Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная начальная школа находится на этапе модернизации. Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой стоит проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Современные информационные технологии в образовании…………………..5
Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5
Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13
2. Теоретические и практические аспекты эффективности использования информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса в начальной школе…………………………………………….……...…19
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19
Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25
Заключение……………………………………………………………...…………..35
Список литературы…………………………………………………………..……..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

3. Построение полного внутришкольного  педагогического мониторинга. Появление в школах компьютеров привело к тому, что традиционные методы контроля дополняются компьютерным тестированием. Причем это тестирование связано просто с появлением тех или иных ЦОР, а не с системным внедрением информатизации. Принцип информатизации процесса обучения требует, чтобы полученные выше электронные модели учебного плана и учебников дали возможность построить полный внутришкольный педагогический мониторинг: текущий, тематический, итоговый. Причем этот мониторинг должен не только проводить весь необходимый контроль, но и сообщать каждому ученику, как он усвоил необходимые дидактические единицы содержания. А учитель в свою очередь должен получить необходимую информацию о работе всех учеников с каждой дидактической единицей. Этим обеспечивается вся необходимая ученикам и учителям обратная связь.

4. Построение и проведение полного  внутришкольного психологического  мониторинга. Если в школе есть психолог, то почти все время у него уходит на обработку результатов многочисленного тестирования, необходимого для определения главных характеристик учеников. С появлением компьютеров многие психологические тесты были автоматизированы, но системный подход и четкая динамика изменений ученика в процессе обучения, как правило, отсутствуют. Если же в школе психолога нет, то и работа эта полностью отсутствует. Принцип информатизации процесса обучения требует, чтобы в школе функционировал полный психологический мониторинг вне зависимости от того, есть там психолог или нет. Он должен показывать все происходящие изменения в психологических характеристиках ученика в процессе обучения, указывать на возможность возникновения критических ситуаций, выдавать определенные рекомендации учителям по работе с учениками. Вся обработка результатов обследования должна быть полностью автоматизирована, что обеспечивает освобождение психолога от рутинной работы и его сосредоточенность на работе с учителями и учениками. Если психолог в школе отсутствует, то результаты этого мониторинга служат основанием для работы учителей.[19]

5. Построение и проведение полного  внутришкольного мониторинга здоровья  и физического развития учащихся.  Анализ теоретических исследований и реальной практики показал, что обоснование форм и методов здоровьесберегающей деятельности в школе чаще всего основано не на проблемах данной конкретной школы, а на наиболее демонстративных видах этой деятельности: создании специальных лечебных комплексов, кабинетов и  т. п.  Построенный на основе новых информационных технологий, мониторинг позволяет осуществить индивидуальный подход к ученикам, выделить наиболее актуальные проблемы каждого ученика и школы в целом, принять обоснованные управленческие решения по созданию оптимальных условий формирования здорового образа жизни.

6. Прогнозирование результатов  обучения учащихся и класса  в целом. Как правило, никаких научно обоснованных прогнозов в школе не делается. Обычно по результатам предыдущих годов обучения отмечается снижение или повышение успеваемости.

Принцип информатизации требует, чтобы в школе на основании результатов психологического и педагогического мониторингов компьютер построил научно обоснованный прогноз результатов учащихся в процессе обучения. Это служит основанием для объективной оценки реальных результатов процесса обучения, позволяет вовремя увидеть возникающие проблемы и принять соответствующие меры.[20]

7. Оптимизация распределения учебного  времени внутри предмета и  по классу в целом. Учебное время между темами и параграфами учебника распределяется на основе методических рекомендаций и личного опыта учителя. Количество часов по предмету в неделю является стандартным и определяется только учебным планом школы. Как правило, этот важнейший параметр в школе никак не используется для повышения эффективности процесса обучения.

При опоре на принцип информатизации происходит оптимальное распределение учебного времени между темами и параграфами на основе построенных информационных моделей содержания образования и ученика с целью минимизации перегрузки учеников по предмету. Затем проводится оптимизация распределения учебного времени между предметами, изучаемыми в классе, с целью минимизации перегрузки учеников. Так как тут учитываются особенности ученика и класса в целом, то, вообще говоря, полученное распределение времени будет свое для каждого класса. Более того, фактор «время» является важнейшей характеристикой индивидуальной образовательной траектории ученика.

8. Дифференцированный и индивидуальный  подходы к ученикам. Дифференцированный и индивидуальный подходы, если они вообще проводятся в школе, как правило, опираются на субъективные мнения учителей об учениках и содержании образования. Именно отсутствие постоянного отслеживания результатов обучения, обоснованного прогноза и серьезного анализа содержания образования не дают возможность (даже при желании) в полной мере реализовать эти подходы.

В соответствии с принципом информатизации на основании полных внутришкольных мониторингов, прогнозирования результатов учеников, анализа содержания образования компьютер строит индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. При этом видны не только те результаты, которые должны быть достигнуты учеником, но и научно обоснованные рекомендации для их достижения.

9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке. В процессе накопления опыта у учителя вырабатывается определенный стереотип по применению различных методов и форм работы на уроке, без их должного научного обоснования. Безусловно, в этом есть и определенные положительные моменты, но это заставляет учителя не выбирать методы и формы в зависимости от содержания образования и конкретных учеников, а «подстраивать» содержание и учеников под «свои методы и формы».

