Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровой технологии принадлежит ведущая роль. В системе физического воспитания игровая технология используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

выступление на тему игровые технологии.docx

— 22.51 Кб (Скачать файл)

Использование игровых  технологий в обучении плаванию детей  младшего школьного возраста

 

 

В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровой технологии принадлежит ведущая роль. В системе физического воспитания игровая технология используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игровой технологии заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими  особенностями игровой технологии являются:

  • игровая технология обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии;
  • в случае же педагогической необходимости с помощью игровой технологии можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
  • наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  • широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре, способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  • соблюдение условий и правил игры, в условиях противоборства,  дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества, как чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровая технология является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.

Игры бывают командные  и некомандные, сюжетные и бессюжетные.

К командным играм относятся  игры, в которых участники делятся  на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные  игры обычно проводятся на занятиях с  детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло»  и др., а также командные эстафеты.

Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После  окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших  и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.

Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом - основной учебный материал на занятиях по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются  при начальном обучении плаванию, когда занятие проводится в игровой форме.

Игры и развлечения  на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся.

В каждой игре должны участвовать  все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные  детям. В прохладной воде нужно проводить  игры с движениями, выполняемыми в  быстром темпе.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что  одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко  разучиваться в самых различных  игровых ситуациях. Всё занятие может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших  школьников о признаках и свойствах  предметов и явлений лежат  чаще всего наглядные изображения  и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое  значение в проведении игр.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:

1) возраст занимающихся детей;

2) уровень плавательной  и общефизической подготовки;

3) эмоциональное воздействие  на играющих детей;

4) условия проведения;

5) педагогическую направленность  игры (как средство начального  обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений  и отдыха после монотонной  работы и др.).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно  проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии  нескольких ребят говорится, кто  лучше всех сделал упражнение, но при  этом, не обижая других.

Распределение времени между  разделами в методиках по обучению плаванию применяя игровые технологии выглядит примерно следующим образом:

· упражнения по ознакомлению со свойствами воды - 10%;

· упражнения обучения погружению и всплытию - 5%;

· упражнения для выработки  навыка лежания - 10%;

· упражнения для выработки  навыка скольжения - 25%;

· упражнения, обучающие  дыханию - 14%;

· упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения 30%;

· упражнения для обучения простейшими прыжками - 6%.

В среднем вся программа, основанная на игровой технологии, рассчитана на 25-30 занятия по 30-45 минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна.

Применение игровой технологии на практике тормозится инертностью тренеров, нежеланием «сворачивать с накатанной колеи», отсутствием понимания необходимости эмоционального наполнения занятий. Вместо игр и эстафет, которые рекомендуется использовать в заключительной части занятия, детям дается просто свободное плавание, они предоставлены сами себе. Между тем игровая технология обеспечивает комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, способствует проявлению инициативы, творческих способностей, а присущий этому методу фактор удовольствия и эмоциональности, способствует формированию устойчивого интереса к занятиям.

Кроме этого, применение игровой технологии в плавании позволяет избежать известного негативного явления - монотонии, которая нередко становится причиной прекращения занятий как на ранней стадии обучения, так и на стадии спортивного совершенствования.

Поэтому следует расширить применение игровой технологии в процессе начального обучения плаванию детей. Игровую технологию следует включить не только в заключительную, но и в основную часть занятия, а свободное плавание проводить организовано.

Широкое применение игровой технологии на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этой технологии характерны:

эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры; умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

Первая задача при обучении плаванию - преодоление боязни воды, которая в представлении ребенка  ведет как-то по особенному - она  сковывает движения, тормозит их, мешает передвижению. Играя, ребенок привыкает  к свойствам воды, настолько, что  потребность в умении плавать  возникает сама с собой. Все плавательные движения будет легче освоить, если они будут включены в игру. А  так как в плавании все движения выполняются в специальных условиях водной среды, то есть в относительной  изоляции от коллектива. Возможность  детей контактировать, общаться друг с другом исключается.

Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность  занятий плаванием, являясь хорошим  средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому игровую технологию необходимо применять с первых уроков.


Информация о работе Использование игровых технологий в обучении плаванию детей младшего школьного возраста