Использование дидактических игр на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения………………………………………………………………...5
1.1. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе………………..5
1.2. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы…………………………………………9
1.3. Теоретические выводы по работе………………………………………….19
2. Экспериментальная работа…………………………………………………..21
2.1. Анализ результатов исследования…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы ……………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МПО.docx

— 281.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский профессионально-педагогический университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономики предпринимательства

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по методике профессионального обучения

 

Использование дидактических игр на уроках экономики

 

 

                                                                  Выполнила студентка группы ЗПД-408

                                                              Шедловская Ю.О.

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические  основы использования дидактических  игр в процессе обучения………………………………………………………………...5

1.1. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе………………..5

1.2. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы…………………………………………9

1.3. Теоретические выводы по работе………………………………………….19

2.  Экспериментальная  работа…………………………………………………..21

2.1. Анализ результатов исследования…………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы ……………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Актуальность: игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Цель исследования: изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения, выявить оптимальные педагогические условия применения дидактических игр на уроках экономики в старших классах.

Исходя из цели исследования, на основании анализа данной проблемы и результатов опытных исследований, сформулирована гипотеза: если в процессе обучения экономики применять дидактические и сюжетно-ролевые игры то интерес к предмету у учащихся будет выше, повысится качество знаний, а так же прочность усвоения учащимися учебного материала будет более эффективной.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) Провести анализ имеющийся педагогической литературы по данной теме.

2) Разработать дидактические  игры.

3) Разработать методику  применения дидактических игр  на уроках экономики в старших  классах.

4) Составить систему уроков  по экономике с использованием дидактических игр.

Объектом исследования является: организация учебно-воспитательного процесса на уроках экономики в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: использование дидактических игр в организации учебно-воспитательного процесса на уроках экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения.
    1. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Это мнение высказывал А.Н. Леонтьев.

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания.[19]

Итак, игра воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх "функция реального" присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое "рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений [3]:

1. Игра выступает самостоятельным  видом развивающей деятельности  детей разных возрастов.

2. Игра детей есть самая  свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается  окружающий мир, открывается широкий  простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень  деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность  младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере  взросления учащихся.

4. Игра есть практика  развития. Дети играют, потому что  развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – главная сфера  общения детей; в ней решаются  проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений  людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему члену общества. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге "Слагаемые педагогической технологии" дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.[12]

Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.[13]

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики