6м. Конечно, проблем будет достаточно и Вы правильно говорите об этом. Но от "инвалидности" никто не застрахован... Как бы Вы рассуждали, если бы Ваш ребенок имел ограниченные возможности??? А если эту проблему продолжать прятать от глаз наших "здоровых детей" можно вырастить морально "нездоровое" общество, что уже и наблюдается!!! Ни уважения, ни понимания, ни поддержки, ни отзывчивости.... Нужно менять эти стереотипы!!! 

 

Гость 09 августа 2012  23:43 #

 

   


 я работаю в инклюзивной  школе и детей с дцп ровесники  не только принимают, но и помогают!! наши дети, которые бок о бок учатся с инвалидами никогда не будут тыкать пальцем на улице на инвалидов. дял них они - такие же! 

 

 

Гость 27 апреля 2011  20:43 #

 

   


Ну, допустим, создать комфортный психологический климат я как педагог сумею, НО нет у меня в классе широких проходов! Нет ни лифтов, ни подъемников, ни поручней, ни контрастных табличек! В столовой не протолкнуться, раздевалки переполнены... Из всего необходимого - только пандус на крыльце... А у нас инклюзивная школа... С нового учебного года обещают всех детишек с огр.возможностями к нам присылать. И хоть бы кто-то озаботился нашими условиями! 

 

Гость 26 марта 2012  14:15 #

 

   


Дети с патологией должны ОБУЧАТЬСЯ отдельно от нормы, поскольку даже в обычном классе учитель работает на "среднего" ученика. За бортом остаются сильные и слабые. Не смотря на то, что мы очень много говорим об индивидуальном подходе педагогам это не под силу. А вот ВОСПИТЫВАТЬСЯ дети с патологией и нормой должны вместе. При этом опять таки должны быть созданы условия, в том числе и материальные. 

Гость 09 сентября 2012  06:56 #

 

   


в нашем сибирском регионе открылся детсад с инклюзивным обучение и это здорово для здоровых детей именно для них потому что современным детям не хватает так сказать терпения и участия в жизни других они проявляют колосальную заботу о детях с овз именно заботу и участие а не жалость 

 

Ученик 2 класса.

Пусть с нами учатся разные ребята. Мы будем им помогать, играть в спокойные игры. Это лучше, чем они будут сидеть дома и грустить. Это же ужасно, когда никто с тобой не дружит

 

Ученица 8 класса.

Если приспособить здание школы для ребят с ограниченными возможностями здоровья, мы, конечно, примем их в свой класс. Я уверена, что никто обижать их не будет. Надо же понимать, что каждым такое может случиться.

 

 

  • Орфография и пунктуация сообщений сохранена с форумов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Словарь терминов.

А

 

Агрессия — поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба либо на уничтожение кого-либо. По направленности разделяется на аутоагрессию (направленную на себя) и гетероагрессию, направленную на других. У детей агрессивные действия и поведение обычно связаны с чрезмерно ограничивающим, жестоким обращением, как с самим ребенком, так и со значимыми для него взрослыми (прежде всего с матерью), отвержением со стороны сверстников. В последнем случае подобные поведенческие акты являются способом привлечения внимания окружающих к личности ребенка. Вместе с тем агрессивные действия могут рассматриваться как проявления психических заболеваний или расстройств.

Информация о работе Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования