Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:45, реферат
В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровой технологии принадлежит ведущая роль. В системе физического воспитания игровая технология используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста
В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровой технологии принадлежит ведущая роль. В системе физического воспитания игровая технология используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игровой технологии заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игровой технологии являются:
Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровая технология является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.
Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.
К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты.
Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.
Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.
Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом - основной учебный материал на занятиях по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.
Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда занятие проводится в игровой форме.
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся.
В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.
Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Всё занятие может проходить в игровой форме.
В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.
При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:
1) возраст занимающихся детей;
2) уровень плавательной и общефизической подготовки;
3) эмоциональное воздействие на играющих детей;
4) условия проведения;
5) педагогическую направленность
игры (как средство начального
обучения, совершенствования техник,
физических качеств,
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.
Распределение времени между разделами в методиках по обучению плаванию применяя игровые технологии выглядит примерно следующим образом:
· упражнения по ознакомлению со свойствами воды - 10%;
· упражнения обучения погружению и всплытию - 5%;
· упражнения для выработки навыка лежания - 10%;
· упражнения для выработки навыка скольжения - 25%;
· упражнения, обучающие дыханию - 14%;
· упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения 30%;
· упражнения для обучения простейшими прыжками - 6%.
В среднем вся программа, основанная на игровой технологии, рассчитана на 25-30 занятия по 30-45 минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна.
Применение игровой технологии на практике тормозится инертностью тренеров, нежеланием «сворачивать с накатанной колеи», отсутствием понимания необходимости эмоционального наполнения занятий. Вместо игр и эстафет, которые рекомендуется использовать в заключительной части занятия, детям дается просто свободное плавание, они предоставлены сами себе. Между тем игровая технология обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, способствует проявлению инициативы, творческих способностей, а присущий этому методу фактор удовольствия и эмоциональности, способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.
Кроме этого, применение игровой технологии в плавании позволяет избежать известного негативного явления - монотонии, которая нередко становится причиной прекращения занятий как на ранней стадии обучения, так и на стадии спортивного совершенствования.
Поэтому следует расширить применение игровой технологии в процессе начального обучения плаванию детей. Игровую технологию следует включить не только в заключительную, но и в основную часть занятия, а свободное плавание проводить организовано.
Широкое применение игровой технологии на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этой технологии характерны:
эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры; умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.
Первая задача при обучении
плаванию - преодоление боязни воды,
которая в представлении
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому игровую технологию необходимо применять с первых уроков.