Интернациональное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение вопроса интернационального воспитания, воспитания толерантности и культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную проблемам интернационального воспитания.
Определить понятие интернационального воспитания.
Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Определить средства формирования позитивного отношения к людям другой национальности

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, как социально-культурного ориентира; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний. Для успешного и эффективного процесса воспитания дошкольников необходимо применение различных средств [7,c.5].

Прежде всего, для осуществления  воспитательной работы по формированию у детей дошкольного возраста этики межнационального общения  необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного  формирования личности, его гражданского становления, воспитание этики межнационального общения, представляет собой целенаправленный процесс, включения детей в различные виды деятельности, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств [6, c.98].

Осознанная необходимость  воспитания детей в уважении культурных различий требует от общества и государства  специальных усилий по проникновению  такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.

Особенности восприятия человека другой национальности обусловлены  возрастом и социальными условиями  развития. Дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. В этом возрасте ребенка еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главных задач воспитателей является сформированность у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным ценностям разных народов [22, c.75].

Соответственно, формирование толерантности, культуры межнационального общения целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является благоприятным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В основе формирования у детей этики  межнационального общения лежит  такое понятие как «принятие», то есть необходимость в уважительном отношении к другим людям [27].

Закрепление и уточнение  представлений детей дошкольного  возраста о культурных ценностях  многонационального мира должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.

Существуют разнообразные  средства воспитания у детей этики  межнационального общения: от организации  прямого общения с представителями  разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных организациях [22, с.60].

Но эффективность использования  любых средств во многом зависит  от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры.

В условиях дошкольных организаций  именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень  нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект  развивается только интеллектом. Это означает, что и этику межнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

Воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного  возраста возможно посредством различных  средств. К средствам воспитания толерантности можно отнести [22, с.64]:

- традиции;

- общение;

- художественная литература;

- сказки;

- пословицы и поговорки;

- национальные куклы;

- подвижные игры, с использование  национальных атрибутов;

- произведения искусства  и др.

Рассмотрим каждое средство воспитания этики межнационального общения более подробно.

Традиции, облаченные в форму  привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей  природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их "своего рода хранителями достижений прошлого" [17].

 Традиция- это передача, элементов культурного и социального наследия от поколения к поколению, а также его последующие сохранение в определенных социальных группах в течение длительного времени. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние  людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.

При налаживании дружеского контакта детского сада с иным национальным составом, наиболее ценным является непосредственное общение детей. Такая возможность  есть во всех дошкольных учреждениях, но сначала необходимо продумать  план работы. Важно помимо повседневного  общения организовывать встречи, заранее  продумывать их цель и содержание.

Наиболее реальный путь в  воспитании этики межнационального общения – практическое участие  в жизни другого человека. Как  утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду [5]. В тех случаях, когда нет условий для непосредственного общения, следует организовать совместные праздники, чтение детской литературы и беседы.

Э. Суслова считает, что  общеизвестна огромная роль детской  художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре  и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения  и первоначальных основ социальной активности [27, c. 17]. Составленные и выдержавшие несколько изданий хрестоматии для старших дошкольников, куда вошли произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им, дети приобщаются к многонациональной советской литературе.

Художественные произведения в образной форме знакомят детей  с жизнью общества, помогают ему  познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения  к другим людям. Но сегодня нужна  специальная хрестоматия, которая  более основательно, полней знакомила  бы с художественной многонациональной  литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые  с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям  различных национальностей, а с  другой – закладывают основу человеческой духовности.

Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран  начинается с воспитания интереса и  симпатии к сверстникам разных национальностей.

Используя художественную литературу, Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: "Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах" [18, с. 156]. Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.

Сила воздействия литературного  произведения на развитие личности ребенка  чрезвычайно велика.

Исследования педагогов  показали, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые  переживают герои книг. Чтение художественных произведений содействует развитию детского мышления, служит источником новых представлений и знаний.

Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Подбирать  литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей  других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой  народов; рассказы о жизни детей  разных национальностей. По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении  речевых логических задач) используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети [27]. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при подборе  художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее: симпатичные герои - дети, любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладающие набором гуманных качеств, таких как: доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия [18, с. 158].

Для ознакомления детей с  культурой разных народов, населяющими  нашу страну, педагоги детских садов  в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр фильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. М.И. Богомолова считает, что воспитанию этики межнационального общения способствует национальная кукла [5]. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

  1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;
  2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия  на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают  у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко  кукол вносят в группу лишь для  пополнения игрового хозяйства, часто  находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие  национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением  Р.И. Жуковской, которая считает, что  национальная кукла становится средством  национального, а значит и воспитания этики межнационального общения  лишь в том случае, если она оказывается  наделенной определенными чертами характера [5, с.66]. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими - либо особенными чертами.

В ДОУ должен быть продуманный  подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать  их следующим образом:

1. Куклы, передающие характерные  черты национальности;

2. Куклы, носящие имена  полюбившихся национальных литературных  героев;

3. Куклы, которые своими  костюмами и элементами атрибутов  напоминают о труде, характере  той или иной национальности.

Воспитание этики межнационального общения, симпатии, дружеского отношения  к другим народам происходит в  процессе подвижных игр, с использование  национальных атрибутов.

В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский  Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит "интеллектуализация", т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным [5, с. 70].

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем  какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие  игры зависит от ее содержания, она  может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством  познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Информация о работе Интернациональное воспитание