Интенсификация процесса обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Работа разделена на три части. Первая часть содержит информацию об интенсификации процесса обучения иностранному языку, психолого-педагогических принципах, которые характеризуют интенсивное обучение, источниках интенсивного обучения.
Вторая часть работы описывает способы повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка, рассматривает учебную мотивацию как важный способ повышения эффективности обучения.
Мотивация во многом является залогом успешного обучения иностранному языку. Для того чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального уровня усвоения учебного материала, учителю следует использовать нестандартные формы работы, включать в процесс обучения новые приемы и методы обучения иностранным языкам, обращаться к новым техническим средствам обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
1 Актуальность проблемы интенсификации процесса обучения….4

1.1 Метод активизации возможностей личности и коллектива ……5

1.2 Психолого-педагогические принципы интенсивного обучения..7

1.3 О современном состоянии интенсивного обучения и его основных источниках…………………………………………..……. 8
1.4 Oсновные факторы интенсификации обучения ………..……...12

2. Усиление мотивации обучения………………………………..…13

2.1 Формирование мотивации ……………………………………..19
3.Модернизация содержания обучения иностранному языку на основе использования нестандартных форм обучения на уроке иностранного языка………………………………………………...21
3.1 Методические аспекты использования игры в обучении лексике…………………………………………………………….….20
3.2 Влияние нестандартных форм уроков на формирование лексических навыков………………………………………………..22
3.3 Игра на уроке TV Definitions (Телевизионные определения/поле чудес)………………………………………….…25


Заключение…………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Текст работы.docx

— 79.09 Кб (Скачать файл)

1. Повышение  целенаправленности обучения;

2. Усиление  мотивации учения;

3. Повышение  информативной емкости содержания  образования;

4. Применение  активных методов и форм обучения;

5. Ускорение  темпа учебных действий;

6. Развитие  навыков учебного труда;

7. Использование  компьютеров и других новых  технических средств.

           Педагогический процесс начинается с проектирования его целей. От того, насколько конкретными они будут, зависит интенсивность учебной деятельности школьников. Недостаточная напряженность целей расхолаживает учителя и учеников, делает обучение рыхлым, разбросанным. Правильно поставленная цель имеет определяющее значение в организации успешной деятельности. Цель как закон определяет способ и характер действий человека. Осознанность цели – необходимое условие ее достижения. Достижения сложных целей оказывает большое влияние на школьников; упрощенные задачи не развивают человека в должной мере. Все это хорошо известно, но в то же время недостаточно учитывается на практике.

             Для интенсификации обучения большое значение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учеников активной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и других способностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подхода к целеполаганию. При осуществлении его на практике надо иметь в виду разнообразие целей, выделяемых по различным основаниям.

В обучении применяются все эти виды целей: цели предмета в целом, цели раздела, цели темы. Общие цели программы  учитель затем декомпозирует, преломляя  в зависимости от условий конкретных классов, где приходится еще ставить  задачи восполнения пробелов, устранения недостатков в подготовке учащихся.

           Любая цель подразделяется на более конкретные задачи. В практике цели и задачи часто употребляются и как идентичные понятия[9, с. 28]. 
 

          2. Усиление мотивации обучения 

            Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения.        Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность учащихся за успехи в учении. Настало время активно взяться за формирование мотивации учения на основе использования рекомендаций психологической и педагогической науки и достижений передового опыта.  Интерес к учению значительно возрастает, если учитель обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности. Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.  Мощное средство стимулирования познавательного интереса – учебно-познавательные игры. Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов[1, c. 33-34]. В учебной деятельности имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Учеников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самим строить свою познавательную деятельность за пределами школы.           Сложность состоит в том, что эту готовность они еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним - важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе.

            Как показывает психологические исследования, основная причина этого заключается в несформированности у учащихся навыков учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу [15, c. 27 ].

       Одним из способов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивации учения.

         Со времен Я.А. Каменского — средневекового педагога — применялась «знаниевая модель» обучения, когда человек последовательно и механистически углублялся в предмет: знания, навыки, умения. При этом образование строилось на том, что человек должен был усвоить любым способом (понимать ли, зубрить ли) определенный объем знаний. На этих знаниях путем повторений вырабатывалось умение, которое в процессе дальнейших тренировок и упражнений превращалось в устойчивый профессиональный навык выполнять качественно какую-либо работу.

       Эта модель позволила обучить грамоте и трудовым навыкам людей прошлых эпох — феодализма и раннего капитализма. Но в ней недостаточно учитываются личность и способности к самообучению. Поэтому мотивация к обучению чаще всего проявляется как внешнее стимулирование: угроза наказания или лишения удовольствий, еды, питья, сна. Продуктивность такой модели обучения в современных условия недостаточна, а форма ее противоречит представлениям о правах личности и демократических свободах[3, с. 40-43].

       К настоящему времени усилиями многих прогрессивных педагогов-новаторов создается на практике новая «способностная модель» обучения.

  Знания —> Мышление —> Способности —> Умения —> Навыки —> Мастерство

         В ней максимально учитываются личностные предпосылки к более успешному способу усвоения знаний и выработки навыков и умений. Она построена на использовании и развитии имеющихся у человека его особых способностей к восприятию действительности, способностей к определенным видам труда. Тем самым создаются предпосылки построения личностно ориентированной системы обучения, предполагающей использовать самомотивацию к обучению на основе самоопределения, самоорганизации и самореализации. Иначе говоря, используется процесс самопознания личности, провозглашенный еще древними греками («Познай себя!») в качестве источника внутренней энергии развития личности. Поэтому прежнюю модель обучения мы можем образно представить как кувшин с водой, наполняемый камнями до тех пор, пока не потечет из него вода (умения к работе). А новую модель следует представить в виде свечи или горящего факела, который освещает человеку дорогу к цели.

          Эта модель обучения помогает человеку утверждать в себе призвание к делу, т.е. самому что-то создавать, придумывать новые способы работы, а не только использовать заученные приемы работы и старые знания. Поэтому менеджер, обученный на принципах данной модели, не будет задавать себе в процессе самоопределения вопрос: нравится мне это дело или нет? Дело в том, что он заранее знает, что нравиться может лишь то, что получается у человека. А получается то, к чему есть способности ума, рук, глаз, тела, памяти. Поэтому ощущение удовольствия от получаемых знаний, сделанной вещи служит менеджеру сигналом того, что он на правильном пути. Иначе говоря, данная модель приучает человека прислушиваться к себе, изучать себя, строить себя и свою судьбу, исходя из собственных ресурсов личности: способностей, ума, нравственности и характера[8, с. 80].

          Однако помимо понимания процесса мотивации следует использовать в процессе самообучения особый акт настройки личности и организма, который называют установкой. Она как бы находится между мотивацией и деятельностью. Так, если установка, сформированная обстоятельствами или осознанием цели, слабая, то малейшее препятствие может помешать человеку действовать в направлении к цели, а мощная установка (в виде осознания социальной значимости поступка, например, спасения ребенка) не позволяет отвернуться от намеченной задачи и выполнить ее. У студентов установка выступает как готовность к обучению данной специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности. Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста. Необходимость такой установки очевидна. Как писал Лев Толстой, «если намечаешь в каком-то месте переплыть реку, то бери выше, — иначе снесет!»

        Обучающимся необходимо в самом начале научиться процессу самоопределения и настраивания на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и тем самым — на обеспечение готовности к обучению. Для этого необходимо:

  1. выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала;
  2. сдерживать свои эмоции, свою импульсивность при выслушивании других, а также формировать рассудительность при ответах;
  3. вырабатывать способность к элементарным обобщениям;
  4. вырабатывать способность давать функциональное определение значения слов, находить их иное выражение (синонимы);
  5. тренировать память, чтобы создать объем кратковременной памяти не менее 4-х смысловых единиц, что позволит быстро запоминать фразу.

         Эти развитые способности позволят быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала:слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы и образные иллюстрации и таблицы. Именно с этого начинается освоение культуры умственного труда, к сфере которого относится работа менеджера, поскольку важнейшими ее элементами являются: анализ управленческой ситуации, выявление причин случившегося, принятие решений, определение способа достижения цели и решения задач и т.п. Поэтому важно знать, какие факторы (силы) влияют на качество умственного труда — это прежде всего факторы усвоения материала и факторы сохранения продолжительной работоспособности[14, с. 7-8].

           Действия человека исходят из  определенных мотивов и направлены  на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека  к действию. Не зная мотивов,  нельзя понять, почему человек  стремится к одной, а не другой  цели, нельзя, следовательно, понять  подлинный смысл его действий. К видам мотивов можно отнести  познавательные и социальные  мотивы. Направленность на содержание  учебного предмета говорит о  наличии познавательных мотивов.  Направленность на другого человека  в ходе учения — о социальных мотивах.

         Познавательные мотивы имеют  уровни: широкие познавательные  мотивы (ориентация на овладение  новыми знаниями — фактами,  явлениями, закономерностями), учебно-познавательные  мотивы (ориентация на усвоение  способов добывания знаний, приемов  самостоятельного приобретения  знаний), мотивы самообразования  (ориентация на приобретение дополнительных  знаний и затем на построение  специальной программы самосовершенствования). Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.

Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность  развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов  целеполагания, то есть умений школьников ставить цель и достигать их в  обучении. Цель – это ожидаемые  конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут  к реализации их мотивов. Выделяют виды, уровни, этапы, качества, проявления этого процесса. Видами целей в учении могут быть конечные цели (получение правильного результата решения) и промежуточные (различие способа работы и результата, нахождение нескольких способов решения и так далее).

            Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

Между тем в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной  сферы учения недооценивается. В  учебном процессе нередко мало что  может служить возникновению  положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т.д. В психологии показано, что эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей деятельности человека и его мотивации. Специфика эмоций, отмечал А.Н.Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов. Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценке своей деятельности. Тем самым эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, что подготавливает включение человека в эту деятельность. Таким образом, эмоции сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

          Уровни целей связаны с уровнями мотивов; таким образом, выделяют широкие познавательные цели, учебно-познавательные цели, цели самообразования, социальные цели (например, занять позицию в общении, найти оптимальный способ сотрудничества и другие).

         Этапами реализации целей являются постановка цели, ее обоснование, мысленное предвидение результата и способа его достижения, апробирование цели действием, конкретизация конечной цели, в виде промежуточных, выбор из нескольких целей одной наиболее реалистичной, обоснование расхода времени и сил, построение плана действия, достижение цели, проверка степени достижения цели по соотношению между требуемым, желательным и фактическим результатами.

          Учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворенности собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе, к прекращению роста учащихся, к «закрытости» их для развития. Поэтому в процессе учения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Состояние эмоционального комфорта учащихся, естественное в ситуации успешного выполнения задания, должно сменяться состоянием относительного дискомфорта, характерного для появления новых задач и поиска незнакомых еще путей решения.

Информация о работе Интенсификация процесса обучения иностранному языку