Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:04, реферат

Краткое описание

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету ... также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».[15, с.5] При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы методологии формирования математических представлений у дошкольников

1.1 Предпосылки методологии математического развития дошкольников

1.2 Программные требования к методике преподавания математики дошкольникам в современных ДОУ

1.3 Игра – как метод математического развития

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Методика обучения счету с помощью сюжетно-дидактических игр

2.2 Методика обучения счету в старшей группе с помощью дидактической игры "Цирк"

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

 

Ф. Фребель и М. Монтессори большое внимание уделяли наглядным и практическим методам. Разработанные специально пособия («дары» Ф.Фребеля и дидактические наборы М. Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у детей. В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребёнок получал достаточную свободу.

 

По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребёнка должна быть активной и опираться на самостоятельность. Роль педагога в таком случае сводилась к созданию благоприятных условий.[12, с. 53]

 

Теория и практика обучения накопила определённый опыт использования  разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При  этом классификация методов используется с опорой на средства обучения. В  период становления общественного  дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние  методы обучения математике в начальной  школе. В практику работы детских  садов проникли монографический  метод А.В. Грубе и вычислительный метод (метод изучения действий). Работая с дошкольниками, Е.И. Тихеева внесла много нового в разработку методов обучения детей. Составленные ею игры-занятия сочетали в себе слово, действие и наглядность. По её мнению, дети до 7 лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е.И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни».

 

В 30-е гг. идею использования  игр в обучении дошкольников счёту  обосновывала Ф.Н. Блехер.

 

Существенный вклад в  разработку дидактических игр и  включения их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова и др. Начиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические методы (А.М. Леушина). Она рассматривала практические методы в системе других (словесных и наглядных)методов. Именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой. Это было доказано в исследованиях как А.М. Леушиной, так и её учеников. [25, 95-99]

 

 

1.2 Программные требования  к методике преподавания математики  дошкольникам в современных ДОУ

 

 

Современная программа по математике направлена на развитие и  формирование математических представлений  и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами  речи.

 

На занятиях по математике воспитатели используют различные  методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

 

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это  и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических  изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах  и ситуациях различных свойств  и отношений, применение общего способа  действия в новых условиях.

 

Если педагоги сами подбирают  наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие:

 

достаточное количество предметов, используемых на занятии;

 

разнообразие предметов  по размерам (большие и маленькие);

 

обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия  в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала  нужно указать ребятам его  назначение);

 

динамичность (ребята действуют  с предложенном им предметом в  соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места  на место, взять в руки);

 

художественное оформление. Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия  вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному  проведению занятий и хорошему усвоению материала. Для умственного развития дошкольников большое значение имеют  занятия по развитию элементарных математических представлений. На занятиях по этому  разделу программы дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых  арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться  во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей  степени, чем на других, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к  абстрагированию, вырабатывается лаконичная и точная речь. «Программа воспитания и обучения в детском саду»  предусматривает преемственную  связь с программой по этому предмету для 1 класса школы. Если ребенок не усвоил какое-либо правило или понятие, то это неизбежно повлечет за собой  его отставание на занятиях по математике в школе.

 

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,—  включить всех детей в активное и  систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического  развития и степень понимания  ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие  всех детей в общей работе, что  ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает  интеллектуальную пассивность у  отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые  качества.

 

Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить  их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению  предложенных заданий. Все эти вопросы  он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся  на занятиях по математике.

 

Обучение и воспитание ребенка - одно из возможных средств  управления им. Образовательные программы  для дошкольных учреждений ориентируют  педагогов настойчиво и последовательно  учить детей замечать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневной жизни, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это вовсе не означает, что нужно постоянно говорить о времени, контролировать детей. Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития у детей чувства времени. Чувство времени в общем его определении представляет способность ориентироваться при выполнении действий на определенное время без показания специальных приборов и вспомогательных средств. Воспитание чувства времени осуществляется на протяжении всего процесса формирования представлений о времени и не отделима от него.

 

 Нужно отметить, что  подготовка к операции «счет»  начинается уже во второй младшей  группе. Детей не учат считать,  но, организуя разнообразные действия  с предметами, подводят к усвоению  счета, создают возможности для  формирования понятия о натуральном  числе.

 

Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у  детей. Таким образом, классическая программа обучения счету начинается в средней группе. Программа включает в себя обучение счету до 5 на сравнении  двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе  остается умение устанавливать равенство  и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном  расстоянии друг от друга, когда они  различны по величине и т. д. Решение  этой задачи подводит детей к пониманию  абстрактного числа. [14.с.12].

 

Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей  умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все, всех. [7.с.154]

 

Ребята средней группы должны научиться приемам счета:

 

Называть числительные по порядку.

 

Соотносить каждое числительное только с одним предметом.

 

В конце счета подводить  итог его круговым движением и  именовать названием пересчитанных  предметов (например, «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом - предмет.

 

Учить отличать процесс счета  от итога счета.

 

 Считать правой рукой  слева направо.

 

В процессе счета называть только числительные.

 

Учить детей правильно  согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый  ответ.

 

Одновременно с обучением  счету формируется и понятие  о каждом новом числе путем  добавления единицы. В течении всего учебного года повторяется количественный счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения.

 

Дается также счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.

 

Вводится знакомство с  символикой – цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету необходимо одновременно и знакомить с цифрами  – соответствующими обозначениями  чисел.

 

По мере ознакомления детей  с первыми тремя числами их учат порядковому счету в пределах 5 и умению отличать его от количественного  счета, правильно отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?». Порядковый счет дается вместе с количественным в целях отличия их. На первом занятии необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Количественный счет: «Сколько?» - «один, два, три». Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй, третий».

 

Одной из важных задач в  этой группе является обучение детей  умению отсчитывать предметы. Для  ребенка считать и отсчитывать  не одно и тоже. Это разные счетные операции. Обучать отсчитыванию целесообразно в привычной для детей обстановке, где меньше отвлекающих моментов. При этом необходимо показать детям способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы.

 

Например, отобрав кубик  и поставив его на другой край стола, ребенок говорит: «Один», отобрав молча другой и поставив его к первому, говорит: «Два» и т. д. числительное произносить тогда, когда практическое действие отбора уже завершено. Этому способу важно обучить детей, так как, многие называют числительное, когда берут предмет, и называют следующее числительное, когда ставят его к первому, то есть считают свои движения, а не предметы. Следует учить отсчитывать, выкладывать, приносить определенное число предметов сначала по образцу, а затем по названному числу. Считать и отсчитывать по образцу детям легче, чем по названному числу. Воспитатель должен это знать и усложнять задания постепенно: сначала предлагать работать по наглядному образцу (дается образец-карточка с кружками и предлагается детям найти столько же игрушек, поставить каждую игрушку на кружок карточки, затем по названному числу (числовой карточке или цифре) найти трех уточек, поставить столько машин сколько цифр на доске).

 

Еще более сложным заданием будет отсчитывание предметов из большего количества. В начале обучения детям предлагают три предмета, которые  необходимо расположить по порядку, далее количество предметов увеличить  до пяти и более. [14.с.14].

 

Хорошую упражняемость в различении количественных отношений обеспечивает выполнение детьми поручений педагога. Например: принести много зайцев и одного мишку; найти, где лежит мало карандашей и много тетрадей; принести один стул и несколько кукол.[7.с.56]

 

 

Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей  учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого  десятка.

 

На основе действий с множествами  и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений  о числах до десяти.

 

Образование каждого из новых  чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения  двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа. Например, на счетной линейке раскладываются две группы предметов в ряд: на верхней полоске пять ромашек, на нижней – пять васильков. Сравнивая эти две группы предметов, дети убеждаются, что их поровну. Затем им предлагают пересчитать предметы на верхней и нижней полосках. Добавляется еще одна ромашка. Дети выясняют, что ромашек стало больше, а васильков меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число – шесть. Оно больше пяти. Число шесть получилось, когда к пяти добавили один.[14.с.20]

 

На основе этих знаний и  умений у детей развивают глазомер.

 

В ходе упражнений по количественному  сравнению групп предметов педагог  показывает детям разные способы  обозначения какого-либо количества. Для этого справа от группы предметов  выкладывают такое же количество палочек, вывешивают счетную карточку, числовую фигуру и т. д. затем показывается графический способ обозначения  числа – цифра.

 

 В дальнейшем необходимо  предоставить детям возможность  выбрать нужную цифру, воспроизвести,  нарисовать количество предметов,  указанное цифрой. [23.с.173]

 

Параллельно с показом  образования числа детей продолжают знакомить с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, образованным тем  или иным количеством предметов, воспитатель рассматривает изображенные цифры, анализируя его, сопоставляет с  уже знакомыми цифрами, дети производят образные сравнения (единица, как солдатик, восемь похожа на снеговика и т. д.). [14.с.21]

Информация о работе Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету