Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Изменение форм и содержания образования, переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать своё образование, самоопределятся в его продолжении и профессиональном становлении. Концепция стандартов второго поколения, разработка которых должна была завершится к 2010 г., пополняют известную терминологию - знания, умения, навыки, компетенции - предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных достижений) достижений, которые закладываются в школе, а результаты освоения образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных достижений, универсальный инструментарий, позволяющий решать поставленные перед современным образованием задачи. Выделим те изменения, которые в наибольшей степени могут повлиять на требования к качеству образования и на возможности школы обеспечить вызовы времени. Как нам кажется, одним из путей решения множества задач, стоящих перед школой сегодня, могут и должны стать современные образовательные технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

 

трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

комбинаторные - возможность  запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические - представление  результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности  компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального  становления личности ребенка, но и  выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в  полном объеме знаний и умений. На этапах урока, когда основное обучающее  воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность  наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как  осознание цели поиска, активное воспроизведение  ранее изученных знаний, интерес  к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный  поиск. Это позволит учителю проектировать  собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого  отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные  задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных  информационных технологий в сферу  образования позволяет педагогам  качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании  является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

 И.В.Роберт [54] выделяет  следующие основные педагогические  цели использования средств современных  информационных технологий:

1) Интенсификация всех  уровней учебно-воспитательного  процесса за счет применения  средств современных информационных  технологий:

повышение эффективности  и качества процесса обучения;

повышение активности познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей;

увеличение объема и оптимизация  поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной  жизни в условиях информационного  общества:

развитие различных видов  мышления;

развитие коммуникативных  способностей;

формирование умений принимать  оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации;

развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение  социального заказа общества:

подготовка информационно  грамотной личности;

подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей  готовностью включают их в свою методическую систему. Однако,  процесс информатизации школьного образования не может  произойти мгновенно, , он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования [30] охарактеризованы несколько этапов этого процесса.

1 этап характеризуется  следующими признаками:

начало массового внедрения  средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;

проводится исследовательская  работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и  происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;

общество идет по пути осознания  сути и необходимости процессов  информатизации;

происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется  следующими признаками:

активное освоение и фрагментарное  внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

освоение педагогами новых  методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;

активная разработка и  начало освоения педагогами учебно-методического  обеспечения;

постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов  учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется  следующими признаками:

повсеместное использование  средств современных ИТ в обучении;

перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования  на основе его информатизации;

смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом  широкого круга методов и организационных  форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход  на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью  создания компьютерных программ. Программное  обеспечение должно отражать действующий  учебный план и быть сопряженным  во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих  научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии  проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно  к школьному образованию.

Компьютерные учебные  программы заявили о себе, как  о средстве обучения, в начале 70-х  годов  в период появления   персональных  компьютеров, но  до сих пор не имеют общепризнанного  и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются  такие формулировки, как: программно-методический   комплекс, обучающие программы, программные  средства учебного назначения, контролирующие–обучающие программы и др. Наиболее широким  из них является понятие – программное  средство учебного назначения.

2.Программные  средства учебного назначения

И.В. Роберт [54] применительно  к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;

осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

высвободить учебное время  за счет  выполнения  компьютером  трудоемких рутинных вычислительных работ;

визуализировать учебную  информацию;

моделировать и имитировать  изучаемые процессы или явления;

проводить  лабораторные  работы  в  условиях  имитации  на компьютере реального опыта или  эксперимента;

формировать умение принимать  оптимальное решение в различных  ситуациях;

развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, теоретического);

усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных  средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Перечень ПСУН на современном  этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные  лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач  и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные  среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные   иллюстрации  для  поддержки различных  видов занятий.

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

3.Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) -- это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

Информация о работе Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы