Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:11, аттестационная работа
Цель заключается в проектировании образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
1. Обосновать целесообразность использования ИКТ в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ.
3. Разработать и апробировать уроки по предметам: русский язык, математика, человек и мир во вспомогательной школе с использованием ИКТ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………............................. 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………........................... 8
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА ДОМУ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА……………………………………………………………….. 14
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………………………... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....…………………... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… 27
Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
Для предупреждения развития переутомления при работе с персональными компьютерами необходимо осуществлять профилактические мероприятия:
Подходы к созданию электронных учебных материалов для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому:
1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока во вспомогательной школе: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.
2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы.
3. Объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика с интеллектуальной недостаточностью, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, за компьютером.
4. Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов.
5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.
Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе вспомогательной школы.
Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока во вспомогательной школе?
При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.
Рекомендации к оформлению мультимедийных презентаций
Необходимо уделить особое внимание такому моменту, как «читаемость» кадра. Презентация-иллюстрация призвана предоставить наглядность. Если есть необходимость передачи текста на экране, то надо знать, что объём текста не должен превышать 1/3 площади слайда.
Фон - светлый (лучше белый), любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала. Начертания букв невычурны. Все надписи должны легко читаться.
Неуместное использование анимации, при которой на экране что-то прыгает или мелькает, многократно увеличивает нагрузку на зрение ребёнка, поэтому:
Для смены слайдов используется режим «вручную». Переход слайдов в режиме «по времени» не допускается.
Целесообразно использование для всех слайдов стандартных и однотипных эффектов перехода (не вычурных).
Звуковое сопровождение перехода слайдов не допускается.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ при обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Также применение новых информационных технологий в специальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Заключение
Компьютерные технологии – это способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеющему нарушения опорно-двигательного аппарата. ИКТ позволяют ребенку с ДЦП с интересом познавать окружающий мир, находить решение в создавшихся ситуациях, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивать ребенка всесторонне.
На современном этапе развитие школьников с интеллектуальной недостаточностью с ДЦП не может осуществляться без применения современных технологий. Это связано как с возрастающими запросами семьи, желающей поднять общий уровень развития своих детей, раскрыть у них те или иные способности, так и решение проблемы адаптации детей с ДЦП к новым условиям жизни в информационном обществе.
Решению проблемы создания развивающей среды при обучении на дому ребенка с ДЦП, помогает использование компьютерных технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей. Компьютерные игры интеллектуально развивают детей, обеспечивают понимание поставленных задач, представленных в игровой форме. Это является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности. В компьютерной игре дети учатся планировать свои действия, стремясь к результату. Овладение навыками работы с клавиатурой развивает у детей мелкую моторику. При этом учащиеся с интеллектуальной недостаточностью отслеживают меняющееся изображение, что усложняет сам процесс игры, вызывая связь между нажатием клавиши и результатом на экране. Возникает взаимозависимость между действиями ребенка и полученным результатом. Положительный результат закрепляется надолго и оказывает большое влияние на общее психическое развитие детей, формирует у них новую позицию в отношении познания окружающего мира. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка с ДЦП и придает ему более высокий социальный статус.
Мы убедились в высокой результативности использования ИКТ. Развивающие компьютерные технологии являются эффективным способом коррекции, они способствуют повышению качества обучения. Развитию учащихся с интеллектуальной недостаточностью с ДЦП благоприятствует спокойная психологическая обстановка, полученная путем снятия напряжения.
На фоне положительного эмоционального состояния происходит становление личности ребенка, его адаптация в обществе. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, значительно возросла мотивационная включенность, эмоциональная заинтересованность ребенка. Самым веским доводом в пользу применения компьютерных технологий в специальном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет соединять все компоненты обучения. Введение компьютера в систему дидактических средств специального образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического и коррекционного развития ребенка.
Список использованных источников:
Приложение 1
Фото
Коррекционные занятия
«Группы предметов»
Перетаскивая картинки в круг, ребенок узнает к каким группам относятся различные предметы. В игре представлены следующие группы предметов: посуда, мебель, обувь, одежда, еда, транспорт.
http://deti.mail.ru/forsmall/
«Найди отличия»
Ты видишь перед собой две картинки, которые на первый взгляд кажутся совершенно одинаковыми. Но на самом деле между ними есть отличия. Найди их.
«Раскрась картинку»
Посмотри на палитру с красками, и выбери цвета, наиболее подходящие к этой картинке. Закрашивай нужный участок рисунка.
«Подбери к слову картинку»
Прочитай слово и выбери подходящую картинку. В игре используются слова из 3 и 4 букв.
http://samouchka.com.ua/
online-игра «Сбор урожая»
Помоги разложить все эти замечательные плоды по корзинкам, но не произвольно, а в зависимости от цвета!
http://www.igraemsa.ru/
online-игра «Чьи следы»
Тебе предстоит определить, кто же оставил
на тропинке отпечатки своих лапок. Внимательно посмотри
на следы возле вопросика внизу экрана
и постарайся представить, на чью лапку
по форме похож тот или иной отпечаток.
online-игра «Профессии»
Определи инструменты, которыми пользуются на своей работе перечисленные специалисты. Обрати внимание, что в каждом уровне тебе предстоит выбрать с помощью мыши не один, а несколько правильных ответов.
http://www.igraemsa.ru/
Игра «Фруктовое ассорти»
На пяти карточках нарисованы фрукты, а по центру игрового поля - их половинки. Перемещай половинку фрукта на карточку с целым и переходи к следующему заданию.
http://www.igraemsa.ru/
Пазл «Карлсон»
Для каждого из 12 квадратиков, на которые разрезана картинка, нужно подобрать правильный фрагмент из 4-х вариантов. Для этого необходимо щёлкать мышкой по квадратикам до тех пор, пока у тебя не получится готовая картинка.
http://www.igraemsa.ru/
Игра «Расставь картинки»
В этой игре мы продолжаем учиться читать. На игровом поле четыре разные картинки
и четыре квадрата под ними. Внутри каждого
квадрата написано слово. Это слово нужно
прочитать и перетащить в этот квадрат
картинку, на которой нарисовано то, что
ты только что прочитал. http://igraem.pro/igraem-i-