Интернациональное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
Определить понятие интернационального воспитания.
Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

Игра может выступать  как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений  между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться  с утверждениями Д.Б. Эльконина, который  считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений" [22, c. 134].

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут  на себя и выполняют роль людей  иных национальностей. Игра делает общение  интереснее, помогает дойти до ума  и сердца каждого ребенка, вызвать  творческий интерес.

Большое влияние на воспитание этики межнационального общения  детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных  национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется  круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация  помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать  другие культуры [22].

Большую роль в воспитании этики межнационального общения  у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко  прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу "чужих". Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего "Я": Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других [30].

Эффективным средством воспитания этики межнационального общения  у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

Можно быть уверенным, что  через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего  мира различных народов будет  происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень  важно, что бы дети почувствовали, что  дружеский настрой к другому  народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь  полнее и интереснее [12, c. 132].

За сказочными образами стоят  символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в  мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является "мифом" или "маскировкой" - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова - язык нашего сознания.

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного  возраста, мы пришли к выводам, что:

1. Этика межнационального  общения – чувство симпатии, дружелюбия  и уважения к людям других  национальностей, принятие и понимание  их этнической самобытности, обычаев  и традиций.

2. В старшем дошкольном  возрасте возрастает дружелюбность  и эмоциональная вовлеченность  ребенка в деятельность и переживания  сверстников. Часто старшие дошкольники  внимательно наблюдают за действиями  ровесников и эмоционально включены  в них. Достаточно часто даже  вопреки правилам игры они  стремятся помочь партнёру по игре, подсказать ему правильный ход. Если дети в 4-5 лет вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения.

3. Эффективными средствами  воспитания этики межнационального  общения являются: традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, произведения искусства. Главным из перечисленных средств, на наш взгляд, является игра, как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

Заключение

 В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Мы считаем, что подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей [16, c. 64].

Нам кажется, что следует  обратить внимание на воспитание подрастающего поколения, так как именно в детстве человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у дошкольников этики межнационального общения, принятия людей другой национальности независимо от цвета кожи и вероисповедания [12, c.10].

В результате нашей работы мы определили сущность интернационального воспитания дошкольников, которая проявляется в необходимость формирования в детях представление о равенстве всех народов, развитие интереса и уважения к различным культурам, воспитание чувства ответственности за будущее мира.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "этика межнационального общения" в педагогической литературе. Этика межнационального общения определяется как чувство симпатии, дружелюбия и уважения к людям других национальностей, принятие и понимание их этнической самобытности, обычаев и традиций.  Мы установили, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала формирования основ интернациональных чувств, так как именно в этом возрасте детей характеризует дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников, а также эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

В работе мы также обозначили средства формирования интереса у дошкольников к культуре разных народов и начал интернациональных чувств, наиболее эффективным из которых мы считаем игру как ведущий тип деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Мы установили, что воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.

Соответственно, систематическая  работа по интернациональному воспитанию, использование перечисленных средств, пример педагога позволят наиболее продуктивно  формировать у детей понятие  о равенстве всех народов.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Асмолов. – М.: Мемориал, 2001,- 63 с.

2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст]/            А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности. – 2001. – № 1.- С.64-66.

3. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. Толерантность в общественном сознании России [Текст]/. – М.: Педагогика,1998, - 105 с.

4. Бателаан, П. Межкультурное образование - больше, чем долг [Текст]/ П.Бателаан. – М.: Просвещение, 2002. – С.243.

5. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст]/ М.И.Богомолова. - М.: Просвещение,1988, -112с.

6. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М.: Просвещение, 1993,- 98с.

7.«Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», всероссийская науч. - практическая конф. (1999; М. ). Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999 г. [Текст]/редкол.: Т.З.Гасанов [и др.].- М.,2001.- 12 с.

8. Вострухина, Т.Н. Методическое сопровождение процесса воспитания толерантных отношений у участников педагогического взаимодействия в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Т.Н. Вострухина// Автореферат дис… канд. пед. наук . – М., 2011.- 30 с.

 9. Гасанов, Т.З. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения [Текст]/ З.Т.Гасанов//Педагогика – 1999.- №6.- С.51-55.

 10. Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст]/ Ю.Демиденко, О.Куликова // Школьный психолог. – 2002. – № 15. – С. 4.

              11. Дробижева, Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л.М.Дробижева.– М.: Педагогика, 1994.-100 с.

            12 . Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М.Н.Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.-170 с.

             13. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость [Текст] / А.Е.Зимбули. – М.:Просвещение, 1996. -233 с.

            14. Ильченко, Л. Педагогика политкультурности и толерантности [Текст]/ Л.Ильченко//Дошкольное воспитание – 2004.- №8.- С.20-21.

 15. Кон, И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) [Текст]/И.С.Кон//Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская-Мн.: Харвест,1998.- С. 40.

            16. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] / Е.Е.Копченова// Психолог в детском саду. - 1999. - № 1. - С. 64 - 66.

           17.  Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы [Текст] / Т.Б.Менская// Общество и образование в современном мире. -Вып. 2. - М., 1993.

            18. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]// Библиотека воспитателя детского сада/ Под ред. В. Г.Нечаевой, Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1975. - 256 с.

  19.  Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. .... докт. психол. Наук [Текст]/А.П.Оконешникова. - Якутск, 1998.

  20. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л.Парамонова, Т.Алиева, А.Арушанова// Дошкольное воспитание - 1999. -№ 5. - С. 70 - 73.

   21.Педагогика межнационального общения[Текст]//Учебное пособие/ Под ред. Н.И.Белоцерковец.- Ставрополь: Изд-во СГПИ,2008.-168 с.

              22. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста[Текст]// Пособие для воспитателей/ Под редакцией В. Н. Вершинина/ – Ульяновск: УИПКПРО, 2004 - 200с.

              23.   Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.

              24. Суслова, Э. Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны" [Текст]/ Э.Суслова// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 25.

              25. Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.- С.25-27.

               26. Суслова, Э. Рекомендации по темам: "Воспитание у детей этики межнационального общения" [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26-28.

               27. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н.Юрина// Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.16 - 18.

              28. Интернациональное воспитание детей в детском саду [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.onlytome.com

              29. Толковый словарь обществоведческих терминов [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.slovarnik.ru      

            30. Этнокультурная компетентность педагога [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: dob.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Интернациональное воспитание