Принцип информатизации требует, чтобы на основании полных внутришкольных мониторингов и анализа содержания образования компьютер рекомендовал оптимальный набор методов и форм обучения для каждого ученика и класса в целом. При этом, как и в других подробных ситуациях, компьютер может «обосновать» свой выбор, предоставляя учителю возможность глубже понять рекомендованную ему стратегию.

10. Построение оптимальной системы  уроков и каждого урока по  теме. Обычно в школе происходит стандартный выбор последовательности уроков и структуры каждого урока. Основанием служит личный опыт учителя, а необходимый анализ содержания образования и возможностей учеников, как правило, не имеет должного научного обоснования.

Принцип информатизации требует, чтобы на основании полных внутришкольных мониторингов и анализа содержания образования компьютер рекомендовал оптимальную последовательность уроков различных видов по теме и оптимальную структуру каждого урока.

Этот способ является своеобразным венцом подготовительного этапа деятельности учителя. Тут учитывается и проведенное распределение учебного времени, и выбранные методы и формы работы, и дифференцированный подход к ученикам, и результаты прогнозирования. Естественно, что вся работа должна быть построена в интерактивном режиме, когда учитель и компьютер – два единомышленника, старающихся в режиме диалога решить важную дидактическую задачу оптимальным образом.

11. Оптимальное сочетание управления  и самоуправления учебно-познавательной  деятельностью на уроке. В обычных условиях вся подготовительная деятельность учителя на предыдущих этапах проводится по сложившемуся стереотипу, без должного научного обоснования. Следовательно, и сам урок проводится без оптимального соответствия возможностям ученика и сложности содержания образования.

Так как в соответствии с принципом информатизации урок построен на основе информационных моделей ученика и содержания образования, то происходит оптимальное сочетание управления (деятельность учителя) и самоуправления (деятельность ученика). Понятно, что как бы оптимально ни был спланирован урок, во время него может произойти что-то незапланированное. Но так как учитель не просто получил необходимые рекомендации от компьютера, а ознакомился со всей системой получения этих рекомендаций, то он имеет возможность мобильно реагировать на все возникающие ситуации.

Именно интерактивный режим работы («диалоги учителя и компьютера») дает полную возможность учителю проиграть возможные варианты, а затем чувствовать себя на уроке достаточно свободно и уверенно. А это уже – важнейший признак владения методикой информатизации процесса обучения.

12. Текущий анализ, самоанализ и  оперативное регулирование процесса  обучения. Применение принципа информатизации позволяет проводить постоянное сравнение текущих результатов (внутришкольные мониторинги) с прогнозными и на их основе получать научно обоснованные рекомендации компьютера по корректировке следующих уроков темы. Понятно, что вся эта работа проводится в интерактивном режиме.

13. Тематический анализ, самоанализ  и стратегическое регулирование  процесса обучения. По той же причине, что и в предыдущем способе, тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование проводятся только на основе личного восприятия.[20]

    Использование принципа информатизации позволяет проводить сравнение результатов процесса обучения по теме (мониторинги) с прогнозными и на их основе получить научно обоснованные рекомендации компьютера по построению уроков следующей темы. По результатам тематического контроля и анализа компьютер может внести необходимые изменения в прогноз результатов учеников, что в свою очередь вызовет необходимые изменения в деятельности учителя. Таким образом осуществляется необходимая обратная связь и замыкается контур управления процессом обучения со стороны учителя.

     Еще раз обратим внимание, что предложенная группа способов информатизации является относительно целостной. Но это не исключает, конечно, возможности подразделения отдельных способов информатизации на более частные. Каждый последующий способ информатизации становится полностью возможным лишь при условии успешного осуществления предыдущих (более подробно этапы внедрения мы рассмотрим ниже). В целостной же совокупности все эти способы и составляют процедуру применения на практике принципа информатизации процесса обучения.

    Отметим, что многие из этих способов обычно осуществляются на практике без всякого применения идей информатизации. Некоторые из них применяются не систематически, а отдельные встречаются еще довольно редко. Отсюда видно, что многие элементы информатизации процесса обучения нуждаются еще в массовом освоении учителями. Именно поэтому надо подчеркнуть, что только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление информатизации процесса обучения.

     

         2 . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ          ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 

В  УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ.

 

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

     Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем современного образования. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне школы необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга. 

     История возникновения термина мониторинг такова: во второй половине ХХ века процесс слежения за состоянием плодородного слоя почвы стал назваться мониторингом (от английского следить — вести наблюдение). Термин стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.[21]

    Мониторинг  в образовании — это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное  обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.

   Функции мониторинга:      

Диагностическая –  определение уровня развития того или иного

Умения - отслеживание динамики развития ОК по

показателям и в целом

Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных

задач (что такое «хорошо»)

Контрольная – критерии успешности работы учителя

    Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности  метапредметных УУД каждого ученика  на разных этапах обучения   начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной  динамики продвижения учащихся  к метапредметным образовательным  результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы  педагога по формированию метапредметных  УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:

— что собираются отслеживать;

— какие возможные результаты предполагают получить;

— как можно повлиять на эти результаты;

— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.[25]

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);

— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач