Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Изменение форм и содержания образования, переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать своё образование, самоопределятся в его продолжении и профессиональном становлении. Концепция стандартов второго поколения, разработка которых должна была завершится к 2010 г., пополняют известную терминологию - знания, умения, навыки, компетенции - предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных достижений) достижений, которые закладываются в школе, а результаты освоения образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных достижений, универсальный инструментарий, позволяющий решать поставленные перед современным образованием задачи. Выделим те изменения, которые в наибольшей степени могут повлиять на требования к качеству образования и на возможности школы обеспечить вызовы времени. Как нам кажется, одним из путей решения множества задач, стоящих перед школой сегодня, могут и должны стать современные образовательные технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

3.Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

6. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.

7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

8. Достижения высокого уровня развития личности ученика.

 

 

Литература

1.Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.-  № 4.

2.Беспалько В.П. Педагогика  и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

3.Бешенкова С.А., Прытко  Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.

4.Васильева И.А., Осипова  Е.М., Петрова Н.Н. Психологические  аспекты применения информационных  технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.

5.Горячев А.В. О понятии  «Информационная грамотность» // Информатика  и образование. - 2001. - №№3,8.

6.Иванов В.Л. Электронный  учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.-  №1.

7.Клейман Г.М. Школа  будущего: компьютеры в процессе  обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.

8.Концепция информатизации  образования // Информатика и образование. -2005. - №1.

9.Монахов В.М Концепция  создания и внедрения новой  информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных  технологий обучения. - М.,1991.

10.Приказ Министерства  образования Российской Федерации  "О формировании межвузовской  научно-технической программы". Интернет-источник  de.unicor.ru/Mntp/prikaz.htm

12.Роберт И.В. Современные  информационные технологии в  образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

1.4

ИННОВАЦИОННЫЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 Частные методики преподавания  дисциплин основываются на различных  типах и видах обучения студентов  в  ССУЗе. Многообразие использованных видов обучения определяется целями и содержанием образовательного процесса (М.В. Кларин, 1994; Н.Е. Щуркова, 1997; И.А. Колесникова, 1999).

 

Интенсивное обучение или  интенсификация обучения - это передача обучаемым большого объема учебной информации на основе интенсивных технологий обучения, при неизменной продолжительности обучения и без снижения требований к качеству формируемых знаний. При этом повышение темпов обучения возможно 2-мя путями:

совершенствование содержания учебного материала (рациональный отбор, перераспределение во времени, многоуровневая проработка новой информации, логическая преемственность новой и уже  усвоенной информации и др.);

совершенствование методов  обучения (коллективная познавательная деятельность, проблемное обучение, педагогическое общение, индивидуализация обучения, результативность подготовки, достижения педагогической и психологической науки, современные  технические, наглядные, информационные средства обучения - ТСО, НСО, ИСО и  др.).

 

Проблемное обучение ставит целью развитие творческих У и Н, способностей, способов мышления путем поисков и решений нестандартных задач, в процессе которых обучаемые усваивают новые ЗУН. Проблемные технологии обучения реализуются через проблемное изложение учебного материала педагогом, частично-поисковую и самостоятельную исследовательскую деятельность. В решении проблемной ситуации мышление играет ведущую роль, формирование которого имеет первостепенное значение.

 

 Мышление - это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного и далеко выходит за его пределы. Мышление связано с языком и речью, имеет социальную природу и общественно - историческую сущность.

 

Выделяют 3 основные формы  мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, в  которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Суждение - это отражение  связей между предметами и явлениями  действительности и между их свойствами и признаками. Устанавливая различие связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-либо о чем-либо. Они утверждают или  отрицают какие-либо отношения между  предметами, событиями, явлениями действительности. Суждения бывают общими, частными и  единичными.

Умозаключение - это такая  связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Кроме логики и мышления (её форм - понятия, суждения, умозаключения) мышление рассматривается как процесс изучения внутренних, скрытых причин, приводящих к образованию тех или иных познавательных результатов.

 

Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение.

 

Анализ - это выделение  в объекте тех или иных его  сторон, элементов, свойств, связей, отношений  и т.д.; т.е. - это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Анализ всегда взаимосвязан с синтезом. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступают  в познавательном процессе сравнения. На начальных этапах ознакомления с  окружающим миром различные объекты  познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух и более предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и др., выделение в них общего и различного. В ходе обобщения в сравниваемых предметах (в результате их анализа) выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают 2-х видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Закономерности анализа, синтеза и обобщения это основные специфические закономерности мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности. Мышление имеет определенную мотивацию и вызвано потребностями личности.

 

 Мышление имеет целенаправленный  характер и необходимо в решении  клинических задач. Необходимость  в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе практической деятельности перед специалистом появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, в решении проблемной ситуации удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и поэтому мышление попросту не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда специалист хорошо овладел новым способом решения отдельных клинических задач или других действий, но вынужден снова и снова решать однотипные, уже ставшие известными ему задачи и действия. Следовательно, далеко невсякая клиническая ситуация является проблемной, т.е. вызывающей мышление.

 

 В психологии существует  простейшая классификация видов  мышления:

 

1) наглядно-действенное, 

 

2) наглядно-образное,

 

3) отвлеченное (теоретическое)  мышление в форме абстрактного  мышления.

 

 Мышление имеет индивидуальные  особенности, к которым относятся  такие качества познавательной  деятельности, как самостоятельность,  гибкость, быстрота мысли. 

 

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

 

Гибкость мышления заключаются  в умении изменять намеченный в начале путь (план) решения задачи, если этот путь не удовлетворяет условиями проблемы, которые не удалось учесть с самого начала.

 

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда  от специалиста требуется принимать  определенные решения в очень  короткий срок, в ургентных ситуациях.

 

Активное обучение в своей  структуре содержит преобладающий  тип обучения и активные технологии (методы) обучения. Их использование  в педагогическом процессе ведет  к повышению активности обучаемых. Активизация учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности обучаемых - это целеустремленная деятельность субъектов обучения, направленная на разработку и использование педагогом  таких форм, содержания, приемов  и средств, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности обучаемых в  усвоении знаний, в формировании У и Н, в их практическом применении, в развитии способностей прогнозировать практическую ситуацию и принимать самостоятельные решения (С.М. Вербицкий, 1991; Е.Я. Городецкая, Э.И. Трубникова, 2002; Т.В. Казанина, 2002).

 

Эвристическое обучение - это  наиболее оптимальная деятельность, в которой развиваются продуктивные способы мышления, У и Н достигать  цели и получать результат решения  задачи. Эвристическое обучение представляет собой такую деятельность обучаемых, в ходе которой развиваются способности:

понимать пути и способы  продуктивной учебно-познавательной

 деятельности, творчески  копировать их и обучаться  при этом на своем и

 заимствованном опыте;

систематизировать (упорядочивать) учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;.

адаптироваться к применяющимся  видам учебно-познавательной

 деятельности и предвидеть  ее результаты;

планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;

формировать и принимать  решения по организации сложных  видов деятельности на основе эвристических  операций и стратегий с последующей  логической их проверкой (А.В. Хуторской, 1998).

Информация о работе Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы