Интернациональное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
Определить понятие интернационального воспитания.
Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

М. Херсковиц: «культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религии, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и др.) [21, c.50].

В научной литературе также можно найти множество определений данного понятия, в которых культура рассматривается как результат общественно-исторической трудовой деятельности человечества.   

Общение – это межличностное  взаимодействие людей, членов общества, представителей отдельных социальных групп, осуществляемое на основе отражения  социальной действительности. В свою очередь межнациональное общение  является специфичной формой проявления общения вообще[19].

Изучая проблемы межнациональных  отношений, З.Т. Гасанов определил это понятие как «определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями». В контексте межнациональных отношений ученый дал характеристику и термину «культура общения», которую рассматривает как выполнение людьми правовых и морально-этических норм и правил общежития. В культуре общения он выделяет умения и навыки строить свои отношения с окружающими людьми, нравственную и эстетическую воспитанность, помогающую человеку выразить свое отношение к обществу, стране, семье, другим людям и самому себе. В силу этого в культуре общения человека проявляются также патриотизм, отношение к людям разных наций, рас, коллективизм, который непременно включает в себя также культуру речи, умение человеком держать себя в обществе и соблюдать правила приличия.

Термин «культура межнационального общения» в научном обороте появился с 1982 года. В современной философской, социологической, педагогической и психологической литературе можно встретить множество определений данного понятия[4, c.105].

А.А. Глебов под культурой межнационального общения понимал «качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей». З.Т. Гасанов понимал «уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству». В.Г. Крысько – «совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах».

При характеристике культуры межнационального общения можно  выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационный и поведенческий[21].

Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях, о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур и проблемах их развития, об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей, о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Эмоционально-оценочный  компонент – это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждения по отношению к своему и другим этносам (отрицательные – замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и пр.; положительные – любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).

Мотивационный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.

В соответствии с такой  структурой культуры межнационального общения ее формирование предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных

ценностей.

2. Формирование на этой  основе чувства гордости за  принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности  людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных  знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

 Также важно понимать значение понятия «толерантность». Толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, принятие многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого, в том числе права быть иными, а также воздержания от причинения вреда[14, c.20].

Таким образом, процесс интернационального воспитания включает такие аспекты  как: воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработки гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми, принятие людей независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания. Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс информационного обмена, научно-технического и культурного развития [11].

В ряду понятий, связанных  с интернациональным воспитанием, особое место занимает понятие «культура мира». 

Формирование культуры мира предполагает развитие понимания универсальных ценностей и моделей поведения, необходимого, чтобы жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом. А такое понимание, в свою очередь, достижимо, если у воспитанников:

• развивать способность  ценить свободу;

• развивать умение общаться, сотрудничать с другими людьми, открытость;

• формировать восприятие и понимание основ взаимодействия между людьми, полами, народами и  культурами;

• развивать навыки ненасильственного  урегулирования конфликтов, вырабатывать такие качества, как терпимость, сострадание, отзывчивость и сопереживание;

• вырабатывать гармоничное  сочетание между индивидуальными  и коллективными ценностными установками;

• формировать понимание  необходимости уважать мировое  культурное наследие, охранять окружающую среду и т.д.

           Соответственно, сущностью интернационального воспитания является необходимость формирования в детях представление о равенстве всех народов, развивать интерес и уважение к различным культурам, воспитывать чувство ответственности за будущее мира [30].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Процесс формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста

 

 2.1. Особенности формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников

Отечественные авторы отмечают, что  сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста [26].  

Содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и  взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения  к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение  эмоционально-положительного отношения  к ним в собственном поведении  при непосредственном и опосредованном общении [24].

Существует мнение, что ребенок интернационален от рождения, так как он по-доброму относится ко всем окружающим. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Отношение ребенка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему еще не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Общение с людьми разных национальностей важнейшее средство и необходимое условие интернационального воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений. Особенно это актуально для многонациональных республик и округов, таких, как Дагестан, например [28].

  Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: смех или, напротив, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, с необычными для восприятия детей ярко выраженными внешними особенностями, говорящими на непонятном для ребят, а потому «смешном» языке, отказ вступать в общение с ними. Детская бестактность обнаруживается в назывании сверстников по национальности, а не по имени (порой с недоброжелательным оттенком), в прямом вопросе к незнакомому человеку, направленном на выяснение его национальной или расовой принадлежности, в громком высказывании своих впечатлений от неожиданной, только что состоявшейся встречи, к примеру, в общественном транспорте, с человеком другой расы, представляющий другие народы. Причины отрицательных проявлений кроются в детской непосредственности, весьма ограниченном жизненном опыте, отсутствии необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.  
Поэтому педагог должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упускать это из виду [19].

В основе интернационального воспитания детей дошкольного возраста лежит  развитие эмоционального отношения  и дружеского расположения к людям  другой национальности, интерес к  разным народам. Развитие чувств происходит в основном в результате подражания. Следовательно, педагог должен создавать условия для положительного микроклимата в группе, обеспечивающего формирование интернациональных чувств [30].

В овладении детьми старшего возраста рядом достаточно сложных представлений  о явлениях общественной жизни, о  нравственных качествах повышается роль занятий. Существенно важным при этом является формирование у детей положительных взаимоотношений в процессе учения.

Интернациональное воспитание детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в трех направлениях [23, c. 85]:

-информационное насыщение (сообщение  знаний о традициях, обычаях  разных народов, специфике их  культуры и ценностей);  
            - эмоциональное воздействие ; 
            -поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений  можно использовать самые разнообразные  средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в интернациональном воспитании детей дошкольного возраста следующие [23, c. 87]:

- общение с представителями разных национальностей; 
            - устное народное творчество; 
            - художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу; 
            - декоративно-прикладное искусство, живопись; 
            - музыку; 
            - этнические мини-музеи.

В формировании толерантности у  дошкольников также необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Также основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

        

          2.2. Средства формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников

Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели. Воспитание растущего человека как  формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Воспитание – это процесс  систематического и целенаправленного  воздействия на человека, на его  духовное и физическое развитие в  целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением  и образованием, поскольку названные  процессы направлены на человека как  целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие  влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

Информация о работе Интернациональное воспитание