Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа
Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения………………………………………………………………...5
1.1. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе………………..5
1.2. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы…………………………………………9
1.3. Теоретические выводы по работе………………………………………….19
2. Экспериментальная работа…………………………………………………..21
2.1. Анализ результатов исследования…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы ……………………………………………………………...32
Так российские учителя активно используют игру "I am a MANAGER" разработанную американским автором Джоном Стэнли для обучения деятельности в сфере рынка студентов американских колледжей, у нас эта игра более известна как "Я богатей". В этой игре учащийся выступает в роли менеджера развивающейся компании, ему постоянно приходится принимать важные решения, например – в какой бизнес лучше вложить имеющийся капитал и т.д. Эта игра учит учащихся анализировать рынок и грамотно принимать решения.
В заключение этого раздела хочется сказать, что применение дидактических игр на уроках экономики в нашей стране – явление крайне редкое, лишь малая часть учителей экономики используют игровой подход, чаще же ими применяется лекционная форма проведения занятий. Именно поэтому у большинства учеников теряется интерес к изучению данного предмета.
Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.
Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между детьми.
Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…"
Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества.
В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию.[19]
Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.
Немецкий психолог Г.Гросс говорил, что игра является эффективным средством обучения. У детей в процессе игровой деятельности может развиваться творческое мышление, самостоятельность и другие необходимые качества. Также игра может служить для формирования новых знаний и умений.
Игра может использоваться на различных этапах урока. В частности как для формирования новых знаний, умений и навыков, так и для закрепления уже имеющихся. Кроме того, игра может использоваться как средство контроля имеющихся знаний.
Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка. Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства меры и осторожности. Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования.
При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей.
Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее важное значение в жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе. [16]
Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Цель опытно-экспериментальной работы – выявить уровень развития мыслительных процессов, внимания, памяти у учащихся в данных классах; исследовать влияние дидактических игр на развитие этих процессов.
Для изучения эффективности применения игрового подхода на уроках экономики нами был проведён эксперимент. Данный эксперимент проходил на базе гимназии №5.
Мною было выбрано 2 класса контрольный М-112 и экспериментальный М-113. В кассе М-112 уроки проводились по стандартным учебным планам без нововведений, а в экспериментальном М-113 мы проводили уроки с использованием дидактических игр.
Таблица 1. Списочный состав классов.
1. Констатирующий этап
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1) Выявить уровень развития мыслительных процессов, внимания, памяти у учащихся
2) Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования в данных классах.
С этой целью в одиннадцатом классе были проведены методики "Оценка мышления" (см. приложение № 6), "Оценка внимания" (см. приложение № 7) и "Оценка памяти" (см. приложение № 8).
Таблица 2. Оценка мышления и памяти М-112
Таблица 3. Оценка мышления, памяти и внимания учащихся класса М-113.
Исходя из полученных данных можно составить диаграммы, отражающие степень развития мыслительных процессов, внимания и памяти:
Рисунок 1.
Проанализировав данные диаграммы, можно сделать такой вывод: большинство детей (Кошелева Ангелина, Бродягина Ирина, Каштанкина Оля, Козлова Надя, Васильева Катя, Волошина Таня, Парамонова Лена, Толстякова Марина) имеют проблемы с продолжением числовых рядов. Это говорит о недостаточном уровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с этим они не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд. Показатели внимания и памяти, по классам в целом, также ниже нормы. В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся когнитивных процессы.
2.Формирующий этап.
Для решения этой проблемы на формирующем этапе исследовательской работы, опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, был разработан комплекс заданий, направленный на развитие мыслительных процессов, внимания, памяти у учащихся в экспериментальном классе.
Цель комплекса: создать условия для повышения уровня развития когнитивных процессов, путем применения дидактических игр на уроках экономики и во внеурочное время.
Для реализации данной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Развитие когнитивных процессов на уроках экономики;
2. Развитие когнитивных процессов во вне учебной деятельности;
3. Способствовать развитию
когнитивных процессов в
Комплекс заданий состоит из трех блоков:
1. Применение системы
игровых моментов, приёмов и форм,
направленных на развитие
2. Развитие мышления, внимания, памяти во вне учебной деятельности: технологические викторины, творческие работы, экскурсии.
3. Работа с родителями:
беседа на родительском
Для экспериментального класса М-113 была разработана специальная программа.
Для проведения уроков экономики по теме "Предпринимательская деятельность" в классе М-112 было составлено тематическое планирование. Согласно этого тематического планирования нами были разработаны планы шести уроков. Мы решили использовать дидактические игры для наилучшего усвоения детьми темы "Предпринимательская деятельность". Данная тема рассчитана на 6 уроков (3 пары). Методика проведения уроков по теме "Предпринимательская деятельность" с использованием дидактических игр.
Пара1.
На изучение темы "Предпринимательская деятельность" в 11-х классах отводится 6 часов (3 пары).
Тема первой пары это "Предпринимательство: сущность, цели, задачи, история становления".
Здесь учащиеся знакомятся с основными понятиями, используемыми в предпринимательской деятельности и знакомятся с его историей. Эта тема для детей новая и не для всех интересная, поэтому детей необходимо заинтересовать новым материалом. В течении двух уроков дети узнают новые понятия которые они записывают в тетради и систематизировать все эти понятия мы решили с помощью игры "Экономическое домино". Эта игра поможет учащимся более прочно уяснить новые термины и запомнить их значения.
Мы решили использовать игру в конце пары для закрепления материала, полученного учениками в ходе урока.
Благодаря игре "Экономическое домино" дети научатся мыслить творчески, сопоставляя по разному карточки с заданиями и ответами.
Методика проведения
Проводится за 15 минут до конца второго урока. Дети получают карточки на одной стороне, которой написано понятие, а на другой определение только для другого понятия и им необходимо составить последовательность из карточек.
Первые 5 учащихся собравшие домино получают оценки "отлично".
На следующую пару дети получают задание составить кроссворд по изученному материалу.
Пара2.
Тема второй пары – "Менеджмент и маркетинг в деятельности предпринимателя".
На этой паре мы решили применить кроссворд. Разработанный нами кроссворд включает в себя вопросы, как из данной темы, так и из темы прошлой пары.
Разгадывая кроссворд, дети также научаться нестандартно, мыслить и научаться расходовать время, так как не будут засиживаться над словом, которое не могут разгадать, а попробуют разгадать другие задания, чтобы получить подсказки в затруднительном слове.
Методика проведения.
Проводится в конце пары за 20 минут до окончания второго урока.
Дети делятся на несколько групп по 4 человека (самостоятельно), каждая группа получает по кроссворду. Группа первая, разгадавшая правильно кроссворд получает по 5 баллов, вторые 4 балла. Учитель объясняет ученикам методику разгадывания кроссвордов, уделяя особое внимание времени обдумывания ответа на каждый вопрос
Пара3.
Третья пара – заключительное занятие, будет полностью посвящена игре "Инвестирование в будущее". Здесь детям придётся самим стать инвесторами и распорядиться своими деньгами. Пройдя эту игру дети научатся самостоятельно принимать решения и анализировать свои действия. В конце игры дети должны будут сделать вывод по своей работе.
Методика проведения.
Место проведения игры - кабинет экономики.
Время- 2 урока.
Учащиеся делятся на микрогруппы по 2 человека и получают задание.
В этой игре участники должны постараться предсказать будущую деятельность нескольких вымышленных компаний и стоимость акций этих компаний. В начале у них будет сто тысяч долларов, которые они смогут инвестировать, выбирая из многих альтернативных стратегий инвестирования. Цель этой игры для учеников состоит в том, чтобы заработать как можно больше денег, первоначально имея сто тысяч долларов, в течение двух раундов игры. Наблюдая за тем, как их решения по инвестициям развиваются в течение этих периодов времени, ученики также узнают некоторые важные экономические концепции, связанные с фондовым рынком и с работой экономики в целом.
На контрольно-итоговом этапе были поставлены следующие задачи:
1. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития когнитивных процессов.
2. Сравнить результаты, полученные
на констатирующем и
С целью оценки эффективности комплекса заданий был проведен итоговый эксперимент в экспериментальном и контрольном классах. Методики использовались те же, что и в констатирующем этапе.
Итоговая ведомость.
Исходя из полученных данных, можно составить диаграммы, отражающие степень развития когнитивных процессов после проведенного эксперимента в экспериментальном и контрольном классах:
Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики