Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:24, курсовая работа
Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения………………………………………………………………...5
1.1. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе………………..5
1.2. Состояние проблемы использования дидактических игр в теории и практике общеобразовательной школы…………………………………………9
1.3. Теоретические выводы по работе………………………………………….19
2. Экспериментальная работа…………………………………………………..21
2.1. Анализ результатов исследования…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы ……………………………………………………………...32
По мнению Марковой А.П. [7, стр.35-40] игра даёт детям:
- Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
- Выход в другое состояние
души. Подчиняясь лишь правилам
игры, человек свободен от всяческих
сословных, меркантильных и прочих
условностей. Игра снимает то
жесткое напряжение, в котором
пребывает подросток в своей
реальной жизни, и заменяет его
добровольной и радостной
- Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
- Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
- Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Возможность создать
и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой
контакт людей друг с другом
столь полон и глубок, что игровые
содружества обнаруживают
- Элемент неопределенности,
который возбуждает, активизирует
ум, настраивает на поиск
- Понятие о чести. Она
противостоит корыстным и
- Компенсацию, нейтрализацию
недостатков действительности. Противопоставляет
жесткому миру реальности
- Физическое совершенствование,
поскольку в активных своих
формах она предполагает
- Возможность проявить
или совершенствовать свои
- Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
- Стойкий интерес к
хорошей литературе, поскольку ролевая
игра создается методом
- Возможность развить
свой ум, поскольку необходимо
выстроить интригу и
- Развитие остроумия, поскольку
процесс и пространство игры
обязательно предполагают
- Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
- Радость общения с единомышленниками.
- Умение ориентироваться
в реальных жизненных
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.
"Дидактические игры" – этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Они вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.[20]
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.
Игровые моменты
Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение и дети смогут более продуктивно работать дальше.
Игровые приёмы
Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить "приобретение такого опыта" учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Использование игровых приёмов – забота каждого учителя. "Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать".
Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.
Игровые формы
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность развивающих игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
1. Использование игровых элементов на уроке.
2. Урок – игра.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
1. Предварительной подготовки.
Надо обсудить круг вопросов
и форму проведения. Должны быть
заранее распределены роли. Это
стимулирует познавательную
2. Обязательные атрибуты
игры: оформление, соответствующая
перестановка мебели, что создает
новизну, эффект неожиданности и
будет способствовать
3. Обязательна констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.
Анализ опыта работы учителей экономики по проблеме исследования.
Данный аспект в литературе освещён крайне слабо. Это связано с тем, что наша страна сравнительно недавно встала на путь рыночной экономики и такой предмет как "Экономика" в Российских школах представлен крайне редко. Так же в школах не хватает грамотных учителей экономики, так как педагогические ВУЗы нашей страны совсем недавно начали подготовку специалистов по этой специальности. Большинство учителей преподающих в школах экономику не имеют специального педагогического образования и не смотря на то что они являются хорошими специалистами в области экономики с вопросами дидактики эти люди знакомы крайне слабо. Именно по этому разработкой дидактических игр по экономике в нашей стране практически никто не занимается.[16]
Среди российских дидактических игр нам удалось найти только небольшие разработки в области кроссвордов и сканвордов по экономике разработанных как учителями, так и их учениками по темам "Предпринимательство" и "Менеджмент". В процессе написания работы я выяснила, что российские учителя активно используют разработке своих зарубежных коллег. В частности выяснила, что большой популярностью пользуются дидактические игры, разработанные украинскими учителями. Рассмотрим некоторые из них.
Деловая игра "Простейшие методы стратегического управления"
Эта игра была разработана учителем экономики школы №137 г. Киева Н.П. Литвиненко.
Игра применяется для обобщения знаний по теме "Анализ рынка".
Суть: Продемонстрировать на практических примерах действенность методов стратегического управления (а именно – метод разработки сценариев).
Концепция: Аудитория разделяется на группы, каждая из которых ставит перед другими проблему на основе реальных событий прошлого, связанных со стратегическими решениями и предлагают либо воссоздать принятое решение на основе исходных данных и полученных результатов, либо предсказать результаты на основе исходных данных, если принятое решение уже определено.
Деловая игра "Стратегическое планирование на основе текущей ситуации, возможной реакции конкурентов и пошагового реагирования на внешние и внутренние изменения" (2 часа)
Разработчик К.С. Омельянчук – преподаватель экономической теории Донецкого Государственного Университета.
Применение - контроль знаний по теме "Конкуренция".
Суть: В обстановке, приближенной к реальности, провести игровое исследование проблемы противодействия и инерции внешней среды конкурентов.
Концепция: Аудитория разделяется на два конкурирующих предприятия, и каждая группа разрабатывает независимую и неизвестную друг другу стратегию деятельности. "Шаг" игры делается независимо. Преподаватель-рефери на основе мер, принятых каждой из групп формирует входящие условия для следующего шага. Игра продолжается до тех пор, пока одна из групп не захватит весь рынок (засчитывается победа) или одна из групп будет вынуждена принять решение, противоречащее принятой миссии или корпоративной стратегии (засчитывается поражение).
Также мне удалось установить, что наши учителя используют игры, разработанные американскими авторами. Но ввиду огромных культурных и экономических различий наши учителя предлагают ученикам эти игры не в их первоначальном виде, а кардинально перерабатывают игровой материал, адаптируя его к современным российским реалиям.
Информация о работе Использование дидактических игр на уроках экономики