Интернациональное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
Определить понятие интернационального воспитания.
Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Глубокие изменения в  политической и экономической жизни  нашего общества, оказавшие существенное влияние на сферу межнациональных  отношений, обусловили социальную значимость проблемы формирования у детей позитивного  отношения к людям разных национальностей.

Нестабильность в области  национальных отношений, необходимость  гуманизации педагогического процесса образовательных учреждений указали на значимость приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, накопления позитивного опыта формирования культуры межнационального общения [8, с. 4].

Особенность России такова, что ее население составляют более  ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен. Это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы богатства страны, так же неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России, великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно быть предметом гордости каждого человека, но дело обстоит совсем не так. Нередки случаи возникновения напряженности между представителями разных народов, факты национального унижения  достоинства не только личности, но и целого народа.

Изменить сложившуюся  ситуацию возможно, если в образовательных  учреждениях вести целенаправленную работу по воспитанию культуры межнационального общения и толерантности [8, с.10].

 Российское государство всегда было многонациональным, и проблема взаимоотношений разных народов оставалась актуальной на протяжении всей истории нашей страны. Поэтому развитие современной дошкольной педагогики невозможно без включения осмысленного опыта прошлого, позволяющего избежать повторения совершенных ранее ошибок, восстановить утраченные, не востребованные до сих пор взгляды, в частности, на проблему формирования у детей позитивного отношения к людям разных национальностей [21, с.4].

Актуальность данной темы заключается в том, что именно взрослые акцентируют внимание ребенка на присутствие в их окружении детей другой национальности, другой культуры, другой веры, что часто приводит к противопоставлению их друг другу, к ухудшению взаимоотношений между ними. Таким образом, существенную роль в воспитании у дошкольников толерантных отношений к сверстникам играет ценностная направленность родителей и воспитателей, их позиция в отношении к людям другой культуры.

Важным условием воспитания уважительного отношения к себе, своему народу и налаживанию дружеских контактов с многонациональным окружением является межнациональное воспитание, которое включает в себя национальное воспитание. Приобщение ребенка к национальной культуре – это воспитание любви и уважения к своей исторической Родине. В трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывается, что процесс приобщения к культуре в дошкольном возрасте происходит через освоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных ценностях, осваивание его в активных видах деятельности [8,с.12].

  Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Из поставленной цели можно  определить следующие задачи:

    1. Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
    2. Определить понятие интернационального воспитания.
    3. Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
    4. Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности

 

 Объектом исследования является процесс интернационального воспитания.

Предмет исследования: интернациональное воспитание старших дошкольников.

          Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретическое обоснование исследуемого вопроса

 

          1.1. Основы интернационального воспитания в трудах отечественных исследователей

 

Проблему воспитания терпимости, доброжелательности, принятия индивидуальности людей другой национальности в той или иной степени затрагивали в своих научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы разного времени. 

Истоки патриотизма и  интернационализма имеют глубокие корни. Большой вклад в проблему патриотического народного воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, СП. Щацкий [5,с.50] .

Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов интернационального воспитания имеют труды И.И. Болдырева, В.З.Вульфова, Т.Н. Мальковской,  И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Т.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, М.Г. Тайчинова, Г.Н.Филонова, А.А. Шаталова и др.[8, с.10].

Однако, несмотря на широкое освещение  вопроса в педагогической литературе, в современных весьма сложных  социально-политических условиях проблема патриотического и интернационального воспитания дошкольников остается актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятий истинного патриотизма и интернационализма, не прекращаются негативные тенденции, сдерживающие проявления настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу интернационально-патриотического воспитания [8, с.9].

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась по таким направлениям: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова); отдельно исследовались средства воспитания гуманных чувств и отношений: художественная литература (А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова), изобразительное искусство (Л. В. Компанцева), роль разных видов деятельности, таких, как игра (Р. И. Жуковская, Л. Лидак), труд (В. Г. Нечаева, Р. С. Буре), художественная деятельность (Г. Н. Пантелеев). Воспитание коллективизма включало в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских отношений (Т. А. Маркова, А. В. Булатова), ответственности (К. А. Климова), взаимопомощи (Л. А. Пеньевская, С. А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева), с помощью художественных произведений (Л. А. Таллер) [18, с.7].

Патриотическому и интернациональному воспитанию детей дошкольного возраста также уделялось значительное внимание в трудах Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Ф. С. Левин - Щириной, Э. К. Сусловой.

Поликультурное воспитание - явление относительно новое для  России. В настоящее время активно  разрабатываются научно-теоретические  основы поликультурного воспитания в России Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, В.В. Макаевым, З.А. Мальковой, Д.Б. Сажиным, Л.Л. Супруновой, В.ІО. Хотинец и другими. Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами таких учёных как Е.С. Бабунова, Т.Ф. Бабынина, Е.А. Барахсанова., М.И. Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф.Вертякова, Э.К. Суслова, Т.В. Черник, Т.И. Чиркова, Л.С. Ядрихинская) и обучению детей второму (неродному) языку (И.В. Вронская)[22, с.25].

В трудах отечественных исследователей были выделены методы формирования основ  интернациональных чувств дошкольников. Перечислим их[18, с. 169]:

1. Общение детей разных  национальностей.

Сюда входит общение детей  внутри детского сада, встречи с  детьми и взрослыми из разных регионов, или опосредованное общение –  переписка.

2. Проведение специальных  занятий (чтение, беседы, рассматривание  картин), на которых используются  рассказы о жизни, труде, быте, культуре разных народов.

3. Использование музыки  разных народов.

4. Использование национальной  куклы.

Также внимания заслуживают  работы дагестанских  исследователей этнопедагогики З.М.Магомедовой, А.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, З.Т. Гасанова, которые рассматривают различные направления народного воспитания, воспитания культуры межнационального общения и толерантности [8, с.12].

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

          1.2. Понятие и сущность интернационального воспитания

 

Воспитание - одно из ведущих в педагогике. Понятие воспитание рассматривается в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, как функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни; в применении к дошкольной педагогике – в подготовке детей дошкольного возраста к жизни и обучению в школе.

Воспитание в педагогическом смысле означает специально организуемый и управляемый процесс, содействующий  развитию личности. В педагогическом смысле воспитание рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле имеет цель всестороннего развития личности ребёнка в целом. В узком подразумевает целенаправленное воздействие на ребёнка с целью формирования определённого качества личности [6, c.30].

Воспитание национальное и интернациональное – это воспитание чувства собственного национального достоинства, уважения к другим нациям и народам [29].

  Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного образованного человека. Под интернациональным воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности [21,c.15].

   Для нашей, одной из крупнейших многонациональных, многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания является формирование у своих граждан чувств и сознания российского патриотизма и дружбы народов. Патриотизм неразрывно связан с дружественными отношениями граждан разных национальностей. Российский патриотизм сплачивает народы страны в рамках единой Федерации. Патриотическое воспитание призвано формировать у детей, молодежи,    населения любовь к своей Родине - Российской Федерации, выражающаяся в готовности служить ей и защищать ее. Оно призвано также формировать любовь к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, сегодняшним реалиям, народам ее населяющим, их культурам, традициям. Важнейшей задачей патриотического воспитания является укрепление единства и целостности Российской Федерации [28].

  Однако решение задач патриотического воспитания серьезно осложнилось тем обстоятельством, что распад Советского Союза, изменения, вызванные переходом российского общества из одного состояния в другое, привели к распаду сложившейся отечественной системы патриотического и интернационального воспитания. В особо сложной обстановке происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирование у них нового российского патриотизма. Происшедшие изменения приводят к оживлению различных воззрений националистического характера. Одной из причин этого является недооценка возможностей воспитания[21, c.30].

   На современном этапе развития наше общество находится в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных нравственных ценностей. Население страны живет в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий, имеют место факты проявления дискриминации, насилия, неуважения и нетерпимости к людям другой национальности.

    Проблема патриотизма и интернационализма сегодня приобрела небывалую остроту. Поэтому  возникает потребность пересмотра имеющейся системы нравственного воспитания, в особенности в воспитании культуры межнационального общения и толерантности[9, c.50].

  Раскрытие содержания понятия «интернациональное воспитание» невозможно без понимания таких важных определений как: «культура межнационального общения», «межнациональное общение», «культура общения».

  Термин «культура» имеет очень древнее происхождение и происходит из двух слов: «культ» – поклонение, почитание, хвала и «ур» – свет. Латинское слово «культура» буквально. З.Т. Гасанов в своем труде под культурой понимает «совокупность социально приобретенных и трансформируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность».

 Б. Малиновский утверждает, что «культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности».

Л.Н. Коган трактует культуру как «достояние всего человечества. Она включает в себя все лучшее, самое ценное, созданное каждой эпохой, всеми национальными культурами, всеми слоями населения. В этом смысле в культуре остаются именно вечными общечеловеческие ценности. Но любая общечеловеческая ценность культуры несет печать создавшей ее эпохи и одновременно выступает достоянием национальной культуры того или иного слоя внутри этой нации. Поэтому культура всегда предполагает диалектическое единство общечеловеческого и национального».

Информация о работе Интернациональное воспитание