Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная начальная школа находится на этапе модернизации. Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой стоит проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Современные информационные технологии в образовании…………………..5
Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5
Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13
2. Теоретические и практические аспекты эффективности использования информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса в начальной школе…………………………………………….……...…19
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19
Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25
Заключение……………………………………………………………...…………..35
Список литературы…………………………………………………………..……..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Костанайский государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

 

 

 

 

 

 

 

Микитенко Ирина Анатольевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МОНИТОРИНГА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Борщевская И.П.

магистр педагогических и психологических наук

 

 

 

 

Костанай, 2013

 

 

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….. 3

 

1. Современные информационные технологии  в образовании…………………..5

    Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5

    Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13

2.  Теоретические и практические  аспекты эффективности использования  информационных технологий  в  повышении качества мониторинга  учебного процесса в начальной  школе…………………………………………….……...…19

   Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19

    Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25

Заключение……………………………………………………………...…………..35

Список литературы…………………………………………………………..……..36

Приложение…………………………………………………………………………39

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

            Современная начальная школа находится на этапе модернизации.  Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой  стоит  проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

Понятие качества образования трудно определить однозначно. Шишов С.Е. и  Кальней В.А. в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» дают самое общее определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

Качество образования в данной программе рассматривается как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью оценивания качества образования с помощью информационных технологий.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования как основе целостной общероссийской системы оценки качества образования. Осуществлению этой важной задачи призвана способствовать данная программа. Необходимость и важность внедрения мониторинга качества образования подчеркивается потребностью жизнедеятельности образовательного учреждения. Эта потребность определяется стремлением образовательного учреждения определить эффективность своей деятельности, направления развития на основе своевременно полученной достоверной информации о результатах учебно-воспитательного процесса и условиях его осуществления.   

Современная реструктуризация заставляет по-новому взглянуть на проблему мониторинга  жизнедеятельности каждой начальной школы.

     Эффективное управление любым сложным динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действенного управления ими необходимо непрерывное слежение  за состоянием системы, то есть мониторинг.  В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление внимания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.

     Учитывая требования  современного образования, будущему  учителю 

необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного .  Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

     Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

    Цель данной работы – показать эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в качестве мониторинга  образовательного процесса начальной школы.

    Объектом является качество мониторинга учебного процесса начальной школы.

    Предметом – процесс использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

   Для реализации цели необходимо решить ряд задач: (1)Охарактеризовать особенности информационных технологий в современном образовании. (2)Раскрыть роль и эффективность использования  информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

    Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в рассмотрении возможности применения  современных информационных технологий на уроках в начальной школе как важного фактора влияния на повышение качества мониторинга учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

      В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

    В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

   Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.[1]

   Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

  Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

   В некоторых средних общеобразовательных школах уже сегодня создаются свои сайты, это становится для школы важным и престижным делом. Однако, это, к сожалению, во многом зависит от финансовых возможностей образовательного учреждения Образовательными стандартами и программами это пока не предусматривается.[2]

    Однако в новый век тысячелетие российское образование вошло более свободно, проявляя инициативу и пытающееся самостоятельно формировать свою образовательную политику, искать новые формы организации учебного процесса, оказания дополнительных образовательных услуг и привлечения внебюджетных средств финансирования. Образовательные учреждения, энергично внедряющие новые информационные технологии, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения, привлекают внимание родителей.

  “Информация - основное понятие кибернетики”. “Информация – есть информация, а не материя и не энергия”.

  “Информация – сообщение, уменьшающее неопределенность в той области, к которой оно относится”. Таким образом, говорить об информации можно только в том случае, когда ее наличие дает такие знания о каком-то объекте, которых до ее появления у пользователя не было.[3]

  Из вышеприведенных определений мы видим, что на самом деле информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

     Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.[4]

Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие:

  • Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.
  • Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
  • Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
  • Распределенные базы данных по отраслям знаний.
  • Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
  • Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

   Основные направления использования информационно-компьютерных средств в образовании охватывают следующие наиболее существенные области.[6]

   Компьютерная техника и информатика как объекты изучения. Это направление не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же время изначально появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего.Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории “средство” применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.[5]

      В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач