Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:04, реферат

Краткое описание

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету ... также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».[15, с.5] При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы методологии формирования математических представлений у дошкольников

1.1 Предпосылки методологии математического развития дошкольников

1.2 Программные требования к методике преподавания математики дошкольникам в современных ДОУ

1.3 Игра – как метод математического развития

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Методика обучения счету с помощью сюжетно-дидактических игр

2.2 Методика обучения счету в старшей группе с помощью дидактической игры "Цирк"

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Кто это? Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с  собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка  может ошибиться. Когда Жучке  зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились!

 

Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка  решает задачи, дети проверяют ее.

 

Задание 2- количественный счет до 10

 

Петрушка. Жучка, дети хотят  узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.)

 

Петрушка. Правильно Жучка  сосчитала?

 

Дети. Нет! 1 кубик Жучка  не сосчитала.

 

Петрушка. Жучка, посчитай еще  раз. (Жучка опять лает 6 раз.)

 

Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь кубиков? (дети показывают карточку, на которой нарисовано 7 кружков.)

 

Петрушка. А сколько Жучка  насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.)

 

Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:

 

 Раз, два, три, четыре, пять!

 

Можно все пересчитать,

 

Сосчитать, измерить, взвесить .

 

Сколько в комнате углов? (Ответ детей.)

 

Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.)

 

Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.)

 

Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.)

 

Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.)

 

Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей.)

 

Молодцы! (Раздает всем фишки.)

 

 

Задание 3- сравнение рядом  стоящих чисел в пределах 10

 

Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или 6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на 1. (Дети называют число 5 и показывают соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и показывают карточку.)

 

За правильное выполнение заданий ребятам раздают фишки.

 

Задание 4- определение независимости  числа предметов от их величины

 

Из-за ширмы появляются 7 больших  гусей и 8 маленьких гусят, а за ними лиса. Гуси, спасаясь от лисицы, прячутся на первой ступеньке лесенки, а гусята забираются на вторую ступеньку.

 

Петрушка. Спрятались гуси с  гусятами от лисы. Очень хорошо. А  кого больше, гусей или гусят? (Дети отвечают, что гусят, а Жучка показывает лапой на гусей.) Кто же прав, дети или Жучка? Как узнать?

 

Дети. Петрушка, ты посчитай.

 

Петрушка. Хорошо, я посчитаю, но и вы считайте, сколько гусей. А потом покажете карточку, на которой  столько же кружков. (Дети хором считают  и показывают карточку, за ними показывает карточку и Жучка.) Молодцы! Правильно  сосчитали гусей. А сколько гусят? (Дети хором пересчитывают гусят  и поднимают карточку, где 8 кружков.) Сейчас будет трудный вопрос. Все  внимательно слушайте. И ты, Жучка, слушай, кого больше (меньше): 7 больших  гусей или 8 маленьких гусят? Покажите карточку. (Дети показывают то одну карточку, то другую.) Очень хорошо! А теперь скажите, какое число больше (меньше): 7 или 8? (Дети показывают соответствующие  карточки, Петрушка хвалит их и раздает  им фишки.)

 

Задание 5- запоминание связей между числами и предметами

 

Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.

 

Петрушка. Дети, Жучка говорит, что к вам в гости едут 7 зайчиков и 5 рыжих лисиц.

 

Они хотят посмотреть сказку «Репка». Вы их видели?

 

Дети. Нет.

 

Петрушка. Их нужно встретить. Пойду встречать. Ой, я забыл, сколько  и кто едет в гости? Напомните  мне, пожалуйста. (Дети называют. Петрушка благодарит их и уходит за гостями.)

 

Задание 6- состав числа из единиц в пределах 10

 

Проводится инсценировка сказки «Репка».

 

Петрушка. Кто тянул репку? Сколько всего собралось участников (персонажей), чтобы вытянуть репку? По скольку их было? (Дети показывают карточки, где нарисованы б кружков и 1 кружок.) На котором месте внучка?..Жучка?..Мышка?..Как считали? (Спрашивает нескольких детей.) Молодцы!

 

А сейчас посчитайте, сколько  у каждого из вас фишек.

 

Эту игру можно проводить  как со всей группой, так и с  подгруппами по 9-11 человек, что даст возможность выявить успехи и  самостоятельность каждого ребенка. В этой игре вопросы задают любимые  персонажи:

 

Петрушка, собачка Жучка, умеющая «считать», и т. д. Знакомые детям количественные отношения  они впервые постигают в необычной  для них форме - в соревновательной ситуации: кто лучше считает, кто  сделает меньше ошибок? Счет начинает Жучка, а зрители контролируют правильность решения задачи. В этой интересной и острой ситуации ребята максимально  мобилизуются, стремятся самостоятельно решить задачу и показать свои успехи в счете.

 

В игровых условиях у детей  наиболее полно обнаруживается уровень  овладения математическими знаниями и умением оперировать числами. ~

 

Для выявления уровня знаний по ходу игры данные были занесены в  таблице 1:

 

 

Таблица 1. Результаты ответов  на задания «Цирк»Имя ребенка 

номер задания 

 

 

 

 

 

 

Алексей С. + + + + + + +

Марина Д. + + + + + + +

Никита Р. + + + + + + +

Света И. + + + _ + + +

Наталья Н. + + + + + + +

Артем К. + + + + + + +

Максим Р. + + + _ + + +

Настя П. + + + + 

+ +

Слав В. + + + + + + +

 

 

 

Результаты эксперимента. После выполнения всех заданий были проанализированы успехи и ошибки детей  в усвоении программного материала.

 

Таким образом, задания в  игре «Цирк» практически не вызвал у детей затруднений.

 

Они свободно используют имеющиеся  у них представления в новых  условиях, непринужденно, с интересом  решают задачи.

 

Таким образом, в сюжетно-дидактической  игре при непосредственном участии  взрослого создаются весьма благоприятные, соответствующие возрасту детей  условия для счета разных объектов в различных ситуациях.

 

Таким образом, в процессе практического счета, который присутствует в играх, отражающих трудовую деятельность взрослых, дети осознают значение математических действий для жизни человека, их последовательность и взаимозависимость. Они достигают более высокого уровня в овладении программным  материалом по математике и по ознакомлению с окружающим, в частности с  содержанием труда людей разных профессий.

 

Однако воспитателю необходимо помнить, что процесс овладения  этими знаниями происходит постепенно, поэтапно.

 

На первом этапе. дети практически, наглядно действуют с предметами счета. Пересчитывание, отсчитывание, сравнение этих объектов происходит развернуто не только зрительно, но и осязательно: ребенок переставляет предметы,. дотрагивается до них и т. п. Затем, когда в игре создается необходимость сообщить партнеру, сколько и чего ему нужно, реальные предметы заменяют их условными изображениями (кружки, палочки, позднее цифры), которые выполняют роль опоры для мышления и помогают ребенку обозначить требуемое число предметов. На этом этапе большинство детей нуждается в помощи и контроле со стороны воспитателя, выполняющего ведущую роль.

 

На втором этапе дети считают  предметы на расстоянии, взором, вслух  произнося числительные и пользуясь  указательным жестом. Затем множества, обозначенные числом, начинают сравнивать устно, сначала вслух, затем шепотом, позднее про себя. Так постепенно от действий с предметами дети переходят  к действиям счета по представлению. Однако если они сомневаются в  правильности полученного результата, то вновь возвращаются к развернутым  практическим действиям с предметами или условными изображениями.

 

На этом этапе дети становятся более активными, самостоятельными и внимательными к действиям  счета, выполняемым сверстниками: задают им вопросы, проверяют правильность счета, рассуждают, доказывают и т. д. Некоторые ребята не только решают задачи без всякой наглядной опоры, но и самостоятельно придумывают новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и других детей.

 

 

 

Заключение

 

 

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

 

В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой  сложную науку, которая может  вызвать определенные трудности  во время школьного обучения. К  тому же далеко не все дети имеют  склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить  ребенка с основами счета.

 

Благодаря играм удаётся  сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных  детей дошкольного возраста. В  начале их увлекают только игровые  действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей  пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

 

Таким образом, в игровой  форме прививание ребенку знания из области математики, научите его  выполнять различные действия, разовьете  память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные  математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие  люди - его родители и педагог.

 

В своей курсовой работе я  раскрыла непосредственное влияние  игровых методов на обучение детей  счету. На основании исследуемого материала  можно сказать, что не один метод  не дает такого положительного эффекта, как игровой метод.

 

 

Список использованной литературы

 

 

Аванесов, В.Н. Дидактическая  игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. –М.: 2000. -263с.

 

Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 - №4 – с.49-58.

 

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

 

Бондаренко А.К.Дидактические  игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

 

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. - М.: Прсвещение, 1998 - 160 с.

 

Дидактические игры и занятия  с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.Конюхова и др./Под  редакцией С.Л.Новоселовой – М.: Просвещение, 1985 – 144с.

 

Ерофеева Т. И., Павлова  Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение ,1992.-192с.

 

Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 47с.

 

Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с

 

Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

 

Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы  формирования математических представлений  у детей дошкольного возраста.–  Л., 1988.

 

Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - М.: Владос, 1989.

 

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

 

Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.

 

Сербина Е. В.Математика для  малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.

 

Смоленцева А.А.Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.:Просвещение, 1993 – 95 с.

 

Сорокина А.И. Дидактические  игры в детском саду – М.:Просвещение, 1982 – 96с.

 

Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980 - 274 с.

 

Тренинг по психотерапии / Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – Спб: Речь, 2006 – 176 с.

 

Усова А.П.Обучение в детском  саду – М.:Просвещение, 2003-98 с.

 

Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 200 – 272 с.

 

Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981 - 159 с.

 

Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников / Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.

 

Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 155 с.

 

Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.

 

 

Приложение 1

 

 

Занятия с детьми 5—6-летнего  возраста

 

Программные требования по математике

 

В старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группах детского сада объем математических знаний, с которыми знакомятся дети, значительно возрастает. Освоение математического содержания осуществляется в следующих направлениях:

 

1)количество и счет;

 

2) величина;

 

3)геометрические фигуры;

 

4)ориентировка в пространстве  и во времени.

Информация о работе Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету