Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
Определить понятие интернационального воспитания.
Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности
Игра может выступать
как эмоционально-действенное
Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений" [22, c. 134].
В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.
В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.
Большое влияние на воспитание этики межнационального общения детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.
Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры [22].
Большую роль в воспитании
этики межнационального общения
у детей дошкольного возраста
оказывают пословицы и
Эффективным средством воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.
Можно быть уверенным, что
через знакомство с фольклором разных
национальностей, через познание внутреннего
мира различных народов будет
происходить постепенное
За сказочными образами стоят
символы коллективного
Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводам, что:
1. Этика межнационального
общения – чувство симпатии, дружелюбия
и уважения к людям других
национальностей, принятие и
2. В старшем дошкольном
возрасте возрастает
3. Эффективными средствами
воспитания этики
Заключение
В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Мы считаем, что подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей [16, c. 64].
Нам кажется, что следует обратить внимание на воспитание подрастающего поколения, так как именно в детстве человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у дошкольников этики межнационального общения, принятия людей другой национальности независимо от цвета кожи и вероисповедания [12, c.10].
В результате нашей работы мы определили сущность интернационального воспитания дошкольников, которая проявляется в необходимость формирования в детях представление о равенстве всех народов, развитие интереса и уважения к различным культурам, воспитание чувства ответственности за будущее мира.
В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "этика межнационального общения" в педагогической литературе. Этика межнационального общения определяется как чувство симпатии, дружелюбия и уважения к людям других национальностей, принятие и понимание их этнической самобытности, обычаев и традиций. Мы установили, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала формирования основ интернациональных чувств, так как именно в этом возрасте детей характеризует дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников, а также эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
В работе мы также обозначили средства формирования интереса у дошкольников к культуре разных народов и начал интернациональных чувств, наиболее эффективным из которых мы считаем игру как ведущий тип деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Мы установили, что воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.
Соответственно, систематическая
работа по интернациональному воспитанию,
использование перечисленных
Список использованной литературы:
1. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Асмолов. – М.: Мемориал, 2001,- 63 с.
2. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст]/ А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности. – 2001. – № 1.- С.64-66.
3. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. Толерантность в общественном сознании России [Текст]/. – М.: Педагогика,1998, - 105 с.
4. Бателаан, П. Межкультурное образование - больше, чем долг [Текст]/ П.Бателаан. – М.: Просвещение, 2002. – С.243.
5. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст]/ М.И.Богомолова. - М.: Просвещение,1988, -112с.
6. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М.: Просвещение, 1993,- 98с.
7.«Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», всероссийская науч. - практическая конф. (1999; М. ). Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999 г. [Текст]/редкол.: Т.З.Гасанов [и др.].- М.,2001.- 12 с.
8. Вострухина, Т.Н. Методическое сопровождение процесса воспитания толерантных отношений у участников педагогического взаимодействия в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Т.Н. Вострухина// Автореферат дис… канд. пед. наук . – М., 2011.- 30 с.
9. Гасанов, Т.З. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения [Текст]/ З.Т.Гасанов//Педагогика – 1999.- №6.- С.51-55.
10. Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст]/ Ю.Демиденко, О.Куликова // Школьный психолог. – 2002. – № 15. – С. 4.
11. Дробижева, Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л.М.Дробижева.– М.: Педагогика, 1994.-100 с.
12 . Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М.Н.Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.-170 с.
13. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость [Текст] / А.Е.Зимбули. – М.:Просвещение, 1996. -233 с.
14. Ильченко, Л. Педагогика политкультурности и толерантности [Текст]/ Л.Ильченко//Дошкольное воспитание – 2004.- №8.- С.20-21.
15. Кон, И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) [Текст]/И.С.Кон//Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская-Мн.: Харвест,1998.- С. 40.
16. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] / Е.Е.Копченова// Психолог в детском саду. - 1999. - № 1. - С. 64 - 66.
17. Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы [Текст] / Т.Б.Менская// Общество и образование в современном мире. -Вып. 2. - М., 1993.
18. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]// Библиотека воспитателя детского сада/ Под ред. В. Г.Нечаевой, Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1975. - 256 с.
19. Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. .... докт. психол. Наук [Текст]/А.П.Оконешникова. - Якутск, 1998.
20. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л.Парамонова, Т.Алиева, А.Арушанова// Дошкольное воспитание - 1999. -№ 5. - С. 70 - 73.
21.Педагогика межнационального общения[Текст]//Учебное пособие/ Под ред. Н.И.Белоцерковец.- Ставрополь: Изд-во СГПИ,2008.-168 с.
22. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста[Текст]// Пособие для воспитателей/ Под редакцией В. Н. Вершинина/ – Ульяновск: УИПКПРО, 2004 - 200с.
23. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
24. Суслова, Э. Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны" [Текст]/ Э.Суслова// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 25.
25. Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.- С.25-27.
26. Суслова, Э. Рекомендации по темам: "Воспитание у детей этики межнационального общения" [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26-28.
27. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н.Юрина// Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.16 - 18.
28. Интернациональное воспитание детей в детском саду [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.onlytome.com
29. Толковый словарь обществоведческих терминов [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.slovarnik.ru
30. Этнокультурная компетентность педагога [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: dob.1september.ru