Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:11, аттестационная работа

Краткое описание

Цель заключается в проектировании образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
1. Обосновать целесообразность использования ИКТ в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ.
3. Разработать и апробировать уроки по предметам: русский язык, математика, человек и мир во вспомогательной школе с использованием ИКТ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………............................. 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………........................... 8
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА ДОМУ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА……………………………………………………………….. 14
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………………………... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....…………………... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… 27

Вложенные файлы: 1 файл

ИКТ Введение (Автосохраненный).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….............................  3

  1. Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата………………………………………………...........................  8
  2. Особенности применения компьютерных технологий при обучении на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………..  14
  3. Методические рекомендации использования информационно-коммуникационных технологий при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………...  17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….  23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....…………………...  25

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………  27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы

ХХI век - век высоких компьютерных технологий, информационный век. Трудно представить себе современное общество без них. В настоящее время происходит внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, в том числе и учебный процесс; изменение роли и места персональных компьютеров в жизни людей. Именно учителю приходится решать проблему адаптации детей к новым условиям жизни в информационном обществе. Современное общество находится на таком этапе развития, когда для успешной реализации человеку необходимы такие качества личности, как общительность и коммуникабельность. Особенно важно для меня, как для учителя, суметь сформировать эти качества у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающегося на дому. Если роль компьютера в жизни здорового человека переоценить трудно, то для ребёнка, имеющего проблемы со здоровьем (различного плана: физические, психические и т.д.), мешающие ему вести активный образ жизни, это зачастую ещё и единственная ниточка, связывающая его с внешним миром.

В настоящее время мировая практика все больше внимания уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Данные проблемы носят международный характер: по данным Всемирной организации здравоохранения каждый  10-ый человек планеты - инвалид и при этом 2-3 % детской популяции составляют дети инвалиды [13]. 

Повышенный интерес к проблемам инвалидов вызван не только экономическим положением данной категории людей. Во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Германии), где экономическая ситуация более стабильна, социальные структуры направляют свои силы на  выявление эффективных способов обучения людей с проблемами в развитии. При этом учитываются, как индивидуальные особенности данной категории людей, так и интеграция двух систем образования - общего и специального. Это основывается на документах ЮНЕСКО, принятых еще в 80-е годы, где говорится о необходимости создания единой системы, направленной на создание идеальных образовательных условий для всех учащихся.[12] Одним из таких условий в настоящее время является использование компьютерных технологий во всех сферах образования. Именно поэтому многие социальные институты стран Европы, США и России уделяют этому вопросу большое внимание и вплотную подходят к разработкам новых теорий развития, обучения и реабилитации детей с ОВЗ посредством компьютерных программ.

Так, во Франции решение проблем обучения детей с ОВЗ нашло отражение в создании комплекса программ для людей с нарушением зрения, слуха, умственной и моторно-двигательной деятельности. По мнению создателей подобных программ, компьютер является средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение людей с ограниченными возможностями на основе адаптированных программ. Еще несколько лет назад пользование компьютером подобными детьми было не реально. Но теперь многие французские школы-интернаты для развития способностей данной категории детей пользуются следующими видами компьютерных проектов. Ребенок с частичным параличом или парезами верхних конечностей может использовать специальную клавиатуру с ультра чувствительными клавишами и мышкой. Для людей, которые не могут пользоваться клавиатурой, существует пакет программ, включающий виртуальную клавиатуру на экране.

Говоря о высоких достижениях европейских ученых, нельзя  забывать о российских исследованиях и практическом опыте в данной области. Так, при Министерстве Здравоохранения РФ на базе Государственного предприятия российского реабилитационного центра «Детство» создан отдел компьютерных реабилитационных технологий, использующий программу для снижения различных дефектов у детей с органическими и функциональными поражениями центральной нервной системы.

В 2008 году между Швейцарским офисом по сотрудничеству в Республике Беларусь и БГПУ им. М. Танка было достигнуто соглашение о совместной деятельности по созданию на базе университета учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». В октябре 2009 года эта работа успешно завершена: лаборатория организована как структурное подразделение факультета специального образования, выполнено ее материальное оснащение, разработан стартовый пакет методической документации и учебных материалов.

Учебная лаборатория создана с целью накопления, обобщения, адаптации и распространения опыта использования информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития.

Основные задачи учебной лаборатории:

  • создание информационно-аналитической базы по вопросам применения информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития;
  • создание специализированной коллекции программно-аппаратных средств, адаптированных к использованию лицами с особенностями психофизического развития;
  • разработка учебно-методической продукции, способствующей внедрению и развитию опыта использования информационных технологий в образовании лиц с особенностями психофизического развития;
  • организация и проведение практических семинаров и конференций по использованию информационных технологий лицами с особенностями психофизического развития;
  • организация и проведение информационно-консультативной работы преподавателей БГПУ, педагогов средних школ и специальных учреждений образования по вопросам использования специальных аппаратных и программных ресурсов.

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для оказания помощи данной категории детей в самореализации и свободном пребывании в обществе. Как и физически здоровый человек, ребенок с ограниченными возможностями имеет право на образование и труд.

Компьютер для детей обездвиженных, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, часто является ещё и единственным (кроме родителей и близких родственников) другом, собеседником. Своими первостепенными задачами, в данном направлении мы считаем: формирование положительного отношения к жизни, постановку и реализацию реальных жизненных целей; развитие умения и желания общаться с людьми. Ничем нельзя заменить живое человеческое общение, но когда таковое отсутствует, или представлено очень скудно, то на помощь приходит электронный друг - компьютер, решающий проблемы одиночества, изолированности от внешнего мира.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор данной темы исследования.

Цель заключается в проектировании образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  1. Обосновать целесообразность использования ИКТ в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
  2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ.
  3. Разработать и апробировать уроки по предметам: русский язык, математика, человек и мир во вспомогательной школе с использованием ИКТ.

Объект исследования: ИКТ - технологии обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.

Предмет исследования: использование ИКТ в целях оптимизации образовательного процесса учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на дому.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что материалы могут быть использованы педагогами в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата с целью совершенствования образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационно-коммуникативные технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющиХ нарушения опорно-двигательного аппарата

 

Одной из форм, способствующей лучшему усвоению знаний учащимися вспомогательной школы являются компьютерные технологии. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Однако если в общеобразовательной школе компьютер может быть ещё и объектом изучения, то во вспомогательной школе только средством обучения.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеющего нарушения функций опорно-двигательного аппарата, обучающегося на дому.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью с ДЦП, обучающегося на дому, помогает развить произвольное внимание.

При правильной организации учебной деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ИКТ помогают решать следующие задачи:

  • развивать эмоциональную сферы, произвольное внимание, зрительную, слуховую и тактильную память;
  • активизировать мыслительную деятельность,
  • расширять и активизировать словарный запас,
  • развивать общую и мелкую моторику руки,
  • совершенствовать технику чтения,
  • повышать интерес и формировать положительную мотивацию,
  • развивать фонематический слух.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Компьютер может войти в жизнь ребенка с интеллектуальной недостаточностью с ДЦП через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, компьютера как игрового средства.

      По сравнению с  традиционными формами обучения  компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный школьникам с интеллектуальной недостаточностью;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером школьник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, с ДЦП