Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
Определить понятие интернационального воспитания.
Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности
М. Херсковиц: «культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религии, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.) [21, c.50].
В научной литературе также можно найти множество определений данного понятия, в которых культура рассматривается как результат общественно-исторической трудовой деятельности человечества.
Общение – это межличностное
взаимодействие людей, членов общества,
представителей отдельных социальных
групп, осуществляемое на основе отражения
социальной действительности. В свою
очередь межнациональное
Изучая проблемы межнациональных отношений, З.Т. Гасанов определил это понятие как «определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями». В контексте межнациональных отношений ученый дал характеристику и термину «культура общения», которую рассматривает как выполнение людьми правовых и морально-этических норм и правил общежития. В культуре общения он выделяет умения и навыки строить свои отношения с окружающими людьми, нравственную и эстетическую воспитанность, помогающую человеку выразить свое отношение к обществу, стране, семье, другим людям и самому себе. В силу этого в культуре общения человека проявляются также патриотизм, отношение к людям разных наций, рас, коллективизм, который непременно включает в себя также культуру речи, умение человеком держать себя в обществе и соблюдать правила приличия.
Термин «культура
А.А. Глебов под культурой межнационального общения понимал «качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей». З.Т. Гасанов понимал «уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству». В.Г. Крысько – «совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах».
При характеристике культуры межнационального общения можно выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационный и поведенческий[21].
Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях, о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур и проблемах их развития, об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей, о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).
Эмоционально-оценочный компонент – это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждения по отношению к своему и другим этносам (отрицательные – замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и пр.; положительные – любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).
Мотивационный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
Поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.
В соответствии с такой структурой культуры межнационального общения ее формирование предполагает следующие этапы:
1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных
ценностей.
2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
3. Формирование потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.
Также важно понимать значение понятия «толерантность». Толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, принятие многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого, в том числе права быть иными, а также воздержания от причинения вреда[14, c.20].
Таким образом, процесс интернационального воспитания включает такие аспекты как: воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработки гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми, принятие людей независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания. Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс информационного обмена, научно-технического и культурного развития [11].
В ряду понятий, связанных с интернациональным воспитанием, особое место занимает понятие «культура мира».
Формирование культуры мира предполагает развитие понимания универсальных ценностей и моделей поведения, необходимого, чтобы жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом. А такое понимание, в свою очередь, достижимо, если у воспитанников:
• развивать способность ценить свободу;
• развивать умение общаться, сотрудничать с другими людьми, открытость;
• формировать восприятие
и понимание основ
• развивать навыки ненасильственного урегулирования конфликтов, вырабатывать такие качества, как терпимость, сострадание, отзывчивость и сопереживание;
• вырабатывать гармоничное
сочетание между
• формировать понимание необходимости уважать мировое культурное наследие, охранять окружающую среду и т.д.
Соответственно, сущностью интернационального воспитания является необходимость формирования в детях представление о равенстве всех народов, развивать интерес и уважение к различным культурам, воспитывать чувство ответственности за будущее мира [30].
Глава 2. Процесс формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста
2.1. Особенности формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста [26].
Содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении [24].
Существует мнение, что ребенок интернационален от рождения, так как он по-доброму относится ко всем окружающим. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Отношение ребенка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему еще не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Общение с людьми разных национальностей важнейшее средство и необходимое условие интернационального воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений. Особенно это актуально для многонациональных республик и округов, таких, как Дагестан, например [28].
Подавляющее большинство детей старшего
дошкольного возраста положительно относятся
к людям разных национальностей. Вместе
с тем замечены проявления иного отношения:
смех или, напротив, испуг при встрече
с людьми других рас или национальностей,
с необычными для восприятия детей ярко
выраженными внешними особенностями,
говорящими на непонятном для ребят, а
потому «смешном» языке, отказ вступать
в общение с ними. Детская бестактность
обнаруживается в назывании сверстников
по национальности, а не по имени (порой
с недоброжелательным оттенком), в прямом
вопросе к незнакомому человеку, направленном
на выяснение его национальной или расовой
принадлежности, в громком высказывании
своих впечатлений от неожиданной, только
что состоявшейся встречи, к примеру, в
общественном транспорте, с человеком
другой расы, представляющий другие народы.
Причины отрицательных проявлений кроются
в детской непосредственности, весьма
ограниченном жизненном опыте, отсутствии
необходимых представлений о людях других
национальностей и культуры общения с
ними.
Поэтому педагог должен знать, дети каких
национальностей воспитываются в группе,
и при равном доброжелательном отношении
ко всем не упускать это из виду [19].
В основе интернационального воспитания детей дошкольного возраста лежит развитие эмоционального отношения и дружеского расположения к людям другой национальности, интерес к разным народам. Развитие чувств происходит в основном в результате подражания. Следовательно, педагог должен создавать условия для положительного микроклимата в группе, обеспечивающего формирование интернациональных чувств [30].
В овладении детьми старшего возраста рядом достаточно сложных представлений о явлениях общественной жизни, о нравственных качествах повышается роль занятий. Существенно важным при этом является формирование у детей положительных взаимоотношений в процессе учения.
Интернациональное воспитание детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в трех направлениях [23, c. 85]:
-информационное насыщение (
-
эмоциональное воздействие ;
-поведенческие
нормы (знания, полученные ребенком о нормах
взаимоотношений между народами, правилах
этикета, должны быть обязательно закреплены
в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в интернациональном воспитании детей дошкольного возраста следующие [23, c. 87]:
- общение с представителями разных
национальностей;
-
устное народное творчество;
-
художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную
куклу;
-
декоративно-прикладное искусство, живопись;
-
музыку;
-
этнические мини-музеи.
В формировании толерантности у дошкольников также необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Также основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий [10].
2.2. Средства формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников
Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.